Имя Господа Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе благодатную силу. Уста и язык, непрестанно произносящие слова Иисусовой молитвы, освящаются, делаются неспособными к празднословию, смеху, произнесению бранных слов. «Оглашается воздух внимательной, устной и гласной молитвой – и объемлет трепет князей воздушных, расслабляются мышцы их, истлевают и рушатся сети их! Оглашается воздух внимательной устной и гласной молитвой – и приближаются святые Ангелы к молящимся и поющим, становятся в их лики, участвуют в их духовных песнопениях, как удостоились это зреть некоторые угодники Божии», — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Время от времени в соцсетях пишут в личку с пожеланиями, чтобы написал статью о том как в условиях информационного катка, научиться практике Иисусовой молитвы. Скажу честно, давно бы надо было написать, сам виноват. Этой статьей исправляю упущение.
«КУДА НИ КИНЬ — ВСЮДУ КЛИН»
СМИ любой страны — это «обработка мозгов населению». Если посмотреть Евроньюс, то Запад — территория благополучия, а протесты — это происки Путина. Ну и само собой миф о полной свободе слова в западных странах. На практике ничего подобного там давно нет. Есть там одна, официальная точка зрения, навязываемая с экранов, газет, радиостанций, интернета. Есть и орган, контролирующий, насколько «совестливо» СМИ освещают события. Промывка мозгов на Западе в нужном направлении откровенно и открыто начинается с раннего детства.
Просмотр телевизора остаётся самым популярным в России способом проведения досуга: 60% опрошенных ВЦИОМом свободное время коротают перед «ящиком». При этом россияне устали от обилия насилия, скандалов, криминальных хроник, которые предлагают сегодня телеканалы. Часто слышится от зрителей — «Телевидение кончилось. Началось зло». «Руководители каналов, объясняя программную политику, жонглируют словом «рейтинг».
Миллионы людей не могут обходиться без постоянного звука на втором плане — включенного телевизора или радио, постоянно играющей музыки или аудиокниги. Однако появляется привычка всё время что-то слушать не просто так.
«Да. Знаю. Телевизор — ящик для идиотов. Но идиот — кто угодно, только не я».
Чем дольше внимание человека приковано к телеэкрану, тем меньше у него возникает собственных мыслей, а значит его мыслительная активность сокращается. Если долго смотреть различные шоу, сериалы, рекламу – это приведет к отсутствию в развитии собственных мыслей. Ум смотрящего ТВ безостановочно принимает мысли и образы, которые сходят с экрана. Вместе с этим человек подвержен пассивному состоянию повышенной впечатлительности, являющемуся сродни гипнозу. Именно поэтому телевидение — это средство для манипуляции сознанием, а думать, что такой вид отдыха дает расслабление – это самообман.
Получается — «Куда ни кинь — всюду клин».
Библиотека знаний человечества ― у каждого в кармане в виде смартфона. Ныне мал и стар в виртуальной библиотеке, поглощенный нескончаемой информацией. В общественном транспорте наблюдается картина, где все и сидячие и стоящие — все уткнулись взглядом в смартфон. По улице навстречу идет молодежь — зомби, никого не замечая, уставившись в экран смартфона. При любом удобном случае, включается смартфон. Молодежь, в период каникул, сутками напролет не выходит из дома, «сидит» в смартфонах ни на что не реагируя — живые зомби. Их мало интересует свежий воздух, минимум еды, минимум движений — круглые сутки напролет лежа, сидя, лицом вверх, лицом вниз на пол, лежа на левом, правом боку, укрывшись под одеялом — все внимание на экран смартфона. Две недели зимних каникул не вставая с кровати — офигеть, сам тому свидетель.
Привязанность к смартфону — это зависимость, навязанная человечеству лукавым. Это равносильно курению, той самой зависимости, на которую подсажена современная молодежь независимо от пола. Я бы сказал, что девушки более зависимы. А сколько вокруг наркоманов? Все это расставленные сети сатаны.
Как устоять под таким психологическим напором? Клин — клином вышибается. Надо приучать себя молиться Иисусовой молитвой. Это единственное противодействие нашим мыслям, через которые воздействует сатана на каждого человека. Психологически трудно осознать что каждый из нас зависим. Логически это не укладывается в голове, поэтому всерьез не воспринимается человеком. А зря.
