Молитва – это неотъемлемая часть пути к Богу. Она помогает нам обрести мистический опыт и стать ближе к Нему. В самом широком смысле молитва – это наше предстояние перед Богом. Однако, чтобы это предстояние было осознанным и постоянным, молитва должна стать непрерывной, как дыхание или биение сердца.

Иисусова молитва – это ступеньки лестницы, ведущей в Царствие Божие. Она является универсальным средством познания Бога, непобедимым оружием против диавола и козней бесовских. Эта молитва помогает нам спастись и обожиться, стать подобными Богу. Она открывает нам доступ к нетварной Божественной благодати.

Прообраз Иисусовой молитвы можно найти в Евангелии. Когда Иисус Христос выходил из Иерихона, Он встретил слепого Вартимея, который сидел у дороги. Услышав о приходе Иисуса, Вартимей начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» Это было подобно тому, как мытарь из евангельской притчи просил Бога о помиловании: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Путь молитвенный труден, но он необходим для противостояния искушениям. В мире, где нас окружает непрестанный поток искушений, только молитва может помочь нам устоять. Она должна быть такой же непрерывной, как и искушения, чтобы мы могли успешно противостоять им.

Многие из нас уделяют молитве время только утром и вечером, а в остальное время дня забывают о Боге и Его заповедях. Но это не позволяет молитве проникнуть в нашу жизнь. Мы становимся уязвимыми перед страстями и не чувствуем защиты благодати.

Однако, как говорит преподобный Исаак Сириянин, «кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем». Марк Подвижник также предупреждает, что пренебрежение заповедью о молитве может привести к серьёзным преступлениям.

Илия Экдик говорит: «Ключ в Царство Небесное – молитва». Апостолы не были отшельниками и не занимались «умерщвлением плоти». Они жили в миру и непрестанно молились.

Пример и научение молитве дал нам Сам Господь наш Иисус Христос. Он призывал нас к молитве и говорил о её великой силе. Апостолы, приняв Духа Святого, вступили в подвиг молитвы, который стал постоянным апостольским деланием.

Молитва – это меч духовный в борьбе с силой диавольской, действующей через страсти. На пути в Царствие Божие стоят гордость, самолюбие, чувственность и другие страсти. Но только в молитве мы можем найти помощь и силы для преодоления этих преград.

НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ

В Священном Писании есть описания людей, которые при жизни сподобились увидеть Небесные обители, Престол Божий и Небесное богослужение. Среди них есть пророки Ветхого Завета: Даниил (Дан. 7:9–10), Захария (Зах. 1:1–6), Иезекииль (Иез. 1:26–28) и Исаия (Ис. 6:1–7). А в Новом Завете — апостолы Павел (2 Кор. 12:2–4) и Иоанн Богослов (Откр. 4–7).

Эти видения дополняют друг друга, что подтверждает их истинность. Полное описание Небесной Литургии содержится в Откровении Иоанна Богослова. Там запечатлены описания устроения Небесного Храма и богослужения, которые имеют сходство с Земной Церковью.

В видении перед Иоанном Богословом отворились двери, и он вошёл в них. Там он увидел Сидящего на престоле, что напоминает Царские врата и престол архиерея в храме.

Также апостол видел семь светильников огненных, которые горели перед престолом и символизировали семь духов Божиих (Откр. 4:5). В алтаре это представлено семисвечником.

В другом видении Ангел кадил золотой кадильницей перед жертвенником, и фимиам — суть молитвы святых — возносился перед Богом (Откр. 8:3, 4). Это напоминает каждение в храме, когда молитвы верующих как бы возносятся к Престолу Божию.

Под жертвенником Иоанн увидел души мучеников, «убиенных за слово Божие и за свидетельство» (Откр. 6:9). Традиция полагать под престол в алтаре мощи мучеников существовала в ранней Церкви и сохранилась до наших дней.

24 старца вокруг престола, облачённые в белые одежды и с золотыми венцами на головах (Откр. 4:5), символизируют 12 патриархов Ветхого Завета и 12 апостолов Нового Завета. В Земной Церкви их представляют священнослужители, которые надевают белые подризники при совершении Литургии.

