Православие – сердце Христианства. Исихазм – сердце Православия. Чтобы встать на путь исихазма, нужно быть воцерковлённым чадом Православной Церкви Христовой.

Слово «исихия», в переводе с греческого означает «спокойствие», «покой», «мир», «тишину», «молчание», «уединение», «уединенное место». В древней монашеской литературе словом «исихия» обозначаются такие аскетические понятия как «безмолвие», «священное безмолвие», «сердечное безмолвие».

Исихия — это то, что следует за невидимой бранью совершаемой молитвенником — как итог и победа. Исихия — мир после войны с бесовскими силами, безмолвие и покой после шума и движения битвы со страстями и помыслами.

Исихия — древнее понятие. Об исихии писал еще Авва Евагрий (IV век): «Блажен ум, который во время молитвы пребывает в безмолвии». Таким образом, подвизающийся в обстановке безмолвия называется исихастом, а сам безмолвнический образ жизни — исихазмом.

О безмолвии говорит Священное Писание, говорят первые отцы Церкви. Поскольку Иисусова молитва обращена к нашему Спасителю Христу, а умное делание по сути исходит от Господа Иисуса, то исихазм правомерно называть Иисусовым деланием.

По утверждению древних аскетов, целью совершающего непрестанную молитву христианина — «сведение ума в сердце». По слову преподобного Макария Великого — «там ум и помыслы и чаяния души». По слову преподобного Макария Египетского, «сердце владычественно и царственно над телом». Согласно книги Притч человеку надлежит хранить сердце: «Больше всего хранимого храни сердце, потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 23).

По слову святителя Григория Богослова, сердце становится местом обитания Божества, «престолом благодати». Преподобный Макарий Великий называет человеческое сердце «жертвенником Святого Духа».

Пребывающий обособленно, вне сердца, ум человеческий, по выражению святителя Феофана Затворника, «скитается по вселенной» и, вместо того, чтобы быть обращенным к Богу, одержим страстями и внешними привязанностями. Уму надлежит низойти в сердце, то есть привести себя самого в строгое единство сил, энергий — направленных на соединение со Христом.

В беседе в Неделю о мытаре и фарисее святитель Григорий Палама представляет молитву мытаря и тот способ, которым молился мытарь, как образ молитвы исихаста. В Евангелии повествуется:»Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).

Характерно то истолкование, которое святитель дает этому отрывку. Слово «стоя» означает «стояние в течение длительного времени, так же как и постоянство молитвы и слов умилостивления». Мытарь говорил: «Боже! милостив буди мне, грешному!» — и ничего больше. Ибо, ничего нового не прибавляя и не измышляя, внимал только себе и Богу, повторяя вновь и вновь только это кратчайшее моление, что является наиполезнейшим видом молитвы». Отсюда ясна ценность однословной молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

Безмолвник, подобно мытарю, не размышляет о чем бы то ни было, но сосредоточивает ум на словах молитвы. Слова Христа о том, что мытарь не смел даже поднять глаз на небо, святитель объясняет, приводя образ исихаста. «Само стояние мытаря обозначало и терпение, и покорность и не только жалкого раба, но и состояние осужденного».

Таким поведением и видом мытарь являл «осуждение себя и самопорицание, ибо считал себя недостойным ни неба, ни земного храма». Биение себя в грудь свидетельствует о соучастии тела в боли и плаче души: «…от сильного сокрушения, ударяя себя в грудь и представив себя достойным здесь ударов, скорбя и воссылая стенания, как бы осужденный, называл себя грешником и с верою добивался милости» (Свт. Григорий Палама. Беседы. Т.1. С.27).

Отсюда ясно, что Господь, предлагающий притчу о мытаре и фарисее, а также святитель Григорий, толкующий в «исихастском» духе, представляют безмолвие и молитву как метод, с помощью которого человек получает милость от Бога. Это молитва является однословной и совершается в покаянии, где участвует и тело, которое должно принять Божию благодать. Такой молитве свойственен дух самоосуждения и сознания собственной немощи.

Касаясь образа совершения молитвы, преподобный Григорий Синаит советует: «С утра, усевшись на скамью высотою в пядь, понудь свой ум сойти из владычественного в сердце и держи его в нем. И, с усилием наклоняясь и испытывая боль в груди, плечах и шее, непрестанно взывай умно и душевно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»» Кроме того, он призывает удерживать дыхание, чтобы облегчить сосредоточение ума. «Удерживай и выдох, чтобы не дышать свободно, ибо дыхание, исходящее из сердца, помрачает ум и рассеивает мысль, изгоняя ум оттуда [из сердца]».