«Бей супостатов именем Иисусовым ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле (Св. Иоанн Лествичник).
Святой Иоанн Кронштадтский считал, что постоянная (непрестанная) Иисусова молитва «бьет в нашу гордость, и вызывает… …чувство смирения», и нужна каждому грешнику, как «дыхание дyши его». И когда верующий часто твердит «Господи! Помилуй!», то он жив и с душой y него все в порядке, а если же замолчали его yста, значит он мертв или при смерти.
Постоянные проблемы возникающие по причине неуравновешенных отношений в семье, конфликтной ситуации на работе, заморочки с соседями, дети с плохими оценками, отсутствие отдыха, внеплановые траты и постоянные мысли как выкрутиться из той или иной ситуации, болезнь близких родственников — держат человека в том состоянии, когда хочется взвыть от безысходности.
«Нет радости в жизни» – слышится от родных, знакомых и сослуживцев. Первая мысль — что им не хватает? Со стороны видно, что в этой семье есть все для счастья: семья, муж, дети, достаток, любимая работа, но не приносит это чувство счастья и удовлетворения. Причина в том, что счастье — это внутреннее состояние, а значит происходит неосознанно, на подсознательном уровне.
В жизни с Христом достигается счастье, непреходящее, вечное, ибо неизменно и вечно то, откуда проистекает. Жизнь с Христом – вот к чему надо направить наши душевные силы. Внутренний, духовный свет людей, живущих с Богом, светит и вовне. Находящийся в единении с Господом человек сам счастлив и делает счастливыми других.
Общество живет в состоянии повышенной нервозности, а СМИ только раззадоривают страх. И каждое утро будильник — завтрак — работа — дом — сон. Ежедневная нескончаемая карусель, бег по кругу, ускоряющийся день ото дня. Психиатры ставят диагноз таким «гончим» — расстройство режима сна и бодрствования.
ПРИ ОБЩЕМ ДОСТАТКЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ЧИСЛО ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Сегодня разными формами психических заболеваний страдает 14 % населения. По словам врача — психиатра Ольги Щелоковой, эта статистика учитывает только данные психиатрических больниц и психоневрологических диспансеров, на самом деле людей, с такими заболеваниями, многократно больше – такие больные не обращаются к психиатрам, тянут до последнего, считая себя здоровыми, или стараются не афишировать болезнь. Кому из сотрудников понравится что с тобой рядом работает псих.
Душевные страдания в сравнении с физическими страданиями считаются самыми тяжёлыми — так и говорят “болит душа”. Неслучайно в этой когорте больных хватает самоубийств и суицидальных намерений. В состоянии тяжёлой депрессии больной чувствует себя на дне пропасти, откуда ничего не видно, все воспринимается в мрачных тонах, а будущего в его понимании нет.
По данным Минздрава, среди самых распространенных психических заболеваний — неврозы. Больные люди не понимают, что психические болезни – это состояния депрессии – навязчивые представления, фобии… От них нельзя отмахнуться, бесполезно в этом случае прибегать к обвинениям, призывам к дисциплине или покаянию, наказаниям.
Таким образом душевный недуг — это Господом возложенный на человека крест. Душевные болезни сопоставимы с телесными — посылаются человеку Господом, как и телесные болезни, во спасение и никак иначе. Плоть человека не может болезновать изолированно от остальной его природы. Любая болезнь, будь то психопатология, заболевание желудка, костей или глаз, имеет и духовную природу, ибо все болезни человечества — следствие грехопадения.
Один из учителей Церкви второго века Тертуллиан сказал удивительно верные слова: «Душа человеческая по природе христианка». Она жаждет пищи духовной, чистоты и святости, жаждет Христа. Душа по природе христианка, и если не питается пищей духовной, то наступает тяжелое хроническое голодание этой несчастной души. И как человек голодающий, не имеющий пищи, становится раздражительным, так и эти люди, голодающие духовно, раздражаются. И нет им покоя, и не могут забыться они ни в каких развлечениях, ибо душа их — «по природе христианка», жаждет пищи духовной, а они этой пищи ей не дают».
«Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое». (Пс.61).
Известно, что в России, как в большинстве стран Западной Европы и многих стран мира, доля верующих среди пациентов психиатрических клиник больше, чем доля таких людей в обществе.
