Авраам — ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев — одна из величайших личностей человеческой истории. Три религии — иудаизм, христианство и ислам — возводят к нему свои корни; религиеведами они так и называются авраамические, а сам Авраам зовется отцом верующих.

ПЕРВЫЙ ЦАРЬ

Согласно традиционной еврейской библейской хронологии, Всемирный потоп начался в 1656 году. В 1657 году Бог повелел Ною сойти на сушу.  Через 315 лет в 1972 году правнук Ноя, внук Хама, сын Куша — Нимрод был венчан сыновьями Хама на царство, став первым царем и богохульником на земле. Он впервые создал всечеловеческую империю, призванную поработить и изничтожить в человеке все, что напоминает ему о Господе.

Предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, зафиксировано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. Нимрод описан у него, как богоборец, стремящийся к тому, чтобы люди отринули Бога, и предлагающий защиту от Него, если бы Он вновь захотел наслать на землю потоп. Нимрод советовал народу построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков.

ФАРРА — ОТЕЦ АВРААМА 

Согласно еврейской истории Фарра жил в Ур-Касдим, а умер в Харане в возрасте 205 лет. Долгие годы Фарра был идолопоклонником,  злодеем, убийцей, визирем неправедного царя Нимрода, впоследствии раскаялся благодаря заслугам праведного сына Аврама.

Фарра был одним из военачальников царя Нимрода, а также жрецом вавилонских культов: в его доме изготовляли и продавали идолов, «божков». Фарра поклонялся двенадцати деревянным идолам, в каждом из месяцев в году, принося жертвы и возлияния новому божеству из дерева.

Фарру было семьдесят лет, когда он взял себе жену по имени Амтелай, дочь Карнево, и родил от неё сына, которого назвал Аврамом. От другой жены было у него ещё два сына: Аран и Нахор.

После смерти Авеля от руки брата Каина, родился Сиф, ставший родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), и явился столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная Церковь того времени.

По окончании всемирного потопа, род Хама стал удаляться не только от отца и братьев, но и от Бога. Неспроста в языческой Месопотамии, в доме идолопоклонника Фарры, зародилась вера в единого и истинного Бога. Как такое могло произойти? Зарождение веры в сердце Аврама до сего дня остается тайной. Но тайной остается зарождение веры и в любой человеческой душе.

Нужно «желание» со стороны человека, чтобы в нем зародилась вера. Если есть такое желание, Бог приведет желающего к вере, обязательно приведет! Мы читаем об этом в Книге Второзаконие (4, 29): «Когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою Твоею».

В противовес зарождающемуся послепотопному злу в среде человечества, рождается будущий патриарх Авраам — родоначальник Божьего народа. Этот путь прослеживается и в допотопное время. После смерти Авеля от руки брата Каина, вскоре рождается Сиф, ставший родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), в последующем ставший столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная Церковь того времени.

РОЖДЕСТВО АВРААМА

Общепризнанной датой рождения Авраама принято считать XIX век до н.э., а точнее 1812 год до н.э. Произошло это в Древней Месопотамии, в важнейшем из городов этого края Уре, который в Торе (Библии) именуется, как Ур-Касдим или Ур-халдейский. Ныне эти земли находятся на территории Ирана.

Согласно мидрашу, в ночь рождения Авраама собрались рабы Фарра к нему в дом, а также мудрецы и предсказатели Нимрода. Выйдя после застолья из жилища Фарра, гости подняли глаза к небу и увидели яркую звезду, явившуюся с Востока от солнца. Эта звезда стремительно неслась по небосводу и, одну за другой, поглотила четыре звезды на четырёх сторонах небосклона. Это событие изумило присутствующих, которые пришли к выводу, что это знамение связано с младенцем Фарра, который вырастет и завладеет землёй. Наутро рассказали о происшествии правителю Вавилонии, Нимроду, тот велел ребенка отобрать и убить, а Фарра должен выплатить выкуп.