24 старца («старцы» — пресвитеры, то есть старейшины, ангелы) «день и ночь» (непрестанно) поклоняются Богу, прославляя Его в своих гимнах: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Господь Саваоф — Господь небесных воинств». Эту молитву удостоился слышать от серафимов пророк Исаия.

Несчётное множество людей от всех колен и народов в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, которых увидел евангелист молящимися перед престолом и Агнцем. Это все святые и верующие от начала времён, которые «пришли от великой скорби», омыли одежды свои и убелили их Кровию Агнца (Откр. 7:9–14).

 ДЛЯ ЧЕГО БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА

Адам был создан по образу и подобию Бога, как Его творение. Ему было предназначено стать посредником между духовным и материальным мирами, «возглавить» всю тварь. Преподобный Паисий Величковский утверждает, что первые люди в Раю были одарены умной молитвой Самим Богом.

Ум первого человека, Адама, был чистым, светлым и безгрешным, обладающим способностью к глубоким познаниям. Однако он должен был развиваться и совершенствоваться, подобно тому, как развиваются умы ангелов.

Постоянное созерцание Бога и непрестанная молитва были деланием первых людей, Адама и Евы, в Раю. Рай — это состояние молитвенного пребывания в Боге, а изгнание из Рая — это греховное отдаление человеческого ума от Бога.

В результате грехопадения повредились силы души человека. Сердце утратило чистоту и непорочность, предавшись неразумным стремлениям и страстным желаниям. Грехопадение первых людей трагически разделило человека и Бога и повлияло на человеческую природу. Человек стал тленным и смертным, подверженным воздействию злых духов.

Согласно Священному Писанию, из греха, как из источника, на человека излились болезни, скорби и страдания. Сей прародительский грех перешёл от Адама в человеческое естество, поскольку все мы происходим от него. Таким образом, через одного Адама грех распространился на всё человечество.

У Адама и Евы родились Каин, Авель, Сиф и другие дети. Согласно Книге Бытия, Каин стал первым убийцей на земле, а Авель — первой жертвой убийства.

Сиф был третьим ребёнком Адама и Евы, допотопным святым. От него образовалось потомство «сынов Божиих», которые чтили Бога, соблюдали Его заповеди и возносили молитву Творцу.

МОЛИТВА АВРААМА
После Всемирного потопа спаслись всего восемь человек. Удивительно, но спустя 300 лет люди (потомки Ноя) вновь отступили от Бога и начали поклоняться идолам.

Сыновья Хама провозгласили Нимрода царём, а сыновей Иафета он победил в войне. Поскольку всё потомство Ноя поселилось в Вавилоне, Нимрод стал правителем всего мира. Созданная им Вавилонская империя просуществовала 1601 год.

Как в допотопные времена от Сифа произошло потомство «сынов Божиих», так и в послепотопный период патриархом всех верующих в Бога стал Авраам. От него произошло потомство «сынов Божиих» — иудеи.

Астрологи и маги Нимрода предсказали, что сын Ламеха достигнет небывалого величия, а его потомство будет владеть «всеми четырьмя сторонами света». Нимрод потребовал от Ламеха принести ему младенца, чтобы убить его. Но Ламех обманул царя, подменив младенца Аврама новорожденным сыном своей рабыни. Царь сам убил младенца, а затем щедро наградил Ламеха за преданность.

Ламех спрятал своего сына и его кормилицу в подземной пещере, где они прожили до десяти лет. Аврам жил в пещере, скрываясь от Нимрода, который хотел его убить.

Когда Аврааму исполнилось десять лет, он поселился в доме Ноя, где учился у него и его сыновей — Сима и Иафета — в течение 39 лет. Он перенимал сокровенную традицию, идущую от первого человека — Адама. В те времена люди не умели ни писать, ни читать. Молитва передавалась из поколения в поколение ещё до того, как Моисей заключил договор с Богом.