Церковь не занимается лечением психических заболеваний, также как не занимается лечением желудочно-кишечных заболеваний и сердечно-сосудистых. Церковь исцеляет душу. Вернее, душу в Церкви исцеляет Господь. Заменять лечение больного Таинствами нельзя, если речь идет о тяжелых психических заболеваниях.
ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ К ПРАКТИКЕ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ НАДО ПРИСТУПАТЬ С БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДУХОВНИКА И ТОМУ ЕСТЬ ПРИЧИНЫ:
Нормальная религиозность подразумевает сосредоточение внимания на Боге, благоговение и любовь, сознание своего несовершенства. При этом важна именно внутренняя религиозность, характеризующаяся внутренними духовными потребностями, желанием строить жизнь в соответствии с заповедями, способностью к мистическим переживаниям. Плодом веры является любовь. При отсутствии такового плода говорить о нормальной религиозности не приходится.
Согласно вышеизложенному, становится понятным, к практике Иисусовой молитвы надо приступать с благословения духовного отца, который сможет определить — готовы ли вы к внутреннему деланию, или лучше сосредоточиться на служении и внешней молитве. Дело в том, что против делателей Иисусовой молитвы ополчается сам диавол. При регулярном молении Иисусовой молитвой начинаются мысленные брани против делателя сей молитвы и если человек психически болен, трудно даже представить последствия.
Святые отцы учат, что человек постоянно находится под властью бесов, непременно испытывает их влияние и ярость. Бесы неотлучно крутятся подле души, стараясь ввергнуть верующего в грех — чувствами ли, мечтаниями ли, или же восстанием плоти. Ибо человек, состоящий из души и тела, подлежит воздействию и пленению сатаны. Эта воинственная тактика лукавого проявляется именно в часы молитвы.
Поэтому важно, чтобы приступающий к практике Иисусовой молитвы, не имел психических отклонений, иначе сатана закрутит такого делателя и не отпустит, пока не погубит. Лучше не экспериментировать с этим. Думаю понятно теперь для чего требуется духовное благословение и духовный контроль делателя Иисусовой молитвы. Причина в том, что мы не видим за собой никаких духовных отклонений, или падений, а если и замечаем, то оправдаем любые свои поступки.
С КАКОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ МОЖНО ПРИСТУПАТЬ К ПРАКТИКЕ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ
Нельзя сразу неофиту браться за практику Иисусовой молитвы. Здесь понятно — по неопытности больше навредит себе, чем что либо усвоит. Года через три после начала воцерковления и не раньше. За этот период времени неофит познакомится со Священным Писанием, со святоотеческими трудами. На личной практике усвоит утренние и вечерние молитвы. Научится правильно готовиться к исповеди и причастию. Освоит Псалтирь. Некоторые верующие среди знакомых за три года выучивали наизусть утренние и вечерние правила и по памяти исполняли утром и вечером. Найдет себе духовника и начнет жить по духовному совету. Вот когда это будет, вот тогда придет время Иисусовой молитвы.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Предложу два варианта начала практики Иисусовой молитвы:
1.Первый — начинающий молится восьмисловной Иисусовой молитвой без какого либо правила, используя только время. Допустим, начинает с 10 минут, постепенно увеличивая время, доведя до 10 — 14 часов в сутки. Надо помнить, что спешить — себе дороже, лучше по крохе, но каждый день. Самым надежным и безопасным будет в течение недели добавлять каждый день по 10 минут. Пройдет где то три месяца и сможете «держать» устную молитву не менее десяти часов в день. Здесь важна не скорость, а внимание того, что произносите. В этот отрезок времени лучше молиться по четкам, без них сложно. Причина в том, что молитва пока еще не привилась, наш блуждающий УМ находится во внешнем, он еще не осознает что от него хотят.
2.Второй — начинать Иисусову молитву по благословению духовника лучше с минимума — с 50 молитв ежедневно. Каждую неделю добавлять по пятьдесят молитв. Вначале типа — ерунда. Через два месяца уже будет не ерунда. А вот когда доведем часов до 10 в день, молитва (благодатью Божией) привьется и станет неотделимой частью человеческого бытия. Такое происходит где то через три месяца. Оба варианта замечательны, имеют постепенность восхождения без резких скачков.
