Пришло время рассмотреть тему утренних и вечерних правил. Не секрет, кто много лет воцерковлен, тот имеет личный опыт определенных правил, которые не афиширует. Сам много лет мучался этой проблемой, однако по мере духовного становления, практики Иисусовой молитвы, переписки с архимандритом Рафаилом (Карелиным), пришло понимание каким должно быть утреннее и вечернее правило. Давайте вместе всесторонне рассмотрим данную проблему, начиная с периода установления правила в Древней Руси.

ИСТОРИЯ МОЛИТВОСЛОВА

В доме каждого православного человека есть книжка под названием «Молитвослов». По существующему церковному обычаю православные христиане каждый день  вычитывают утреннее и вечернее молитвенные правила.

Кажется, что так было всегда: так делали наши предки, сегодня продолжаем эту традицию мы сами. Однако если взглянуть на последования утренних и вечерних молитв глазами истории, то окажется, что практика употребления насчитывает 400 лет. Помимо этого, в других Поместных Православных Церквях, например грекоязычных, такие последования вовсе отсутствуют.

В середине XVI века Домострой предписывал мирянам совершать дома последования церковных служб: «Каждый день вечером муж с женою и с детьми, и с домочадцами, если кто знает грамоту – отпеть вечерню, павечерницу, в тишине со вниманием, предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно… А утром, поднимаясь, также Богу помолиться, отпеть заутреню и часы, и молебен с молитвою, да в тишине, со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить».

С введением в XVI веке книгопечатания на Руси книга становится более доступной, а различные чины и последования начинают унифицироваться.

Распространение молитвенного правила в том виде, в каком знаем сегодня, утвердилось в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии, став общепринятой нормой для мирян. Трудно сказать, в какой год, в какое десятилетие это случилось, но случилось.

А теперь посмотрим на русский народ прошлых столетий.

ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЛ РУССКИЙ НАРОД НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ

1. 300 лет назад, в 1521 году, находясь в завоеванной Лифляндии, царь Петр узнал, что местные крестьяне жнут пшеницу и рожь, используя короткие и легкие косы. На Руси  веками оставалась медленная уборка хлебов, ввиду чего терялась немалая часть урожая. Царь-реформатор лично отобрал там первую группу инструкторов для отправки в хлебородные губернии России. Однако при этом самодержец не учел особенности уклада жизни русской деревни. Испокон веков хлеб жали исключительно женщины.

2. Начало весенних полевых работ, везде нужен усиленный труд и свободные рабочие руки. В это горячее время казаки собирались на майские (месячные) лагерные сборы, в поле трудились одни бабы, да дети. Та же ситуация происходила с уборочной.

4. В 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в стране питейным заведением.После «запуска» первого царёва кабака, в 1555 году царь разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. В этих заведениях не подавалась еда, запрещали приносить с собой. Дорвавшийся до спиртного человек, употребляя алкоголь без закуски, спускал за день всё, что у него было с собой, вплоть до одежды.

5. Дмитрий Донской, князь Московский (1350 — 1389) был неграмотен. Положение образования в то время было так ужасно, что в конце XV в. приходилось ставить в священники безграмотных. В одном акте, подписавших грамоту об избрании Бориса Годунова на царство, из 115 князей и детей боярских могли подписать своё имя только 47 человек. Среди «простого люда» грамотность в допетровское время отсутствовала. К концу XIX века грамотность населения Российской империи была низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития.

6. Пили на Руси знатно. По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал «Описания путешествия в Московию», был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы.

7. Со времени принятия христианства на Руси и вплоть до XIV века миряне причащались три раза в год, а после XIV века — четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением.

8. В «Православном исповедании» св. Петра Могилы (†1647) говорится: «Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой, стремящимся к благоговейной жизни — четырежды в год или каждый месяц, а крещеным раз в год» (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90).

 РУССКИЙ НАРОД 21 ВЕКА

Россия занимает четвертую строчку рейтинга, набрав 567 баллов. (в стране 99.5 % грамотных). Лидирует в рейтинге самых грамотных стран Сингапур, на втором месте — Ирландия, на третьем — Гонконг. В рейтинге грамотности Англия занимает шестое место, Польша — десятое, США — 13-е. Германия по уровню грамотности населения заняла 26-е место, Франция — 32-е.

В России доля работников с высшим образованием составила 34,9% в первой половине 2022 года.

Статистика показывает 3,5% алкоголиков от количества жителей Российской Федерации.

Ежедневно в России уходит в виртуальный мир (в том числе, и в соцсети, 98% подростков). Старше 18 лет – 69%.

Виртуальный мир для современной молодежи проще и понятнее, чем реальный мир. В виртуальном мире можно общаться о чем угодно, человека не видно. Мир переходит в онлайн — это современная реальность, где граница между двумя мирами стирается.