В аггадической литературе рассказывается, что рождению Авраама сопутствовали небесные знамения, из-за которых Нимрод предлагал отцу Авраама любые богатства за умерщвление собственного ребёнка.

ПЕРВОЕ ЖИЗНЕННОЕ ИСПЫТАНИЕ АВРААМА

Когда пришли к Фарре от Нимрода, тот заявил, что царь волен взять что есть у него: имущество и детей, включая двух братьев Авраама, — но добровольно продать сына на умерщвление отказывается. Нимрод настаивал, и тогда Фарра попросил три дня отсрочки. Взяв младенца у рабыни, родившегося в один день с Аврамом, принёс к Нимроду, получив назначенный выкуп. Как только сделка совершилась, Нимрод тут же убил младенца, думая, что это Аврам.

Аврама же, вместе с матерью и кормилицей, Фарра надёжно скрыл в потаенной пещере, где десять лет они прожили в уединении, получая ежемесячно необходимое для жизни.

Согласно Мидрашу, маленький Аврам вырос в пещере далеко от шумного мира людей. Обладая необыкновенным умом, он признал Творца, когда ему было всего три года. Причем сделал это самостоятельно, придя к этому выводу путем наблюдения и рассуждений. «Может быть, мне следует поклоняться земле, — рассуждал он, — ибо ее плодами кормится человек? Однако земля не всесильна, она зависит от неба, дарующего дождь. Должен ли я поэтому поклоняться небесной тверди? Ясно, что над твердью небесной правит солнце, благодаря теплу и свету которого жив мир. Наверное, тот могущественный Бог, Который сотворил меня и всю вселенную — это солнце!»

Аврам пал ниц перед солнцем. Но когда опустилась ночь и солнце скрылось, чтобы дать дорогу луне, Аврам рассудил, что божеством в неменьшей степени может быть луна. Но и эту мысль он оставил, поняв, что поскольку луна светит только ночью, то она не может быть более могущественной, чем солнце, которое светит только днем. В конце концов, с помощью наблюдений за регулярной сменой дня и ночи, времен года, за всеми законами природы, Аврам сделал вывод о присутствии всемогущего и мудрого Творца, Который стоит за всем этим. «Как происходит, — спросил Аврам сам себя, — что Небесные тела восходят и заходят в определенное время? Очевидно, должен существовать какой-то один высший Разум, направляющий их».

— Я не видел Творца, — сказал Аврам, — но в силах понять, что только могущественный и милосердный Бог мог создать этот изумительный мир вокруг меня и что только Его высший разум способен поддерживать существование этого мира. Ему я и буду поклоняться!

Аврама называют первым евреем, родившегося среди идолопоклонников, самостоятельно осознавшего Бога, и воспитавшего эту веру в потомках. Аврам считается основателем «авраамических» религий — иудаизма и берущих из него начало христианства и ислама.

СОКРОВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ В ДОМЕ НОЯ

Поскольку прошло много времени, а предсказания астрологов не сбывались, царь отменил свой жестокий указ, и Аврам вернулся в дом отца.

Согласно Библии, один из праотцов человечества, Мафусаил — сын Еноха, потомок Сифа, прославился своим долголетием: он прожил 969 лет, больше чем Адам, живший на земле 930 лет. Поскольку до всемирного потопа продолжительность жизни была значительно большей, многие поколения пересекались. Так, Адам на склоне лет был наставником Мафусаила, деда Ноя, а Мафусаил обучал сына Ноя Сима, который, в свою очередь, передал древнюю традицию Аврааму и его потомкам. По свидетельству мидраша, Мафусаил был «абсолютным праведником» и «каждое слово, выходящее из его уст, служило прославлению Творца».

Десятилетний Аврам покинул убежище и поселился в доме Ноя, где в течение 39 лет познавал веру в Бога.