На первоначальном молитвенном этапе блуждание ума и мечтательность — это нормально, это действия лукавого. Таким образом он уводит ваш ум от слов молитвы вами произносимых. Святитель Игнатий Брянчанинов, говорит, что вначале количество с постепенным переходом на качество. Поэтому так важно постепенное увеличения количества на первоначальном этапе начинающего подвижника молитвы.
С первых дней молитвенной практики надо приучать себя к келейной Иисусовой молитве без четок в темноте. Заходим в темное помещение без посторонних звуков, садимся на что либо, желательно не выше 25 см, закрываем глаза и начинаем вслух произносить восьмисловную Иисусову молитву, внимая тому, что произносим. При этом, если уводится ум от слов молитвы мечтательностью, или какой либо забывчивостью, возвращаем ум обратно в слова молитвы. Та молитва правильна, когда при произнесении слов молитвы, внимаем тому, что произносим, а не мечтаем в этот момент о чем либо ином. Станете свидетелями как сатанинская изворотливость будет противиться такой молитве. Поэтому однажды, а лучше, дважды в сутки должна быть келейная молитва в темноте.
В обычной жизни неверующий человек даже не подозревает что во власти сатанинской. Мысли считает личным измышлением, вся его жизнь проходит вследствие решений этих самых мыслей. Сатана легко управляет пленником, при этом себя не обнаруживает. Проживает человек жизнь и умирает, так до конца не осознав, в чьей власти. Осмысление приходит после смерти, но поздно, там расплата за прожитую жизнь.
И даже христиане, исполняющие утренние и вечерние молитвы, исповедующиеся и причащающиеся, живущие по Заповедям, продолжают находиться во власти сатаны. Потому что не видят мысленного врага рода человеческого, продолжают жить под воздействием собственных мыслей, а ведь Божии Заповеди даны в первую очередь для отсекания злых, враждебных, подталкивающих к нарушению заповедей. Тщеславие, осуждение ближних, самомнение, гордыня, раздражительность, мысли о блуде, прелюбодеянии — это все действие лукавого. И что же православный? Он следует своим мыслям.
Только с переходом на мысленную (умом произносимую) молитву подвижник молитвы начинает «видеть» действия сатаны, который снимает маску скрытности, ибо мысленной молитвой делатель Иисусовой молитвы вторгается в сатанинские владения и сатана начинает открытую войну против подвижника молитвы. Вот для чего крайне необходимо христианам внутренняя (мысленная) молитва — чтобы противодействовать лукавому. Поэтому святые отцы и предупреждают о том, что «кроме как непрестанной молитвы, никто из верующих к Богу не сможет приблизиться» (Исаак Сирин)
Иисусова молитва заповедана самим Богом. В призывании имени Божия заключается основа спасения человека — «кто призовёт имя Господне, спасётся» (Иоил 2:32). Из всех кратких молитвословий самой действенной признана Иисусова молитва, рекомендованная святыми отцами как восьмисловная: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Цель Иисусовой молитвы — стяжать Христа, чтобы открылось Царство Божие в нас, зажглась искра благодати, которая сокрыта до времени под пеплом греха. И тогда исполнится прошение молитвы: “Да приидет Царствие Твое”.
НА ЧТО ВАЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Мечтание — легчайшая брань сатаны. Мечтание, связанное с прошлым, и будущим, о добрых делах, о делах злых. Приходят различные помыслы (мысли) и занимают ум с целью воспрепятствовать призыванию имени Иисусова. Диавол старается, чтобы человек не проявлял интереса к Богу, чтобы не обнаруживал любовь к Нему. С этой целью приводит на память грехопадения, которые тот совершил в недавней, предшествующей жизни.
Святые отцы говорят, что война тем сильнее, чем сильнее предшествующие страсти. Придется за каждое удовольствие воздать аналогичным страданием. В подвижнической жизни отцов наблюдается тесная связь между удовольствием и скорбью. Удовольствие вызвало падение и страдание, и, следовательно, страдание (скорбь) возвращает человека в первоначальное состояние и исцеляет. Итак, подвижнику предстоит много пострадать, воздать за каждый помысел и злое удовольствие аналогичной скорбью, пока не наступит равновесие. События, имевшие место много лет назад, и пережитые в них удовольствия, с течением времени забыты, с практикой Иисусовой молитвы оживают вновь. Благодаря этому сатана стремится ввергнуть делателя сей молитвы в отчаяние и безнадежность.