Утреннего и вечернего правила недостаточно для христианина. Если возьмем Часослов, то увидим, что там минимум семь обязательных служб. Если посмотрим на мусульман, то увидим, что пять раз в день становятся на молитву.

Исихазмом должны заниматься и миряне, и монахи, и священники, и архиереи, ибо ко всем, без исключения, обращена заповедь: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5,17). Как выполнить эту заповедь? Как можно непрестанно молиться?  Выучить наизусть Псалтирь и непрестанно повторять – мало кому по силам. Ответ даёт исихазм: учиться непрестанной молитве Иисусовой.

«И во время беседы, и прежде беседы, и после беседы, во всякое время и во всяком месте должно призывать имя Божие. Писание говорит: «непрестанно молитесь», ибо через это упраздняется всякое искушение» (Варсонофий и Иоанн, прпп. (VIв.)

«Апостол Павел повелевает христианам к постоянству в молитве: «Непрестанно молитесь», — и когда работают, и когда едят и пьют, и когда находятся в своих домах, и когда находятся вне, и когда сидят, и когда идут» (Никодим Святогорец, прп. (†1809)

«Непрестанно молиться», и в других посланиях святой Павел заповедует пребывать (Рим. 12, 12) и терпеть в молитве, бодрствовать в ней (Кол. 4, 2), молиться на всяко время духом (Еф. 6, 18). Постоянству и неотступности в молитве научает и Сам Спаситель притчею о вдовице, неотступностью прошения умолившей неправедного судию (Лк. 18, 1 и далее). Видно, что непрестанная молитва не случайное предписание, а неотъемлемая черта духа христианского (Феофан Затворник, свт. (1894)

К совершению непрестанной молитвы христианина призывает Священное Писание. Авва Евагрий, напоминая слова святого апостола Павла, учит: «Нас никто не приказывает непрестанно трудиться, бодрствовать, непрестанно поститься; но всем нам предписано «молиться непрестанно» (1 Фес. 5, 17), ибо наш разум сотворен для молитвы». По свидетельству же преподобного Исаака Сирина, «Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем».

Недуховный человек даже не подозревает насколько трудно контролировать собственные мысли. Занимаясь житейскими делами, мирянин считает, что мысли его всегда заняты полезным делом. Если же такой мирянин начнет стремиться к духовному образу жизни и постарается размышлять на духовные темы, его мысли станут мутиться. Здесь нечто подобное воде неглубокого озера. Если не волновать его поверхности, то оно останется чистым, если же потеребить его, то ил, поднявшийся со дна, сделает воду в озере мутной. Подобным образом и на дне нашего сердца находятся разные страсти, которые, как ил, затмевают душу, когда человек начинает выявлять их и бороться с ними.

Святые отцы объясняют, что дьявол непременно старается возмутить душу недобрыми мыслями и чувствами, чтобы этим смутить человека, желающего спастись, и отвести его от доброго намерения. Полезно знать, что человеку невозможно одновременно размышлять о двух предметах. Если занимать ум добрыми размышлениями (например, чтением духовных книг), то дурные мысли не смогут задерживаться в уме. Поэтому побольше читай Священное Писание и душеполезные книги; вдохновляемый ими, размышляй на духовные темы, молись и проси Бога озарить тебя. Тогда Дух Святой, видя старание, вселится в тебя и очистит твое сердце.

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», – сказал Господь Иисус Христос.

Прп. Григорий Синаит, этот общепризнанный учитель исихазма, говорит: «Ищи Господа на пути в сердце через умную молитву, посредством заповедей. Когда слышишь слова Иоанна Крестителя, повелительно зовущего «приготовить дороги и выпрямить пути» (см.: Мк. 1; 3), то подразумевай здесь указание на заповеди сердца и плоды молитвы».

Возрастание во Христе, т. е. поиск Христа, послушание Христу – это суть жизни исихаста. Через это подвижник молитвы становится уже на земле членом вечного Царствия Христа. Этот процесс добровольного подчинения и послушания возлюблен исихастом, в нем происходит очищение от ветхого человека. Это отказ от желаний, привычных сердцу, от мыслей и представлений ума, соответствующих миру и направленности падшей воли. Это болезненный процесс: болит сердце, противится ум, плоть бунтует, требуя услаждения, воля ускользает, как бы вырываясь из оков, но сказано: «Пролей кровь, и приими дух». Дух Божий помогает и укрепляет молитвенника на этом болезненном пути, подавая каждому в свое время благодатные утешения, а когда «…ум очистится, – глаголет прп. Григорий Синаит, – и восстановится в исконном достоинстве, взирает на Бога и от Него принимает Божественные мысли. В качестве книги ум имеет тогда Духа, вместо тростникового пера – мыслительную способность и язык. «Язык мой, – говорит псалмопевец, – тростниковое перо» (Пс. 44; 2). Взамен же чернил ум имеет свет. Погружая мысль в свет и светом исполняя ум, Духом начертывает слова в чистых сердцах слушающих».