Таким образом, Аврам знал о потопе из первых рук — от Ноя и Сима, а о сотворении Вселенной — через Сима и его наставника Мафусаила, который учился у первого человека Адама.

На пятидесятом году жизни Аврам вернулся домой и первое, что он увидел в доме отца, — это двенадцать идолов, которым поклонялась его семья. Известен мидраш про то, как однажды, в отсутствие отца, Аврам разбил фигурки идолов и вложил палку в руки самого высокого из них.

ОТЕЦ ОБИЖЕН НА СЫНА

Пришел Фарра, увидел этот разгром и стал спрашивать сына, что произошло. Аврам «объяснил»: женщина принесла идолам мучное приношение, те подрались из-за него, один идол перебил остальных. «Они не могут двигаться!» — воскликнул отец. «Зачем же тогда им поклоняться?» — «удивился» Авраам.

Доводы сына не убедили отца, тот рассказал о случившемся царю и признался, что пятьдесят лет назад заменил сына. Фарра стал говорить Нимроду, что теперь и сам видит, как прав властитель: из «испорченного» зерна вырос этот «нечестивец» и идолоборец. Немедленно посланы стражники, и Авраам предстал перед царём. Нимрод потребовал, чтобы Фарра признался, кто дал совет скрыть младенца от царя, Фарра в страхе указал на старшего сына Арана, который ни сном ни духом. Нимрод приговорил Арана к сожжению в печи вместе с Авраамом.

ВТОРОЕ ЖИЗНЕННОЕ ИСПЫТАНИЕ АВРААМА

«Если отказываешься поклоняться каменным богам, поклонись огню, — приказал Авраму Нимрод, — ведь огонь — величайшая сила в мире».

«Вода заливает огонь», — возразил Аврам.

«Тогда поклонись облакам, приносящим воду», — приказал Нимрод.

«Ветер разгоняет облака», — возразил Аврам.

Нимрод вышел из себя: «Я вижу, ты издеваешься надо мной, — закричал он. Мой идол — огонь, и я прикажу, чтобы тебя бросили в огонь. Скоро мы увидим, действительно ли твой Бог сильнее моего!»

Нимрод приказал своим людям приготовить в своей столице Ур Касдим печь для огненной казни.

Царские глашатаи объявили: «В скором будущем будет казнен изменник! В течение сорока ближайших дней вы можете жертвовать дрова для печи, в которой он будет сожжен».

Пожертвования оказались обильными, всем интересно было посмотреть чем все закончится — не каждый день человека сжигали в печи.

Согласно приказу, Авраму пришлось три дня простоять привязанным к столбу, пока рабы Нимрода обкладывали дровами — и снаружи и изнутри — печь для казни. Высота дровяной пирамиды превысила рост человека. На третий день рабы еще туже стянули веревками руки и ноги Аврама.

Когда распространилась весть о том, что приготовления к казни закончены, на огромной площади города собралась толпа любопытствующих. Женщины и дети толпились на крышах окружающих зданий, чтобы увидеть зрелище.

Амтелей, мать Аврама, вышла вперед. Она хотела пожелала проститься со своим сыном, и стражники ее пропустили.

— Один лишь разочек преклонись перед Нимродом, — прошептала она Авраму, — и тебя простят, сынок.

— Я никогда не сделаю этого, мама!

На площади собрались люди от всех народов. Они кричали Авраму: «Это твой последний шанс! На чьей ты стороне?»

— На стороне Бога, от которого вы все отвернулись, ответил Аврам.

Его раздели по пояс и связанным бросили в раскаленную печь. Вскоре народ разошелся, посмеявшись над Аврамом, никто живым из раскаленного ада не выходил.

Три дня и три ночи Аврам живым пребывал в печи. Затем рабы Нимрода открыли дверцу — и что же?

— Аврам расхаживает себе по пеклу как ни в чем не бывало. Сгорели лишь веревки, которыми раньше он был опутан.