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ МОЛИТВА

Евреи, избранные Богом, занимались скотоводством и предавались молитвам. Вот одна из таких молитв:

«Нет никого, подобного нашему Богу!

Нет никого, подобного нашему Господу!

Нет никого, подобного нашему Царю!

Нет никого, подобного нашему Избавителю!

Слушай, Израиль! Господь Всемогущий и Господь наш Един!»

МОЛИТВА ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ПРОРОКОВ — ПРООБРАЗ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ
В Ветхом Завете мы находим примеры внутренней молитвы покаяния — исихазма, древней практики непрерывного молитвенного делания. Один из таких примеров — молитва пророка Илии: «Илия… наклонился к земле, и положил лице своё между коленами своими и молился, как рождающая ребёнка женщина».

Здесь описывается классический опыт внутренней художественной молитвы, когда ум направляется в сердце и оттуда произносятся слова молитвы.

В Псалтири мы также видим множество примеров непрестанной молитвы, которую творил сам Давид. Например, он говорит: «Все народы окружили меня, и именем Господним я им сопротивлялся». Давид называет язычниками многословных и коварных демонов, которые его окружили. Но он не испугался и сказал: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им».

ПОЧЕМУ ИМЕННО ИИСУСОВА МОЛИТВА  СТАЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ МОЛИТВОЙ ВЕРУЮЩИХ НОВОГО ЗАВЕТА?
Вера в великую благодатную силу имени Иисуса основана на словах из Библии: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись» (Деяния 4:12).

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что этим именем можно сокрушить силу наших мысленных врагов и супостатов.

Однако, как сказано в Евангелии от Матфея (24:42), мы не знаем, в какой час Господь придёт, поэтому должны всегда быть начеку.

Для христианина «бодрствовать» — значит постоянно пребывать в молитве, следовать заповедям Божиим и бороться с помыслами. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «блажен, кто бодрствует в молитве, чтении и добрых делах, он просветится и не уснёт в смерть».

При этом внешние подвиги, такие как дела милосердия, следует сочетать с внутренним деланием — одно без другого не будет полным.

«НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ»
Евангелие рассказывает нам о том, как важно быть постоянным в молитве. Иисус Христос привёл в пример неправедного судью, который не боялся Бога и не стыдился людей. В одном городе жила вдова, дело которой должен был рассмотреть этот судья. Она много раз приходила к нему и просила защитить её от несправедливых обвинений противника. Но все её просьбы были безуспешны.

Наконец судье надоели постоянные визиты вдовы, и он сказал: «Хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но как эта вдова не даёт покоя, защищу её, чтобы не приходила больше докучать».

Закончив эту притчу, Иисус сказал: «Слышите, что говорит судья неправедный? Если, будучи неправедным, он заступился за несчастную вдову, неотступно просившую у него защиты, то насколько более Бог защитит Своих избранных, которые день и ночь вопиют к Нему!»

СИЛА ИМЕНИ БОЖИЯ
В Ветхом Завете особое значение придавалось призыванию имени Бога. Согласно писанию, когда имя Бога произносится, оно оживает и сразу же достигает души человека, которому принадлежит это имя. Сила и слава Бога проявляются и действуют через Его имя.

Практика Иисусовой молитвы, которая включает в себя призывание имени Иисуса Христа, основана на этом библейском учении. Призывая имя Иисуса с благоговением и вниманием, мы предстаём перед Богом, предлагая себя в Его руки, как орудие для служения.

Иисус Христос — это Сын Божий, и Его имя имеет огромную силу. В «Пастыре» говорится, что имя Сына Божия «велико и неизмеримо, и держит весь мир». Поэтому Иисусова молитва превосходит другие молитвы, так как содержит имя Бога. Именно поэтому имя Иисуса изгоняет бесов и исцеляет людей.

Для современных христиан, как и во времена апостолов, имя Иисуса остаётся источником силы. Святые Варсануфий и Иоанн Газские (VI век) говорили: «Имя Божие, будучи призываемо, убивает страсти». Преподобный Иоанн Лествичник призывал: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле».

