В Своём Благовестии Господь Иисус Христос призывает нас: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Моей и пить Крови Моей, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес, идущий в жизнь вечную. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий этот хлеб жить будет вовек». (Ин.5,53-58).
Из этих слов Спасителя ясно следует, что Он обращает наше внимание на непрестанность Божественного Причащения.
Таинство Евхаристии, или Причащения, было установлено Господом на Тайной Вечери. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил его, раздавая ученикам, и сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Моё». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26, 26-28)
Таинство Причащения, или Евхаристия (в переводе с греческого — «благодарение»), занимает центральное место в богослужении. Богослужебный круг — это цикл регулярных церковных богослужений.
В книге «На камени веры» архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «Святые отцы до XVIII века призывали людей к частому причащению, и святые нашего времени продолжали традицию частого причащения, например, святой Иоанн Кронштадтский, который говорил, что если христианин готов к причащению, то может причащаться хоть ежедневно. Святой Феофан Затворник… утверждал, что редкое причащение — это неправильность, которая постепенно стала входить в церковную практику из-за охлаждения христиан».
В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную».
Архимандрит Рафаил (Карелин) также пишет: «Ни в каких соборных правилах не найдёте точного указания, сколько раз и когда надо причащаться. В XIX столетии в Константинопольской Церкви возникла продолжительная дискуссия о том, допустимо ли частое, ежедневное причащение, длившаяся много лет и к окончательным результатам не приведшая. Константинопольский Патриарх Григорий написал по этому случаю: «Спасительно причащаться ежедневно, но требуется время для приготовления», — и рекомендовал причащаться мирянам раз в сорок дней. Современные духовники решают это по ситуации. Думаю, что к вопросу о Причастии стоит подходить индивидуально, учитывая личные потребности и обстоятельства жизни. Человек должен исполнить ту меру молитвенного правила и поста, пусть даже минимальную, которая вошла в традицию Церкви, поэтому причащаться следует по благословению духовного отца».
С АПОСТОЛЬСКИХ ВРЕМЕН
На протяжении веков существования Святая Церковь разработала правила подготовки к великому таинству причастия.
Уважение к воскресенью началось ещё со времён апостолов. В книге Деяний описывается, как в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел беседовал с ними до полуночи.
Апостол Павел подчёркивал важность воскресения, говоря: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
В Откровении апостол Иоанн Богослов сообщает о том, что он «был в духе в день воскресный». Святой Андрей Кесарийский передаёт его мысль: «Я, объятый Святым Духом, приобрёл духовный слух и услышал в почитаемый ради воскресения день голос, по звучности подобный трубе».
Первые христиане приступали к причастию именно в «Дни Господни». Иустин Мученик писал: «В воскресный день верующие, живущие в городах или селах, собираются в храмах, где раздаются дары, над коими совершены благодарственные молитвы, и оных причащаются присутствующие».
Хотя Христос установил таинство евхаристии вечером, преподав апостолам Тело и Кровь после пасхального ужина, Церковь с ранних времён считала необходимым принимать их прежде всякой другой пищи. Указание на такой обычай впервые встречается у Тертуллиана. В начале V века, по свидетельству Августина, этот обычай стал всеобщим: «Святому Духу угодно было, чтобы в честь этого таинства в уста христианина прежде Тела Господня не входило никакой другой пищи».
Отцы Церкви, такие как Златоуст, Василий Великий, Августин, Тертуллиан, Киприан и другие, указывали на необходимость постоянного причащения в день воскресный. О ежедневном причащении христиан первой половины IV века говорит и 49 правило Лаодикийского собора, а также живший незадолго до этого Евсевий Никомидийский.
В апостольские времена причащение состояло в том, что каждый из верующих вкушал часть преломленного евхаристического хлеба и часть святого вина из чаши благословения. Местом для этого служил обеденный стол, за которым христиане возлежали во время совершения таинства евхаристии.
Со второй половины IV века доступ к престолу для причащающихся стал недоступен. Вместо этого возле перил и занавесей, отделявших престол от пространства церкви, где находились молящиеся, миряне стали принимать святые тайны. Такая практика причащения стала общепринятой.
Церковь, установив строгое различие между духовными лицами и мирянами, указала им место для принятия святых тайн. Также она позаботилась о том, чтобы установить порядок при раздаянии святых тайн.
