«Мистический опыт, неотделимый от пути соединения с Богом, обретается только в молитве и молитвой. В самом общем смысле предстояние человека пред Лицем Божиим есть молитва. Но нужно, чтобы это предстояние стало состоянием сознательным и постоянным; молитва должна стать непрестанной, непрерывной, как дыхание, как биение сердца». (В. Н. Лосский)
Молитва Иисусова – это ступеньки лестницы в Царствие Божие!
Иисусова молитва ‑ универсальное средство познания Бога, непобедимое оружие против диавола, козней бесовских, действенное орудие спасения и обожения человека. Иисусова молитва это жизнь по образу и подобию Божию, причастие нетварной Божественной благодати. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»
ОТКУДА БЕРЕТ НАЗВАНИЕ ИИСУСОВА МОЛИТВА?
Прообраз Иисусовой молитвы представлен в Евангелии (Мк.10:46-52): когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей, «сын Тимея». Услышав, что здесь Иисус Назорей, слепой начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня»… Также некоторое сходство молитва Иисусова имеет с молитвой хананеянки, которая кричала Иисусу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22). Подобно Вартимею и хананеянке просил Бога о помиловании и мытарь из евангельской притчи: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).
ТРУДЕН ПУТЬ МОЛИТВЕННЫЙ
В век информации все мы подвергаемся действию непрестанного потока искушений: в мыслях и в чув­ствах, при работе, отдыхая, в постели, во сне, и.т.д. Нет другого средства противостояния и борьбы с искушениями кроме молитвы, поэтому она должна быть такой же непрестанной — в противовес сплошному потоку искушений (клин клином вышибается). Святые отцы учат тому, что «если ты молишься только тогда, когда встал на молитву, — то ты никогда не молишься».

В большинстве случаев можно наблюдать что молитва и жизнь хри­стианина не связаны в одно целое. Человек уделяет молитве время утром и вечером, в остальное время дня забывает и о молитве, и о Боге, и об учении Христа, и об Его заповедях.

Молитва в этом случае не проникает в жизнь верующего. От этого жизнь христианина мало чем отличается от жизни живущих вне Бога: христианин легко поддается действию страстей, он становится их легкой добычей, чувствует себя незащищенным и покинутым при житейских невзгодах.

Это происходит потому, что человек не защищен благодатью — непре­танной молитвою. Он как бы примеряет оружие ут­ром и вечером, а на день снимает его и выходит на ежедневную битву с врагом без оружия.

«Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем»,  — говорит прп. Исаак Сириянин.