Когда мы приступаем к практике Иисусовой молитвы, мы обнаруживаем, что внутренне мы разобщены, лишены единства и целостности. Неугомонные мысли мелькают в голове, подобно комарам, как говорил епископ Феофан Затворник. Обычно мы бессильны обуздать свой ум, который блуждает в пространстве и времени. Мы вспоминаем прошлое, предвкушаем будущее, планируем дела. Люди и места нескончаемой вереницей кочуют перед нашим мысленным взором, и нам не хватает сил, чтобы удержать себя здесь, в присутствии Божием, в словах молитвы.

Внутренняя разобщённость является одним из трагических последствий первородного греха. Призывая имя Божие, мы отрешаемся от наших фантазий, освобождаемся от них и всё подчиняем мысли об Иисусе. «Мысли толкутся в голове… как комары, — говорит святитель Феофан Затворник. — Чтобы пресечь эту толкотню, нужно не бороться с помыслами, напрягая волю, а уклоняться от них, связав ум словами Иисусовой молитвы».

Иисусова молитва отводит внимание от посторонних мыслей и образов, которые невозможно остановить усилием воли. Призывая имя Божие, мы учимся ощущать близость Христа духовным чутьём, подобно тому, как мы согреваемся, входя в жарко натопленную комнату. Так Иисусова молитва приводит нас от нескончаемого потока мыслей к единству со Христом.

Иисусова молитва делает нашу молитву цельной и позволяет ей пройти глубже внутрь, стать частью нас самих. В такую молитву вовлекается весь человек, её слова и смысл прорастают в нём.

Нельзя призывать имя Божие, не веря в Иисуса Христа как в Сына Божия и Спасителя. Бессмысленно твердить словесную формулу, не имея живой веры в Иисуса как Господа и не понимая, Кто Он и что Он сделал для нас лично.

**СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ**

Аскетическое наследие святителя Игнатия Брянчанинова — это кладезь духовной мудрости для христиан. Он не только доступно изложил учение предшествующих святых отцов о духовной жизни, но и применил его к реалиям нашего времени.

Святитель Игнатий призывает начинающих свой молитвенный подвиг быть внимательными и благоговейными, молиться с целью покаяния и постоянно стремиться к тому, чтобы эти качества присутствовали в молитве.

Опыт святых отцов показывает, что постепенный молитвенный подвиг, основанный на тщательном исполнении заповедей Христовых, приводит человека к осознанию своей греховности и невозможности победить страсти своими силами. Святитель Игнатий предупреждает о том, что не следует искать в молитве наслаждений, так как они не свойственны грешнику. Желание ощутить наслаждение уже само по себе является самообольщением. Также он предостерегает от безрассудного стремления к открытию в себе благодатной сердечной молитвы, поскольку это может привести к гордости и самомнению.

К сожалению, в наше время практика Иисусовой молитвы не так распространена, как хотелось бы. За 24 года, прошедших с момента моего воцерковления, я не встречал среди своих знакомых верующих тех, кто бы практиковал эту молитву или хотя бы пытался её практиковать. На приходах Воронежа я слышал от священников наставления о борьбе с грехом и жизни по заповедям Божиим, но ни разу не слышал о пользе Иисусовой молитвы. Наоборот, некоторые священники даже запрещали молиться этой молитвой.

Также я не слышал о современных подвижниках, практикующих Иисусову молитву. Это вызывает тревогу и беспокойство за состояние дел в Русской Православной Церкви.

Каждый верующий христианин знает, что в момент отделения души от тела первыми предстанут перед нами бесы. Они будут окружать нас и грозить, но верующий не должен останавливаться в своём молитвенном делании. Внешняя устная молитва творится плотью, а внутренняя (мысленная) — духом. Никто не может назвать Иисуса Господом, если только не будет освящён Духом Святым.

Когда такой подвижник внутренней молитвой увидит вокруг себя бесов, он может испугаться, но не должен останавливаться. Эта молитва есть благодать Духа Святого, и она не зависит от нашей воли.

«Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», — говорит преподобный Исаак Сириянин.

Аминь! автор: (Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 9 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 359Регистрация: 30-12-2019