Точный порядок приступающих ко святому Причастию указан в «Постановлениях Апостольских». «Пусть причащается сначала епископ, затем пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а среди женщин — диакониссы, девы, вдовы, потом дети, а затем народ по порядку». Этот порядок стал практикой не только восточных, но и западных Церквей.
ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ХЛЕБ С АПОСТОЛЬСКИХ ВРЕМЕН ПОДАВАЛСЯ В РУКИ
Множество свидетельств отцов и учителей восточной и западной церквей говорят о том, что в древности евхаристический хлеб раздавали христианам для причащения. Климент Александрийский упоминает об этой практике в своих «Строматах». Он пишет: «Разделив евхаристию, некоторые предлагают каждому из присутствующих самому взять свою часть. Ибо каждый сам себе судья в том, стоит ли ему приступать к этому или нет».
Из этих свидетельств следует, что с конца II века до VIII века на Востоке и до XI века на Западе христиане причащались отдельно Плоти и Крови Христовых. Евхаристический хлеб полагался им на руки.
По окончании евхаристического богослужения в древней Церкви святые дары отсылались тем верующим, которые по уважительным причинам не смогли присутствовать на молитвенных собраниях. Первое упоминание об этой практике находим у Иустина мученика, Тертуллиана и Киприана. Доставка святых таинств отсутствующим поручалась диаконам, но в случае необходимости это могли делать и низшие клирики, а иногда и миряне. Об этом свидетельствует письмо Дионисия, епископа александрийского, к Фабию антиохийскому.
Практика домашнего причащения продолжалась и после времён гонений. Василий Великий пишет: «Все монахи, живущие в пустынях, где нет священника, хранят причастие в доме и сами себя причащают». А Григорий Богослов в надгробном слове сестре Горгонии говорит, что у неё в доме хранились святые дары. В те времена святые дары часто брали с собой в путешествия. На этот обычай указывает святой Амвросий Медиоланский, который рассказывает о брате Сатире, получившем святую евхаристию от спутников на корабле. О практике домашнего причащения упоминает и блаженный Иероним.
Только в X–XI веках всеобщее распространение получил способ причащения со лжицы, то есть специальной ложечки.
О ЧАСТОТЕ ПРИЧАСТИЯ
Согласно уставам преподобного Феодора Студита, если кто-то в день литургии не причащается, то должен указать причину. Если же не указывает, то должен поститься до вечера и совершить 50 поклонов. Монах или мирянин, который по своей небрежности не причащался 40 дней и не находится под епитимией, должен быть отлучён от Церкви на год.
Сам преподобный Феодор Студит, чтобы причащаться постоянно, служил литургию ежедневно, даже находясь в заключении.
Преподобный Симеон Новый Богослов писал о ежедневном причащении: «Кто не открывает каждодневно тайн сердца своего, кто в них и в соделанном по неведению не приносит должного покаяния, кто не ходит плача и сетуя всегда и прежде сказанного со тщанием не проходит, тот подлинно недостоин (ежедневного причащения)». А кто всё это делает и в воздыханиях и в слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин быть причастником Божественных таин, и не только в праздник, но и каждодневно и даже — хотя и дерзновенно скажу — с самого начала покаяния и обращения своего.
Святитель Симеон Фессалоникийский говорил: «Божественная литургия — это служба, цель которой — священнодействие самого пресвятого тела Христова и крови и чтобы даны они были в причащение всем верным. И, как таковая, цель её состоит только в причащении… У кого довольно силы и внимания, такой пусть приступает к причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении — наша жизнь и сила».
С момента принятия христианства на Руси и вплоть до XIV века миряне причащались три раза в год. После XIV века — четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением.
Из письма святителя Василия Великого известно об обычае причащаться четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу. Начиная с конца 4-го века и начала 5-го этот обычай на Востоке начинает ослабевать.
Во времена святителя Иоанна Златоуста начинают встречаться верующие, которые причащались святых Таин только в праздники Богоявления и Пасхи. Называя такой обычай предрассудком, Златоуст восклицает: «Напрасно приносится ежедневная жертва! Напрасно предстоим перед алтарём Господним. Никто не приобщается». И в другом месте Златоуст сокрушается: «многие причащаются однажды в год, другие дважды, а иные всего несколько раз».
В «Православном исповедании» святого Петра Могилы говорится: «Древние христиане причащались каждый воскресный день. Но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы быть готовым приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой. Стремящимся к благоговейной жизни — четырежды в год или каждый месяц, а всем обязательно раз в год».
