Авраам – это ветхозаветный патриарх и родоначальник еврейского народа. Он был одной из величайших личностей в истории человечества.
Иудаизм, христианство и ислам считают его своим прародителем. Поэтому эти религии называют авраамическими, а самого Авраама – отцом верующих.
ПЕРВЫЙ ЦАРЬ
Согласно традиционной еврейской библейской хронологии, всемирный потоп начался в 1656 году. Через год Бог велел Ною сойти на сушу.
Спустя 315 лет, в 1972 году, правнук Ноя — Нимрод, сын Хама и внук Куша, был возведён на царство своими братьями Хама. Он стал первым царём на земле и, по преданию, был богохульником. Нимрод создал первую всечеловеческую империю, которая должна была поработить людей и уничтожить в них всё, что напоминало бы о Боге.
В «Иудейских древностях» Иосифа Флавия упоминается, что Нимрод был связан с возведением Вавилонской башни. Он описывается как богоборец, который стремился к тому, чтобы люди отвернулись от Бога, и предлагал защиту от Него в случае, если Бог вновь захочет наслать потоп на землю. Нимрод советовал людям построить башню выше, чем могла бы подняться вода, чтобы отомстить за гибель предков.
ФАРРА — ОТЕЦ АВРААМА
Согласно еврейской истории, Фарра жил в Уре Касдим и умер в Харане, когда ему было 205 лет. Долгое время Фарра был идолопоклонником, злодеем и убийцей. Он служил визирем неправедного царя Нимрода. Однако впоследствии он раскаялся благодаря своему праведному сыну Авраму.
Фарра был военачальником царя Нимрода и жрецом вавилонских культов. В его доме изготавливали и продавали идолов, «божков». Фарра поклонялся двенадцати деревянным идолам и каждый месяц приносил им жертвы и возлияния.
Когда Фарре было семьдесят лет, он взял себе жену по имени Амтелай, дочь Карнево. От неё он родил сына, которого назвал Аврамом. Также у него было два сына от другой жены: Аран и Нахор.
После того как Каин убил своего брата Авеля, родился Сиф. Он стал родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов) и явился столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная Церковь того времени.
После всемирного потопа род Хама стал отдаляться не только от отца и братьев, но и от Бога. В языческой Месопотамии, в доме идолопоклонника Фарры, зародилась вера в единого и истинного Бога. Как такое могло произойти? Зарождение веры в сердце Аврама до сих пор остаётся тайной. Но тайной остаётся и зарождение веры в любой человеческой душе.
Нужно желание со стороны человека, чтобы в нём зародилась вера. Если такое желание есть, Бог приведёт желающего к вере. Мы читаем об этом в Книге Второзаконие: «Когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдёшь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою Твоею».
В противовес зарождающемуся послепотопному злу в среде человечества рождается будущий патриарх Авраам — родоначальник Божьего народа. Этот путь прослеживается и в допотопное время. После смерти Авеля от руки Каина вскоре рождается Сиф. Он становится родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), которые впоследствии становятся столпом, на котором стоит и утверждается первобытная Церковь того времени.
РОЖДЕСТВО АВРААМА
Принято считать, что Авраам родился в XIX веке до нашей эры, а именно в 1812 году до н. э. Это произошло в Древней Месопотамии, в городе Ур, который в Торе (Библии) упоминается как Ур-Касдим или Ур-халдейский. Сейчас эти земли находятся на территории Ирана.
Согласно мидрашу, в ночь рождения Авраама в его дом пришли рабы Фарры, а также мудрецы и предсказатели Нимрода. Выйдя из дома Фарры после застолья, гости подняли глаза к небу и увидели яркую звезду, которая появилась с Востока от солнца. Эта звезда стремительно двигалась по небосводу и поглотила четыре звезды на четырёх сторонах неба. Это событие поразило присутствующих, которые решили, что это знамение связано с младенцем Фарром, который вырастет и завоюет землю.
На следующее утро они рассказали об этом происшествии правителю Вавилонии Нимроду. Тот велел отобрать и убить ребёнка, а Фарру — выплатить выкуп.
В аггадической литературе говорится, что рождению Авраама сопутствовали небесные знамения. Из-за них Нимрод предлагал отцу Авраама любые богатства за то, чтобы тот убил своего ребёнка.
ПЕРВОЕ ЖИЗНЕННОЕ ИСПЫТАНИЕ АВРААМА
Когда Нимрод потребовал у Фарры отдать ему Аврама, тот не согласился. Он попросил три дня отсрочки.
Тогда Нимрод согласился, и Фарра, взяв младенца у своей рабыни, родившегося в один день с Аврамом, отнёс его к Нимроду, получив назначенный выкуп. Но как только сделка совершилась, Нимрод тут же убил младенца, думая, что это Аврам.
Фарра надёжно спрятал Аврама вместе с матерью и кормилицей в потаённой пещере, где они прожили в уединении десять лет. Каждый месяц им приносили необходимое для жизни.
По преданию, маленький Аврам вырос вдали от шумного мира людей, в пещере. Обладая необыкновенным умом, он сам, путём наблюдения и рассуждений, пришёл к выводу о существовании Творца.