«Знаете ли вы, чем питается эта радость веры и как она в нас возрастает? Молитвой, непрестанной молитвой; поэтому требуется исполнять евангельскую заповедь апостола Павла: «непрестанно молитесь». Молитвой и через молитву нам дается с небес, от Воскресшего Господа радость страдать за Него, подвизаться, жить и умирать за Него. Зло этого мира противостоит всему Христову и без устали борется с ним. Как же нам, христианам, выстоять перед христоборческим злом и победить его, если не непрестанной молитвой? Ведь молитва есть главное наше оружие, которое вооружает сильной верой, надеждой, любовью, терпением, постом и истиной, так что мы становимся всесильными и со Христом побеждаем «начальства, власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной» (ср.: Еф. 6:12). Посмотрите, сколько грехов в мире, сколько зла, сколько страстей! Поэтому непрестанно молитесь, чтобы Воскресший Господь даровал всепобеждающую силу, с которой смогли бы одолеть все грехи, зло и все смерти этого мира. Нас, христиан, в этом мире окружает множество смертей, и мы можем остаться в богочеловеческом бессмертии, только находясь в непрестанном общении с Единым Бессмертным, – и этого достигаем посредством непрестанной молитвы к Нему. Наша постоянная радость о Господе происходит от непрестанной молитвы ко Господу, а эта молитва откуда? От принуждения себя к ней до тех пор, пока Господь не пошлет Свою благодать, так что молитва станет радостной необходимостью, как дыхание. Господь дает благодать по мере духовного подвига, совершаемого каждым христианином. Чем больше и усерднее принуждаешь себя к молитве, тем большую благодать подает Господь, и твоя молитва становится день ото дня благодатной привычкой и постепенно превратится во вторую природу; и тогда сердце твое будет молиться и когда спишь, когда ходишь, сидишь, разговариваешь. Тогда и жизнь твоя станет непрестанной молитвой, и будешь жить молитвой, которая превратится в добродетель, непрестанно взращивающую в душе евангельские добродетели. Да будет известно и то, что без молитвы ни одна новозаветная добродетель не может совершиться и возрасти; через молитву добродетели и начинаются, и живут, и совершенствуются. Поэтому непрестанно молитесь» (Иустин (Попович), прп. (†1979)

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ИСИХАЗМА СРЕДИ МОНАШЕСТВУЮЩИХ

28 марта 2023 г. в Общественной палате РФ состоялось заседание Благородного собрания, посвященное исихазму – как практике мистического богословия. В этом мероприятии приняли участие представители русской академической школы, ученые, философы, политики и общественные деятели. На этот форум были приглашены Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, и секретарь Орской епархии, духовник Иверского монастыря протоиерей Сергий Баранов.

Организаторы встречи – Сергей Юрьевич Рудов, член Общественной палаты РФ, секретарь президиума ВРНС и Константин Валерьевич Малофеев, заместитель председателя Всемирного Русского Народного Собора, предприниматель, общественный деятель, владелец телеканала «Царьград».

Докладчиками выступили: протоиерей Сергий Баранов – секретарь Орской епархии, духовник Иверского женского монастыря г. Орска; игумен Алексий (Ермолаев) – наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря с. Троицкое Улан-Удэнской епархии Республики Бурятия и Татьяна Александровна Касаткина – философ, доктор филологических наук, культуролог, религиовед, писатель.

В обсуждении докладов приняли участие митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, представители Орской епархии, Александр Дугин, а также другие приглашенные гости и многочисленные члены Всемирного русского народного собора.

Со слов выступающих, побывав в монастырях РПЦ МП, среди монашествующих не встретили делателей сей умной молитвы, за редким исключением. Согласно открытым источникам в России мужских — 234, женских — 244 действующих монастырей, в которых отсутствуют опытные делатели Иисусовой молитвы — духовные старцы. Это и называется — «глас вопиющего в пустыне».

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ИСИХАЗМА СРЕДИ МИРЯН

Этот опыт есть. Новиков Н.М. молится Иисусовой молитвой не один десяток лет. Есть и среди других мирян, они указаны у меня на сайте. Вот такая в наши дни сложилась плачевная ситуация.

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 1 день

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 349Регистрация: 30-12-2019