Но, как говорит Марк Подвижник – «Кто пренебрегает заповедью о молитве, того постигают грубейшие преступления, которые пересылают его, как узника, от одного к другому».
А по словам Илии Экдика: «Ключ в Царство Небесное – молитва».
«Апостолы не были отшельниками, не занимались «умерщвлением плоти», не уходили в пустыни, не бежали от людей в затвор, а жили в миру и непрестанно молились».
ПРИМЕР И НАУЧЕНИЕ МОЛИТВЫ ДАЛ САМ ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС
«Утром, встав рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк.1:35).
ПРИЗЫВАЛ К ЭТОМУ И УЧЕНИКОВ:
«Смотрите, бодрствуйте, молитесь» (Мк.13:33).
ГОВОРИЛ О ТОМ ЖЕ ПРИТЧАМИ:
«Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1).
УКАЗАЛ ИМ НА ВЕЛИКУЮ СИЛУ МОЛИТВЫ.
«И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22).
НА СИЛУ МОЛИТВЫ УКАЗАЛ И ПРИ ИСЦЕЛЕНИИ БЕСНОВАТОГО:
«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21).
АПОСТОЛЫ, ПРИНЯВ ДУХА СВЯТОГО, СОГЛАСНО ЗАПОВЕДИ СПАСИТЕЛЯ, ВСТУПИЛИ В ПОДВИГ МОЛИТВЫ:
«Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян.1:14).
МОЛИТВА СТАЛА ПОСТОЯННЫМ АПОСТОЛЬСКИМ ДЕЛАНИЕМ:
«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42).
Апостолы научили христиан молитве, ибо это меч духовный в борьбе с силой диавольской, действующей на нашу душу через страсти.
На пути в Царствие Божие стоят гордость, самолюбие, сластолюбие, чревоугодие, леность, зависть, чувственность, иными словами — частокол страстей.
ГДЕ ИСКАТЬ ПОМОЩИ? ГДЕ ЧЕРПАТЬ СИЛЫ?
Только в молитве.
В Священном Писании о молитве или молении упоминается более 240 раз. Обращение к Богу в жизненной ситуации во все времена у евреев считалось нормой, и потому напоминания апостола Павла: «Непрестанно молитесь»(1 Сол. 5, 17), «Молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18), «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя, н ней с благодарением» (Кол. 4, 2) проникнуты глубоким библейским духом.
НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ
В Священном Писании есть описание людей, при жизни сподобившихся видения Небесных обителей, Престола Божия и Небесного богослужения.
В Ветхом Завете среди них есть некоторые пророки: Даниил (Дан. 7: 9–10), Захария (Зах. 1: 1–6), Иезекииль (Иез. 1: 26–28), Исаия (Ис. 6: 1–7). В Новом Завете известно об апостолах Павле (2 Кор. 12: 2–4) и Иоанне Богослове (Откр. 4–7). Эти видения дополняют друг друга схожестью, доказывая истинность описанного святыми.
Полное отражение Небесной Литургии содержится в Откровении Иоанна Богослова, где запечатлены описания устроения Небесного Храма и богослужения, в которых угадываются параллели с Земной Церковью.
В видении перед Иоанном Богословом отворились двери, он вошел в них и увидел Сидящего на престоле. Мы угадываем в этих образах небесное отражение Царских врат, престола и седалища архиерея – неотъемлемых элементов алтаря храмов (Откр. 4: 1–2).
Также апостол видел семь светильников огненных, которые горели пред престолом и являлись семью духами Божиими (Откр. 4: 5). Эти светильники в алтаре символизирует семисвечник.
В ином видении Ангел кадил золотой кадильницей пред жертвенником, который стоял пред престолом, и фимиам – суть молитвы святых – возносился пред Богом (Откр. 8: 3, 4).
И вновь знакомый нам образ – каждение в храме, которое как бы возносит молитвы верующих к Престолу Божию.
Под жертвенником Иоанн видел души мучеников, «убиенных за слово Божие и за свидетельство»(Откр. 6: 9). Традиция полагать под престол в алтаре мощи мучеников существовала уже в ранней Церкви и сохранилась до наших дней.
24 старца вокруг престола, облаченных в белые одежды и на головах золотые венцы (Откр. 4: 5), понимаем как 12 патриархов Ветхого Завета и 12 апостолов Нового Завета. В Земной Церкви их представляют священнослужители, которые также при совершении Литургии надевают белые подризники.
 24 старца («старцы» – пресвитеры, то есть старейшины, ангелы) «день и ночь» (непрестанно) поклоняются Богу, прославляют Его в своих гимнах: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Господь Саваоф – Господь небесных воинств».
