Тревоги, сомнения и переживания естественны для многих из нас. Мы беспокоимся о финансах, работе, семейных проблемах, боимся увольнения. Но иногда тревога настолько сильна, что мешает нам жить. Мы просыпаемся посреди ночи или не можем заснуть вечером, постоянно прокручивая в голове неприятные события.
Наши мысли сменяют друг друга, наслаиваются и несутся в нас сплошным потоком. Иногда кажется, что мы не можем контролировать свои мысли. Если записывать их в течение дня, а потом прочитать, то получится бессмысленный набор слов. В этом потоке мыслей иногда появляются негативные мысли, которые могут нарушать Заповеди Божии.
Людям, которые эмоционально неустойчивы, ранимы, легко уязвимы, чувствительны и неуверенны в себе, трудно делиться своими переживаниями и проблемами. Они «варятся в собственных мыслях», что может привести к психологическим проблемам.
Мы постоянно думаем о чём-то, даже когда нам кажется, что мы не думаем. Мы не замечаем некоторые мысли и принимаем их за правду, за реальность. И иногда начинаем слепо верить в эти мысли.
Мы раздражаемся по пустякам, гневаемся, нервничаем, не понимая почему. Жизненные обстоятельства, навязчивые мысли, действия ребёнка, окружающая обстановка, низкая зарплата, нехватка денег, кредиты, рост цен — всё это может вывести нас из себя.
Частота «приступов» раздражительности растёт, особенно среди молодёжи. Социальные и экономические катаклизмы, информационный перегруз и ускоренный темп жизни — всё это от лукавого, всё это влияет на наши мысли и эмоции.
Иногда источником нашего раздражения становятся мелочи, за которыми скрываются более сложные проблемы. Раздражает ситуация, когда мы не можем постоять за себя, когда нарушаются наши права, когда мы молчим или соглашаемся вместо того, чтобы возразить или отказаться. Эта беспомощность усиливает неприятные эмоции.
Раздражительность, злость, мстительность и другие негативные эмоции могут быть искушающими мыслями от лукавого. Любой действующий грех в нас — это тоже от него.
Иногда мы не понимаем, почему нас что-то злит. Если раздражение присутствует продолжительное время или постоянно, это повод задуматься о том, откуда негативные эмоции стали отравлять нашу жизнь и портить отношения с окружающими.
Христиане — это категория верующих, которых бесы особенно не любят. Те монахи и миряне, кто посвящает себя внутренней молитве, становятся самыми яростными врагами бесов. Ведь бесы — это мысленные враги рода человеческого, и они раскрываются через мысленную молитву, которая призывает имя Христа: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»
Апостол Пётр пишет: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
Цель бесов — увести верующего во внешнее. Они поддерживают утренние и вечерние правила, акафисты, чтение Псалтири и святых отцов. Они не вмешиваются в эти практики, как будто говоря: «Молись, крестись, бей поклоны, соблюдай посты и ходи на крестные ходы».
Внешний, телесный подвиг — это образ Ветхого Завета, в то время как чистота сердца — это образ Евангелия Нового Завета. Если человек остаётся только во внешних подвигах, не переходя к внутренним, то он переживает этап Ветхого Завета.
ЧТО ЗНАЧИТ ВЗЯТЬ КРЕСТ СВОЙ
В результате грехопадения наших прародителей наш разум отдалился от духовного сердца и переместился в область головы, где соединился с телесным рассудком. Это повредило естественные силы человека и сам рассудок.
В Священном Писании говорится, что можно потерять здравый рассудок: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28).
Основная задача верующего — вернуть разум из головы, отделить его от рассудка и вернуть в область сердца, где ему и следует находиться.
Путь возвращения разума в область сердца труден и болезнен — бесы будут сопротивляться, чтобы не отпустить свою добычу. Борьба будет до кровавого пота. Выражение «дай кровь» означает «взять крест свой и следовать за Христом» (Мф. 16:24).
Главное оружие мысленных бесов против верующего — использование помыслов. Человек наивен и воспринимает логически выстроенные мысли как результат своего собственного мышления. Именно на это уловку сатана и ловит человечество, потому что его скорость многократно превосходит скорость рождаемых человеком мыслей.
Сатана вставляет свои мысли в мысли человека, и человек воспринимает эти мысли как свои собственные. Мысли складываются в пазл не где-нибудь, а в голове человека, поэтому он считает их плодом своего собственного размышления. Здесь всё закономерно: сатану не видно, грех находится в наших мыслях, и мы воспринимаем его как свой. До совершения явного греха остаётся всего один шаг.