Когда ему было три года, он рассуждал так: «Может быть, мне следует поклоняться земле, ибо её плодами кормится человек? Однако земля не всесильна, она зависит от неба, дарующего дождь. Должен ли я поэтому поклоняться небесной тверди? Ясно, что над твёрдью небесной правит солнце, благодаря теплу и свету которого жив мир. Наверное, тот могущественный Бог, который сотворил меня и всю вселенную — это солнце!»
Аврам пал ниц перед солнцем. Но когда наступила ночь и солнце скрылось, чтобы дать дорогу луне, он рассудил, что божеством может быть и луна. Но и эту мысль он оставил, поняв, что луна светит только ночью, а значит, не может быть более могущественной, чем солнце, которое светит днём.
В конце концов, наблюдая за регулярной сменой дня и ночи, времён года, за всеми законами природы, Аврам пришёл к выводу о присутствии всемогущего и мудрого Творца, Который стоит за всем этим. «Как происходит, — спросил Аврам сам себя, — что небесные тела восходят и заходят в определённое время? Очевидно, должен существовать какой-то один высший Разум, направляющий их».
«Я не видел Творца, — сказал Аврам, — но в силах понять, что только могущественный и милосердный Бог мог создать этот изумительный мир вокруг меня и что только Его высший разум способен поддерживать существование этого мира. Ему я и буду поклоняться!»
Аврама называют первым евреем, который родился среди идолопоклонников и самостоятельно осознал Бога, воспитав эту веру в потомках. Он считается основателем «авраамических» религий — иудаизма и берущих из него начало христианства и ислама.
СОКРОВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ В ДОМЕ НОЯ
С тех пор прошло много времени, но предсказания астрологов так и не сбылись. Царь отменил свой жестокий указ, и Аврам смог вернуться в дом своего отца.
В Библии говорится, что Мафусаил, один из прародителей человечества, был сыном Еноха и потомком Сифа. Он прославился своим долголетием: прожил 969 лет, что больше, чем Адам, который жил на земле 930 лет. Поскольку до всемирного потопа люди жили гораздо дольше, многие поколения пересекались. Например, Адам на склоне лет был наставником Мафусаила, деда Ноя, а Мафусаил обучал сына Ноя Сима. Сим, в свою очередь, передал древнюю традицию Аврааму и его потомкам.
По свидетельству мидраша (комментария к Библии), Мафусаил был «абсолютным праведником» и «каждое слово, выходящее из его уст, служило прославлению Творца».
Десятилетний Аврам покинул своё убежище и поселился в доме Ноя. В течение 39 лет он познавал веру в Бога под руководством Ноя и Сима.
Таким образом, Аврам узнал о потопе и сотворении Вселенной из первых рук — от Ноя, Сима и его наставника Адама.
На пятидесятом году жизни Аврам вернулся домой. Первое, что он увидел в доме своего отца, были двенадцать идолов, которым поклонялась его семья. Известен мидраш про то, как однажды, в отсутствие отца, Аврам разбил фигурки идолов и вложил палку в руки самого высокого из них.
ОТЕЦ ОБИЖЕН НА СЫНА
Фарра увидел разгром в доме и спросил у своего сына, что произошло. Авраам объяснил ему, что женщина принесла идолам мучное приношение, и они подрались из-за него. Один из идолов перебил остальных. Фарра был поражён: «Они не могут двигаться! Зачем же тогда им поклоняться?»
Отец не был убеждён доводами сына. Он рассказал о случившемся царю Нимроду и признался, что пятьдесят лет назад заменил своего сына. Фарра сказал Нимроду, что теперь он понимает, как прав был властитель: из «испорченного» зерна вырос этот юноша, который противостоит идолам.
Немедленно были посланы стражники, и Авраам предстал перед царём. Нимрод потребовал, чтобы Фарра признался, кто посоветовал ему скрыть младенца от царя. В страхе Фарра указал на своего старшего сына Арана, который ничего не знал об этом. Нимрод приговорил Арана к сожжению в печи вместе с Авраамом.
ВТОРОЕ ЖИЗНЕННОЕ ИСПЫТАНИЕ АВРААМА
«Если не хочешь поклоняться каменным идолам, поклонись огню», — приказал Нимрод Авраму. — «Ведь огонь — величайшая сила в мире».
Но Аврам возразил: «Вода заливает огонь».
«Тогда поклонись облакам, они приносят воду», — ответил Нимрод.
«Ветер разгоняет облака», — сказал Аврам.
Нимрод пришёл в ярость: «Я вижу, ты издеваешься надо мной! — закричал он. — Мой идол — огонь, и я прикажу бросить тебя в огонь. Скоро мы узнаем, действительно ли твой бог сильнее моего!»
Нимрод приказал приготовить в своей столице Ур Касдим печь для казни. Царские глашатаи объявили: «В скором будущем будет казнён изменник! В течение сорока дней вы можете жертвовать дрова для печи, в которой его сожгут».
Пожертвования оказались обильными, ведь не каждый день человека сжигали в печи.