Действенным средством противовеса мечтаниям, непрерывное призывание имени Иисусова, при этом надо внимать произносимым словам молитвы. Мужественно стоять в тесноте молитвы. Не размышлять в часы молитвы ни о благих, ни о злых делах. Помыслами хулы на Бога, как говорят богоносные отцы, нужно пренебрегать, не внимать им — это действие лукавого. Только таким образом исчезают мечтания и водворяется мирное внутреннее устроение в молящемся человеке.
Призывание имени Божия есть добродетель, необходимая для каждого христианина. Но, стремясь научиться Иисусовой молитве, нельзя забывать, что безопасным это делание будет тогда, когда во главу угла поставлено достижение покаянного опыта. Совершая молитву, никуда не уводить ум, не обращать внимания на чувственные проявления, которые могут сопровождать молитву, не мечтать о степенях молитвенных и не считать себя достойным духовных даров, но просить у Бога единственно помощи и избавления от греха, как терпящий бедствие взывает о помощи, не помышляя при этом о наградах или достижениях. Наше обращение к Иисусовой молитве должно быть покаянным, тогда такая молитва будет безопасной.
«НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ, ИБО ТАКОВА ВОЛЯ БОЖИЯ О ВАС»
О молитве Иисусовой знают все православные христиане. Но часто не придают такого значения, какого она заслуживает. А между тем молитва Иисусова — это главная, ключевая добродетель, вокруг которой все вращается.
Христиане считают, что достаточно помолиться утром и вечером, вычитать перед Причащением положенные каноны — и этим молитвенный долг исполнен. Не осознавая того, что вся ценность молитвы во внимании, христианами читаются правила рассеянно, да побыстрее, иногда до такой степени, что сами не слышат читаемого. Один подвижник сказал на этот счет следующие слова: «Как Бог может слышать твою молитву, когда ты сам ее не слышишь?»
Иные берут на себя дополнительные правила (не по разуму), считая, что таким образом делают что либо серьезное. Читают акафисты, добавляют каноны, некоторые прочитывают много кафизм каждый день. Им кажется, что от одного только количества преуспевают и что такое обильное чтение молитвословий приносит им пользу. Но если молимся без внимания, то это уже не молитва. Бог внимает уму. А если человек не умеет внимательно произнести восьми слов Иисусовой молитвы, то, конечно же, не способен со вниманием читать и пространные молитвословия.
Если не будем заботиться о внимании, то не научимся молиться. Это важно понять и усвоить. Можно, например, знать богослужение, и при этом не уметь молиться. Но если не молимся, то наше участие в богослужении становится пустым и формальным, некой игрой: где мы изображаем из себя священников, дьяконов, мирян, при этом вовремя крестимся, кланяемся, складываем руки в нужный момент — и только.
Молитва как одно из действенных средств к постепенному преуспеянию в духовной жизни, по учению Святых Отцов, состоит в непрестанно совершаемом умом в сердце призывании Божественного имени Иисуса Христа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Надо знать, что любая краткая молитва легко усваивается нашим падшим умом, а не пространная молитва на нескольких листах молитвослова. Первый признак что появился Дар Внимания — это усвоение восьмисловной Иисусовой молитвы, когда мы начинаем осознавать что не можем уже не молиться. Происходит такое месяца через три, не раньше, при условии, если будем молиться ею постоянно, а не когда в голову взбредет. С этого момента станут понятны и длинные молитвы, такие, как утренние и вечерние правила, подготовка к исповеди и причастию, и.т.д.
Надо помнить о том, что Иисусова молитва — это противодействие помыслам. Человек основное время своей жизни «варится» в собственных мыслях. Дух Святый, устами апостола Павла призывает последователей Христа к «непрестанному молению», да еще и добавляет, как непреложную истину «такова Воля Божия о вас».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
С древних времен гласная молитва заповедуется каждому новоначальному. Без нее невозможно научиться непрестанно памятовать о Боге, бороться с греховными помыслами, отсекать свою волю.
С устной молитвы начинается молитвенный подвиг. Этот молитвенный этап предлагается святыми отцами как действенный и обязательный для дальнейшего усвоения Иисусовой молитвы. Не освоите устную (гласную) Иисусову молитву, не будет и мысленной (умом произносимой).
автор: Виктор Шипилов