В более поздние времена против идеологии и «практики сверхредкого причащения» была написана специальная работа преподобным Никодимом Святогорцем и святителем Макарием Коринфским — «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых тайн». В ней собрано множество высказываний древних великих святых о пользе частого причащения, и говорится: «Ах, братья мои, если бы мы хотя бы один раз видели мысленными очами нашей души, каких высоких и каких великих благ мы лишаемся, не причащаясь непрестанно, тогда, конечно, мы приложили бы все свои силы, чтобы подготавливаться и причащаться, если бы была возможность, каждый день».
БАЗАРНЫЙ ДЕНЬ
Почему христиане в прошлые века редко посещали церковь? Давайте посмотрим на наши дни.
В будние дни, особенно в часы пик, мы видим, как люди спешат на работу. Они заполняют дороги, создавая пробки. Вечером, когда они возвращаются домой после рабочего дня, ситуация повторяется. В субботу утром люди обычно спят дольше, затем идут за продуктами и другими вещами, необходимыми для следующей рабочей недели.
Наконец, наступает воскресенье — день, когда семья собирается вместе.
В прошлые века не было гипермаркетов, торговых центров, крупных магазинов. В субботу и воскресенье люди отправлялись на ближайший рынок, где можно было купить или продать всё, что угодно: провизию, вещи, домашних животных, дрова и многое другое.
Сегодня таких массовых рынков нет. На смену им пришли крупные магазины. Но те, кто знает о них не понаслышке, помнят, как раньше люди ездили на рынки за продуктами и другими товарами.
Люди, побывавшие в Средней Азии, знают, что «все дороги ведут через базар, даже если направляетесь в Рим». Не обязательно ехать в Париж, чтобы увидеть его и умереть. Можно «уйти из жизни» и на этом великом торжище с твёрдой уверенностью: «Я теперь видел всё!»
Рынок отличается от базара тем, что на рынке только покупают и продают, а базар — это место, где происходят интересные события. Здесь живут радость и обман, хитрость и фальшь, розыгрыш, блеф и вымысел. Один и тот же продавец может бескорыстно отдать бедняку дорогую вещь и тут же содрать с богатея «три шкуры» за дешёвую безделушку.
Значимость поселения определялась статусом базара — количеством народа, пребывающим на его площади.
В Древней Руси внутренняя торговля была обычным делом, которое не привлекало особого внимания летописцев. Рынки, называемые «торгами», существовали не только в городах, но и в каждом населённом пункте. Крестьяне из окрестных мест приходили сюда, чтобы обменять продукты питания на изделия ремесленников.
Существует история о том, как святому Спиридону сослужили ангелы. Когда он и диакон сказали «Мир всем», сверху донёсся ответ: «И духови твоему». Это пение было таким величественным и прекрасным, что казалось человеческим, но невидимым хором. На каждой ектении этот хор пел «Господи, помилуй». Люди, привлечённые пением, поспешили с рынка к церкви. По мере приближения к церкви чудесное пение наполняло их слух и услаждало сердца. Однако, войдя внутрь, они не увидели никого, кроме епископа и нескольких церковных служителей, и уже не слышали небесного пения. Это привело их в великое изумление.
29 января 1649 года на Земском соборе впервые в России был принят свод законов, который назывался «Уложенье» или Соборное Уложение 1649 года. В этом документе было указано, что в субботы православным христианам запрещено работать и торговать, торговые ряды должны быть закрыты за три часа до вечера. В воскресные дни ряды не открывались, и торговля не велась, за исключением продажи съестных товаров и конского корма. Однако в остальные дни недели можно было продавать все виды товаров.
За соблюдением этих правил следили строго. Независимо от того, нравится это кому-то или нет, лавки должны были закрываться в указанные дни.
ПОДГОТОВКА К ПРИЧАСТИЮ
Для людей, которые регулярно посещают церковь, частое причастие имеет большое значение. Однако подготовка к этому таинству может стать препятствием для многих.
Во-первых, это длительный пост. Почему-то многие священники рекомендуют поститься три дня перед причастием, хотя достаточно ограничить себя в пище только в среду и пятницу.
Во-вторых, необходимо прочитать специальные правила, на что уходит около часа времени.
В-третьих, всенощная субботняя служба может стать ещё одним препятствием для тех, кто хочет причаститься.
Это основные причины, по которым верующие не причащаются каждое воскресенье, хотя и не пропускают ни одной воскресной службы.
ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПО ПОРЯДКУ ВСЕ ТРИ ПРИЧИНЫ
О ПОСТЕ
Перед причастием священнику, который ничем не отличается от мирян, не нужно соблюдать какие-то особые правила. Священник постится в среду и пятницу, как и все остальные, а причащается в воскресенье или чаще. У него нет какой-то особой благодати, которая отличала бы его от мирян. Однако он может благословить мирянина на трёхдневный пост, хотя Церковь разрешает причащаться без дополнительных постов, если мирянин постился все дни, включая среду и пятницу.
ВЫЧИТЫВАНИЕ ПРАВИЛ
Многие миряне не видят смысла в том, чтобы перед каждым причастием постоянно вычитывать все правила: каноны покаянные, акафист Иисусу Сладчайшему, последование ко святому причастию и молитвы по окончании последования.
Что значит подготовка к причастию? Это настрой души. Лучше всего это делать рано утром, когда все ещё спят. Уже 23 года я встаю в 4 утра и внимательно читаю правила. Здесь не нужно спешить. Я читаю каноны не вслух, а «про себя», мыслью. Вначале молитва идёт сухо, но постепенно на покаянные слова молитвы начинает отзываться сердце, и вскоре я начинаю плакать. Это значит, что я нашла Божию благодать, и вместе со мной молится Дух Святой, который побуждает мою душу к покаянию. Такой плач выносит наружу всю грязь души.
После того как я прочитаю правила, я еду в храм на службу. По дороге я молюсь Иисусовой молитвой. Когда начинается Божественная Литургия, плач возвращается, и я на собственном опыте познаю то состояние, которое испытывал мытарь, не смея поднять даже глаз на небо, и ударяя себя в грудь: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Что значит причастие для православного верующего? Это благодать Божия, та самая божественная энергия, которую мы получаем во время причастия. Она хранит нас, христиан, от всего плохого. В псалме 90 подробно описано, от чего нас оберегает Христос.
Чтобы эта энергия не ослабевала в нас, мы должны не нарушать заповедей Божиих, молиться утренними и вечерними молитвами и в течение дня стараться следовать наставлениям Святого Духа: «непрестанно молитесь». Это наша духовная подзарядка от всякой нечисти. Без неё мы раздеты, наги и ничем не защищены. По этой причине к нам имеют доступ тёмные силы, в том числе колдуны, маги, ворожеи, экстрасенсы и так далее. Это не просто слова, это многолетний опыт, опыт ошибок трудных.
3. К сожалению, не все могут посетить субботнюю всенощную службу. Священники получают зарплату за свою работу в храме и служат во все дни согласно графику дежурств.
Миряне же работают в будние дни и часто находятся далеко от дома, поэтому им приходится тратить много времени на дорогу. В субботу они хотят выспаться, купить продукты на рабочую неделю и переделать накопившиеся дела по дому. Для большинства верующих мирян богослужебный день — воскресенье. На всенощную ни сил, ни времени.
Для каждого православного христианина важно посещать воскресное богослужение. Почему это так важно? Воскресный день — особый и праздничный. Это не просто день отдыха от работы, а день, посвящённый Богу. Шесть дней мы работаем и занимаемся повседневными делами, а седьмой день посвящаем Богу. Это благословение Божье на рабочую неделю, испрашивание ангела-хранителя и так далее.
Пропустить воскресную службу — значит остаться без защиты перед миром страстей. Если однажды пропустить службу, то в следующие выходные могут появиться непредвиденные проблемы, которые удержат от посещения церкви. За всей этой суетой мы не замечаем, как сами того не желая, оказываемся во власти сатаны, продолжая считать себя верующими. Однако частое причастие с обязательной подготовкой помогает нам удержаться от греховных поступков. Это проверено многократно.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Верующие руководствуются решениями Архиерейского Собора, который состоялся с 30 января по 4 февраля 2015 года. На этом Соборе было принято решение о том, что воцерковлённые прихожане могут причащаться каждую неделю.
Для каждого христианина Русской Православной Церкви важным ориентиром должны стать слова патриарха Кирилла о том, что «не может быть такой литургии, на которой не было бы возможно причащаться».
Причастие не следует рассматривать как награду за примерное поведение, а воспринимать его как лекарство от греха. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что польза от причастия не зависит от количества, а от того, с каким сердцем человек подходит к чаше.
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)