Слуги Нимрода не поверили своим глазам. К царю тотчас послали гонцов. Новость мгновенно разлетелась среди народа. Нимрод лично приехал удостовериться в происшедшем. Опять открыли дверцу печи, и все ахнули, увидев Аврама, пребывающим живым живым среди бушующего огня.

Нимрод был потрясен. «Извлеките его оттуда!» — приказал он. Рабы рванулись вперед, чтобы вытащить Аврама, но всякий раз, когда они приближались, путь им преграждали языки пламени.

— Что вы там копаетесь? — вскричал царь.

Испуганные рабы предприняли еще одну попытку. И на глазах у пораженной толпы невредимый Аврам сам вышел наружу.

— Почему ты до сих пор жив? — спросил Нимрод, трясясь от страха.

— Бог, Который сотворил небо и землю и над Которым ты издевался, спас меня от смерти!

И это стало вторым жизненным испытанием, в котором выстоял Авраам.

СТАРШИЙ БРАТ АРАН

Аран стоял здесь же, в толпе, и наблюдал за всеми событиями. Его раздирали великие сомнения: следует ли присоединиться к младшему брату или надо прикинуться верящим в Нимрода? В конце концов он решил подождать окончательного решения судьбы Аврама и тогда ясно обозначить свою позицию. При этом он подумал: «Если Аврам будет спасен, я скажу, что принадлежу к его лагерю; если он погибнет, я скажу, что я на стороне Нимрода». Когда Аврам живым вышел из печи и у Арана спросили: «На чьей ты стороне?», он ответил: «Я верю в того же Бога, что и мой брат!»

Тут же его схватили рабы Нимрода и бросили в печь. Но второго чуда не произошло, и Аран исчез в пламени навсегда.

ТРЕТЬЕ ЖИЗНЕННОЕ ИСПЫТАНИЕ АВРААМА

Вскоре после спасения из огненной печи пятидесятилетний Аврам женился на племяннице Саре, дочери погибшего в огне брата Арана, которая на десять лет была его моложе. Сара считалась одной из самых красивых женщин за всю историю человечества.Спустя два года Аврааму стало известно, что царь Нимрод направил к нему стражников, чтобы, следуя совету астрологов, с ним расправиться.

Авраам убедил отца Фарра оставить должность при царском дворе, чтобы не лишиться сыновей и отправиться в землю Кнаана. «И взял Фарра Аврама, сына своего, и внука Лота, от сына Арана, и Сару, невестку свою, жену Аврама, и вышли они из Ур-Касдим, чтобы идти на землю Кенаана, и дошли до Харана и поселились там».

И это стало третьим испытанием Авраама: каждому человеку тяжело покидать родные места, тем более покидая их навсегда.

Авраам покидает Харран в возрасте 75 лет вместе с семьей и идет в землю Ханаанскую. Впереди его ждало еще семь испытаний: «Десятью испытаниями был испытан наш праотец Авраам — и выстоял во всех. Испытан он был для того, чтобы показать, «как велика была любовь Авраама к Богу».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Жертва, которую потребовал Господь от Авраама, была чрезвычайной жертвой. Оставить все, что было мило и дорого сердцу, и вступить на новый, совершенно неизвестный путь жизни? Давая такое повеление Аврааму, Господь указывает ему на путеводную звезду, на которую должен взирать неизменно.

Господь указывает Аврааму на Себя как на его Вождя на новом трудном пути. Он говорит ему: «Я укажу тебе землю… Я произведу от тебя народ… Я благословлю тебя… Я возвеличу имя твое…».

«И будет Господь вождем твоим всегда» (Ис. 58, 11).

«И пошел Аврам, как сказал ему Господь…»

Аминь! (Согласно еврейской истории) автор: Виктор Шипилов

Автор публикации

не в сети 5 дней

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 358Регистрация: 30-12-2019

Добавить комментарий