Эту молитву удостоился слышать от серафимов пророк Исаия.
Несчетное множество людей от всех колен и народов в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, которых увидел евангелист молящимися пред престолом и Агнцем. Это все святые и верующие от начала времен, которые «пришли от великой скорби», омыли одежды свои и убелили их Кровию Агнца (Откр. 7: 9–14).
 ДЛЯ ЧЕГО БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА
Адам — венец творения Бога. Адам создан как образ и подобие Бога — Творца, Его божественное дыхание. Адаму предназначено было войти в единение с Первообразом, став посредником между ангельским и материальным миром, “возглавив” всю тварь. Адам был призван «соединить любовью природу тварную с природой нетварной, являясь в единстве и тождестве стяжанием благодати».
Преп. Паисий Величковский, вдохновенный поучениями преп. Нила Синайского и Нила Сорского, утверждает, что умная молитва дарована Самим Богом первым людям в Раю. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и ввел в рай сладости, чтобы возделывать и хранить» (Быт. 2:15).
Ум первого человека (Адама) был чистым, светлым, безгрешным, способным к глубоким познаниям, но в то же время он должен развиваться и совершенствоваться, как развиваются и совершенствуются умы самих Ангелов.
Постоянное «зрение» в сердце своем Бога и непрестанная к Нему молитва было деланием первых людей Адама и Евы в Раю.
Итак, Рай — есть молитвенное пребывание в Боге, изгнание же из Рая — есть греховное ниспадение человеческого ума от Бога .
ДОПОТОПНЫЙ МИР
«Завистью диавола вошла в мир смерть»(Прем.2, 24). Завистью дьявола по отношению к Богу стала причиной падения на небе. Завистью к человеку стало мотивом падения первых людей».
В результате грехопадения повредились силы души человека. Сердце утратило чистоту и непорочность, предалось неразумным стремлениям и страстным желаниям. Грехопадение прародителей трагически разъединило человека и Бога и отразилась на человеческой природе. Человек сделался тленным и смертным, расположенным ко злу, к воздействию на него падших духов.
«Из греха, как из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания», — говорит св. Феофил Антиохийский. Сей прародительский грех перешел от Адама в человеческое естество, поскольку все мы  от Адама, и таким образом через одного Адама грех распространился на человечество. Посему зачинаемся и рождаемся с этим грехом».
У Адама и Евы родились Каин (Быт.4:1), Авель (Быт.4:2), Сиф (Быт.4:25) и другие сыновья и дочери (Быт.5:4). Согласно Книге Бытия, Каин стал первым убийцей на земле, Авель — первой жертвой убийства.
СИФ — третий ребенок Адама и Евы, допотопный святой, от которого образовалось потомство СЫНОВ БОЖИИХ, чтущих Бога, соблюдающих Заповеди и возносящих молитву Творцу.
Поколение Сифа, будучи носителем Божественной религии и связанного с нею обетования, должно было стать тем корнем, из которого в дальнейшем развиться «дерево человечества».
Однако, по прошествии времени, Сыны Божии, отступив от заповедей, оставили и молитву к Богу, после чего в них вошел сатана. «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что красивы, и брали себе в жены, какую кто избрал»(Бытие, 6:2).
И зло проникло в людей до такой степени, что Бог раскаялся, что сотворил человека: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что мысли и помышления сердца их творить; и раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Бытие, 6:5).
МОЛИТВА АВРААМА
После Всемирного потопа спаслось всего восемь душ. Удивительно, но факт — прошло 300 лет, и  люди (предки НОЯ) вновь отступили от Бога, и стали поклоняться твари.
Сыновья Хама венчали Нимрода на царство, а сыновей Иафета он победил в войне. Так как все потомство НОЯ поселилось в Вавилоне, Нимрод стал правителем всего мира, всего населения Земли. Созданная Нимродом Вавилонская Империя просуществовала 1601 год.
Как в допотопные времена от Сифа образовалось потомство СЫНОВ БОЖИИХ, так и в послепотопный период патриархом всех верующих в Бога стал Авраам, от которого образовалось потомство СЫНОВ БОЖИИХ — ИУДЕИ.