Авраму пришлось три дня простоять привязанным к столбу, пока рабы Нимрода обкладывали дровами — и снаружи, и изнутри — печь для казни. Высота дровяной пирамиды превысила рост человека. На третий день рабы ещё туже стянули верёвками руки и ноги Аврама.
Когда распространилась весть о том, что приготовления к казни закончены, на огромной площади города собралась толпа любопытствующих. Женщины и дети толпились на крышах окружающих зданий, чтобы увидеть зрелище.
Амтелей, мать Аврама, вышла вперёд. Она хотела проститься со своим сыном и стражники её пропустили.
— Преклонись перед Нимродом хотя бы один раз, — прошептала она Авраму, — и тебя простят, сынок.
— Я никогда этого не сделаю, мама! — ответил Аврам.
На площади собрались люди от всех народов. Они кричали Авраму: «Это твой последний шанс! На чьей ты стороне?»
— На стороне Бога, от которого вы все отвернулись, — ответил Аврам.
Его раздели по пояс и связанным бросили в раскалённую печь. Вскоре народ разошёлся, посмеявшись над Аврамом, ведь никто живым из раскалённого ада не выходил.
Три дня и три ночи Аврам живым пребывал в печи. Затем рабы Нимрода открыли дверцу — и что же? Аврам расхаживает себе по пеклу как ни в чём не бывало. Сгорели лишь верёвки, которыми раньше он был опутан. Слуги Нимрода не поверили своим глазам. К царю тотчас послали гонцов. Новость мгновенно разлетелась среди народа. Нимрод лично приехал удостовериться в происходящем. Опять открыли дверцу печи, и все ахнули, увидев Аврама, пребывающим живым среди бушующего огня.
Нимрод был потрясён. «Извлеките его оттуда!» — приказал он. Рабы рванулись вперёд, чтобы вытащить Аврама, но всякий раз, когда они приближались, путь им преграждали языки пламени.
— Что вы там копаетесь? — вскричал царь.
Испуганные рабы предприняли ещё одну попытку. И на глазах у поражённой толпы невредимый Аврам сам вышел наружу.
— Почему ты до сих пор жив? — спросил Нимрод, трясясь от страха.
— Бог, Который сотворил небо и землю, и над Которым ты издевался, спас меня от смерти! — ответил Аврам.
СТАРШИЙ БРАТ АРАН
Аран стоял в толпе и наблюдал за происходящим. Его одолевали сомнения: стоит ли присоединиться к младшему брату или лучше сделать вид, что он верит в Нимрода? В конце концов, он решил подождать, чем закончится испытание Аврама, и тогда уже определиться со своей позицией.
Аран подумал: «Если Аврам будет спасён, я скажу, что я на его стороне. Если же он погибнет, я буду утверждать, что я поддерживаю Нимрода».
Когда Аврам живым вышел из огня, у Арана спросили: «На чьей ты стороне?» Аран ответил: «Я верю в того же Бога, что и мой брат!»
Сразу после этого слуги Нимрода схватили Арана и бросили его в огонь. Но второго чуда не произошло, и Аран навсегда исчез в пламени.
ТРЕТЬЕ ЖИЗНЕННОЕ ИСПЫТАНИЕ АВРААМА
Вскоре после чудесного спасения из огненной печи Аврам, пятидесятилетний мужчина, женился на Саре, племяннице своего погибшего в огне брата Арана. Сара была на десять лет младше Аврама и считалась одной из самых красивых женщин за всю историю человечества.
Через два года после свадьбы Авраам узнал, что царь Нимрод послал к нему стражников, чтобы расправиться с ним. Согласно совету астрологов, царь хотел избавиться от Авраама.
Авраам убедил своего отца Фарра оставить должность при царском дворе, чтобы не подвергать опасности сыновей. Они решили отправиться в землю Кнаана, чтобы избежать опасности. «И взял Фарра Аврама, сына своего, и внука Лота, от сына Арана, и Сару, невестку свою, жену Аврама, и вышли они из Ур-Касдим, чтобы идти на землю Кнаана. И дошли до Харана, и поселились там» (Быт. 11:31).
Это было третье испытание для Авраама. Покидать родные места всегда тяжело, особенно когда это происходит навсегда. Авраам покинул Харран в возрасте 75 лет вместе с семьёй и отправился в землю Ханаанскую. Впереди его ждали ещё семь испытаний. «Десятью испытаниями был испытан наш праотец Авраам — и выстоял во всех. Испытан он был для того, чтобы показать, «как велика была любовь Авраама к Богу» (Евр. 11:17).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Жертва, которую Бог потребовал от Авраама, была очень тяжёлой. Оставить всё, что было дорого сердцу, и отправиться в совершенно неизвестное будущее? Бог указал Аврааму на путеводную звезду, на которую он должен был всегда смотреть.
Бог сказал Аврааму, что будет его Вождём на этом трудном пути. Он обещал: «Я укажу тебе землю, Я произведу от тебя народ, Я благословлю тебя, Я возвеличу имя твоё».
И Бог обещал, что всегда будет вести Авраама.
И Авраам отправился в путь, как повелел ему Бог.
Аминь! (Согласно еврейской истории) автор: Виктор Шипилов