Если вы почитаете местную прессу в течение месяца, то будете шокированы.
ЧТО ТАКОЕ ПОМЫСЛЫ?
По словам Исихия Пресвитера, наши мысли — это не более чем мечтательные образы вещей, которые мы видим в окружающем мире. Воображение играет важную роль в формировании этих образов. Можно сказать, что наши мысли — это художники, которые рисуют в разумной части нашей души образы и представления, в основном основанные на воспоминаниях о прошлом.
Преподобный Григорий Синаит утверждает, что причина возникновения помыслов кроется в разделении единой и простой памяти человека после его преступления. До преступления память человека была свободной от страстей и полностью обращена к Богу. Однако после преступления единая память разделилась.
Диавол является причиной возникновения помыслов, и большинство из них являются диавольскими. Цель диавола — ввести человека в мысленный или действенный грех. Он нападал и на Самого Христа, но, конечно, ничего не добился. Бесы, которые постоянно ищут души нашей, пытаются через страстные помыслы ввергнуть человека в мысленный или действенный грех.
Когда человек замышляет злое, он совершает мысленный грех. Если же он осуществит своё желание по воле диавола, то согрешит и на деле. Совершение греха называется действенным грехом.
Бесы постоянно сеют помыслы, чтобы пленить ум человека. Входя в разумную часть души, помысел стремится пленить ум. Он старается вызвать страстное чувство наслаждения. Этот этап называется искушением, и здесь ещё нет греха.
Если человек не оторвёт ум от наслаждения, то появляется расположение к нему, затем сочетание и, наконец, сложение. Наслаждение пленяет ум и даже саму волю. Человек ослабевает в своём сопротивлении, и в дальнейшем совершается грех.
Преподобный Максим говорит, что помыслы, берущие повод от лежащих в душе страстей, борются с умом, понуждая снизойти к соизволению на грех. Когда ум потерпит поражение в этой брани, помыслы вводят ум в грех мысленный, а после совершения сего, как пленника, ведут на самое дело греховное.
После этого бесы, опустошив душу помыслами, удаляются, однако в душе остаётся идол греха. Этот идол, если его не изгонит упорное и непрестанное покаяние, становится источником нестроений духовного организма.
Ум лишается дерзновения к Богу, когда становится собеседником с помыслами злыми и нечистыми. Бог не может общаться с человеком, чей ум постоянно загрязнён лукавыми и скверными помыслами.
Один из самых лучших способов избавления от помыслов — это держать ум во аде, палимым пламенем вечной муки. Старец Силуан учил, что преподобный Макарий Великий, проходя воздушные пространства, не переставал смирять себя и отвечал бесам, которые кричали ему издали, что он избежал их, что он ещё не избежал. Он отвечал так потому, что привык держать ум во аде и тем избежал бесов.
Преподобный Пимен Великий, опираясь на свой опыт борьбы с бесами, понимал, что самый опасный и сильный враг — это гордыня. Поэтому он всю жизнь стремился к смирению. Он говорил своим ученикам: «Поверьте, дети мои, где сатана, там буду и я». Однако в глубине души он верил в милость Господа и надеялся, что Бог спасёт его.
Смирять себя — лучший способ сохранять ум чистым от страстных помыслов. Это состояние достигается в процессе покаяния, особенно великого и пламенного, которое является даром благодати Христовой. Если этого нет, то человек может держать в памяти мысль о предстоящей смерти и осуждении во аде. Эта мысль поможет избавиться от засилия помыслов.
Помыслы, происходящие от бесов, пленяют ум и направляют его к мысленному или действенному греху. Если этот грех повторяется и становится привычкой, возникает страсть.
Святые отцы говорят о силе молитвы, особенно однословной. Человек очищается молитвой при содействии Всесвятого Духа. Исихий Пресвитер утверждает, что невозможно очистить сердце от страстных помыслов и изгнать мысленных врагов без частого призывания имени Иисуса Христа.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Совершение любого греха начинается с мысли. Если вы хотите очистить свой внутренний мир, освободиться от негативных влияний и обрести свободу разума, то должны защищать разумную часть своей души от воздействия мыслей, используя постоянную Иисусову молитву.
Важно понять, что невозможно остановить мысли своими силами. Сколько бы мы ни каялись в своих грехах на исповеди, мы всё равно можем вернуться к ним под воздействием невидимых сил. Святые отцы на собственном опыте доказали, что лучшим оружием против этих сил является Иисусова молитва.
Аминь! автор: (Виктор Шипилов)
.