Астрологи и маги Нимрода предсказали, что сын Ламеха достигнет небывалого величия, а его потомство навсегда унаследует «все четыре стороны света». Нимрод потребовал, чтобы Ламех принес ему младенца, намереваясь его умертвить, но Ламех обманул его, подменив Аврама новорожденным сыном рабыни. Царь собственной рукой размозжил младенцу голову, а затем щедро наградил Ламеха за преданность.

А тем временем Ламех спрятал своего сына и его кормилицу в подземной пещере и из месяца в месяц обеспечивал их всем необходимым для жизни. До десяти лет ребенок Аврам прожил в пещере, спрятанный отцом от Нимрода, пожелавшего его убить.

В десятилетнем возрасте Аврам поселился в доме Ноя, где в течение 39 лет учился у него, и у его сыновей — у Сима и Иафета, перенимая сокровенную традицию, идущую от первого человека — Адама. Что это за традиция? В тот период времени люди не умели ни писать, ни читать — неграмотные. Молитва, которая и передавалась из поколения в поколение, прежде чем Моисей заключил договор с Богом.

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ МОЛИТВА
Избранный Божий народ — евреи, занимались скотоводством и молились. Приведу одну из таких молитв.
«Нет никого, подобного нашему Богу.
Никого, подобного нашему Господину.
Никого, подобного нашему Царю.
Никого, подобного нашему Избавителю.
 Слушай, Израиль! Господь Всемогущий, Господь наш Един».
МОЛИТВА ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ПРОРОКОВ — ПРООБРАЗ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ
У ветхозаветных пророков мы встречаем внутреннюю молитву покаяния — ИСИХАЗМ — древнюю практику непрестанного молитвенного делания.
1. «Илия… наклонился к земле, и положил лице своё между коленами своими и молился, как рождающая ребенка женщина».
Здесь описан классический опыт внутренний художественной молитвы, где ум вводится в сердце и оттуда возносятся слова молитвы.
2. В Псалтири, во многих местах указывается внутренний образ непрестанной молитвы, творимой самим Давидом — «Вси языцы обыдоша мя,  и именем  Господним противляхся им. «Вси языцы» — язычниками названы многоглаголивые и многокозненные демоны — «обыдоша мя», — говорит Давид, — «и именем  Господним противляхся  им. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем  Господним противляхся им».
ПОЧЕМУ ИМЕННО ИИСУСОВА МОЛИТВА  СТАЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ МОЛИТВОЙ ВЕРУЮЩИХ НОВОГО ЗАВЕТА?
Потому что «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана вера и многовековой опыт святых отцов в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, сокрушается сила наших мысленных врагов и супостатов.
«Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь приидет» — (Мф.24:42).
 «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».  Бодрствовать для христианина – значит пребывать постоянно в молитве, делании заповедей Божиих, борениями с помыслами.
«Блажен, кто бодрствует в молитве, чтении и добрых делах, он просветится и не уснет в смерть» (прп. Ефрем Сирин).
Дела милосердия и другие внешние подвиги следует сочетать с внутренним деланием — одно без другого, суть хромая утка.
«НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ»
Евангельская притча, рассказанная Господом, научает последователей Христа постоянству в молитве: «Говоря о необходимости молитвы, Иисус Христос рассказал притчу о неправедном судье. В одном городе жил неправедный судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе жила одна вдова, судебное дело которой должен был решить этот судья; она ходила к нему много раз и просила оградить от несправедливых притязаний ее противника; но все ее просьбы были безуспешны. Наконец судье надоели постоянные хождения вдовы к нему и просьбы ее; и он сказал: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает покоя, защищу ее, чтобы не приходила больше докучать».
Окончив эту притчу, Господь сказал: «Слышите, что говорит судья неправедный? Если, будучи неправедным, все-таки заступился за несчастную вдову, неотступно просившую у него защиты, то Бог ли не защитит ли избранных, вопиющих к Нему день и ночь».
СИЛА ИМЕНИ БОЖИЯ
В ветхозаветной традиции серьезно относились к тому, чтобы призвать имя или позвать по имени. «Когда имя произносится, то оживает и тут же возносится к душе его обладателя. Сила и слава Бога раскрываются и действуют через Его Имя».
Сила и слава Бога раскрываются и действуют через призываемое Имя. Призывая внимательно и благоговейно, мы предстаем пред Богом, предлагая себя в Его руки, как послушное орудие в жертву живую.
«Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и держит весь мир»,– говорится в «Пастыре». Иисусова молитва превосходит остальные молитвы потому, что содержит Имя Бога. По этой причине Имя Иисуса изгоняет бесов и исцеляет людей».
Практика Иисусовой молитвы покоится на библейском почитании Имени. Для современных христиан, как и в апостольские времена, Имя Иисуса – сила. По словам святых Варсануфия и Иоанна Газских (VI век) «Имя Божие, будучи призываемо, убивает страсти».
«Бей супостатов именем Иисусовым, – призывает преподобный Иоанн Лествичник, – ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле».
Приступая к практике Иисусовой молитвы, обнаруживаем, что внутренне мы разъединены, лишены единства и целостности. Неугомонные праздные мысли мелькают в голове, словно комары (по выражению епископа Феофана Затворника). Как правило, бессильны обуздать собственный ум, произвольно блуждающий в пространстве и времени. То вспоминаем прошлое, то предвкушаем будущее, то планируем, чем заняться. Люди и места нескончаемой вереницей кочуют перед нашим мысленным взором, и не хватает сил, чтобы удержать себя там, где мы есть – здесь, в присутствии Божием, в словах молитвы. Внутренняя разобщенность является одним из трагических последствий первородного греха.
Призывая Имя Божие, отрешаемся от наших фантазий, как невинных, так и пагубных, освобождаемся от них, все подчиняя мысли об Иисусе. «Мысли толкутся в голове… как комары, – говорит свт Феофан (Затворник). Чтобы пресечь эту толкотню, не бороться с помыслами, напрягая волю, а уклоняться от них, связав ум словами Иисусовой молитвы».
Иисусова молитва отводит внимание от посторонних мыслей и образов, которые невозможно остановить усилием воли.
Призывая Имя Божие, приучаемся ощущать духовным чутьем близость Христа, подобно тому, как мы согреваемся, входя в жарко натопленную комнату. Таким образом, Иисусова молитва приводит нас от нескончаемого потока помыслов к единству со Христом. «Памятью об Христе Иисусе собирай расточенный ум свой», – говорит св. Филофей Синайский (IX век).
Призывание Имени, делая нашу молитву цельной, позволяет ей пройти глубже вовнутрь, стать частью нас самих. В такую молитву вовлекается  всецело человек, ее слова и смысл прорастают в нем.
Нельзя призывать Имя, не веря в Иисуса Христа как в Сына Божия и Спасителя; бессмысленно твердить словесную формулу, не имея живой веры в Иисуса как Господа и не отдавая себе отчет в том, Кто Он и что Он сделал для нас лично.
НЕПРЕЛОЖНОЕ ПРАВИЛО СВТ. ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА О ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ НАЧИНАЮЩИМ ПОДВИГ ПОКАЯНИЯ
Аскетические творения святителя Игнатия (Брянчанинова) святоотеческая энциклопедия духовной жизни христианина. Он не только в доступной форме переложил учение предшествовавших Святых Отцов по вопросам духовной жизни, но и соотнес это учение на понятный нашему времени язык.
«Начинать упражнение молитвой Иисусовой надо с начала, а не с середины и не с конца…Совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве».
Святоотеческий опыт практики Иисусовой молитвы свидетельствует что только постепенный молитвенный подвиг, при тщательном исполнении заповедей Христовых, приводит христианина к познанию собственной греховности и неспособности победить эти страсти. Святитель Игнатий предупреждает: «Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение уже самообольщение. Воспрещается безрассудное, разгоряченное стремление к открытию в себе благодатной сердечной молитвы; воспрещается это стремление потому, что причина – неведение или недостаточное знание и гордостное признание себя способным к благодатной молитве и достойным ее».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
К сожалению в наше время Иисусова молитва не востребована. Прошло 24 года как я воцерковился. За это время среди знакомых верующих не встретил тех, кто молится Иисусовой молитвой, или хотя бы пытался это делать. На приходах Воронежа много раз слышал от священников наставление бороться с грехом, жить по Заповедям Божиим, но ни разу не довелось услышать наставление о пользе Иисусовой молитвы. Наоборот, встречал тех священников, которые запрещали молиться данной молитвой.
Не слышно и о современных делателях Иисусовой молитвы — это ужасно, какое то запустение в РПЦ МП.
Каждый верующий христианин знает, что в момент отделения души от тела, предстанут первыми бесы: «Когда настал час разлучения души моей от тела, увидела вокруг постели множество эфиопов, черных как сажа или смола, с горящими как уголья глазами. Они подняли шум и крик: одни ревели как скоты и звери, другие лаяли как собаки, иные выли как волки, а иные хрюкали как свиньи. Смотря на меня неистовствовали, грозились, скрежетали зубами, как будто желая съесть; готовили хартии, в которых записаны мои грехи от рождения. Тогда бедная душа моя пришла в трепет; грозное видение страшных эфиопов было для меня страшной смертью. Я отворачивала глаза, чтобы не видеть ужасных лиц, но они были везде и отовсюду неслись их голоса».
При виде окруживших со всех сторон ужасных бесов, верующий напрочь забывает от страха слова тех молитв, которыми молился по молитвослову. Удивительно, но факт. Дело в том, что внешняя устная молитва творится плотью, а внутренняя (мысленная) молитва — творится духом «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым»(апостол Павел).
Когда такой подвижник внутренней Иисусовой молитвы увидит вокруг себя бесов, он хоть и испугается, но не остановит свое молитвенное делание, ибо не в его власти  она — данная молитва есть благодать Духа Святого!
«Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем»,  — говорит прп. Исаак Сириянин.
На это почему то мало кто из современников обращает внимание, а зря!
Аминь! автор: (Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 1 день

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 349Регистрация: 30-12-2019