ЧТО ПИШУТ СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПРАВИЛАХ

Мы живем в 21 веке. Еще в 19 веке святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это то же, что говорить с Богом по разговорнику. Не количество молитв определяет веру человека, а сколько времени человек готов посвятить Богу.

О вреде формального выполнения молитвенного правила прп. Никодим Святогорец писал следующее: «Одно из препятствий к сохранению внутреннего мира есть определением прочитывать в день столько-то кафизм из Псалтири, столько-то глав из Евангелий и Посланий апостольских. Положившие себе это за правило обыкновенно спешат быстро прочитать, не задумываясь о пользе и вреде такого чтения».

Преп.Серафим Саровский, по откровению Духа Святого, провидел состояние последних христиан и, исходя из этого откровения, дал Богомудрый совет в отношении молитвенного правила. Он предлагал это правило не только живущим в миру, но и монашествующим, утверждая, что посредством его и Иисусовой молитвы можно не только спастись, но и достигнуть христианского совершенства.

Праведный Иоанн Кронштадтский: «Чтобы провести день свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство – искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна, которая введет в сердце наше Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом охранит нас от падения».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Относительно правила молитвенного – знайтечто  оно  для  Вас, а не Вы для негоно для Господа. Посему имейте свободу с рассуждением. При немощи убавляйте, при силе прибавляйте – то и другое с умеренностью и осторожностью, потому что мы крайне немощны и окружены татями и убийцами отовсюду. …».

По словам святых отцов, умеренному и постоянному правилу цены нет.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО НЕ ВИДИТ СМЫСЛА В ИСПОЛНЕНИИ ПРАВИЛ 

Что из себя представляют утренние и вечерние правила в наши дни? Это защита и безопасность в современном мире. Мои слова могут подтвердить те верующие, кто исполняет постоянно правила. Многим видимо в этом нет необходимости, отсюда и аварии на дорогах, несчастные случаи, происшествия, разнообразные криминальные сводки, и.т.д. У каждого из нас есть семьи, дети, о которых должны заботиться родители. Как он может заботиться, когда о себе не думает. Я ни при каких обстоятельствах не выйду на улицу, не исполнив утренних правил — мне жизнь моя дороже, а в вечернем правиле поблагодарю Бога за прошедший день. Поверьте, жизненный опыт показал — так надежнее и спокойнее жить. А вы поступайте как знаете, ваше дело, оправдывайте свое нежелание исполнения правил, пока петух в задницу не клюнет.

Врагом утренней молитвы — спешка, молитвы вечерней – усталость. Время ускорилось, народ стал образованным, пытается осмыслить для чего ему необходимо исполнять ежедневные правила, при этом те ответы, которые есть на сегодняшний день, его не удовлетворяют, он не видит смысла в постоянном исполнении этих правил, ему навязываемых, начинает нарушать и отвергать. «Нет сил», «нет времени», «обстоятельства не позволяют» – главные отговорки, из-за которых оставляется ежедневное молитвенное правило.

Некоторые быстро вычитывают положенное правило, таким образом «успокаивая» свою совесть. При этом рассеянность во время такой молитвы поглощает смысл читаемого, молитва превращается в пустую скороговорку. Виртуальный мир, телевизор — куда интереснее, чем вычитывание одних и тех же правил. Одни отговорки — выспаться и поесть с утра не успеваешь, какое тут молитвенное правило.

Почему такое происходит?

Потому что молитвенное правило в том виде, в каком мы знаем сегодня, утвердилось в XVIII-XIX столетии, где в основе своей народ был неграмотен, сегодня 21 век — всеобщая грамотность. По этой причине современному человеку, с ускоряющимся прогрессом, трудно воспринимать ежедневное молитвенное правило, при этом он не видит никаких реальных результатов от своих трудов, поэтому и охладевает к духовной жизни — постольку, поскольку.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) еще в середине 19 века писал: «Лучше краткая и частая молитва, чем продолжительная с продолжительными промежутками».

ПОПРОБУЮ ОБЪЯСНИТЬ СВОИМИ СЛОВАМИ В КРАТЦЕ ЧТО ЕСТЬ МОЛИТВА

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СМАРТФОН?
1. Экрана (все что видим на экране, обрабатывается и контролируется внутренними компонентами).
2. Аккумулятора
3. Зарядного устройства (электропроводка).
Каждый из нас прекрасно понимает, что наш смартфон не сможет работать без какой либо из этих трех составляющих.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЧЕЛОВЕК?
1. ИЗ СЕРДЦА — (духа человеческого)
2. УМА — (души)
3. ТЕЛА — (плоти)
В сегодняшнем своем состоянии ум, сердце и тело человека — это рак, щука и лебедь. 
До прародительского грехопадения ум и сердце были слиты в одно неразрывное целое, то есть ум соединен с сердцем, возносящим непрестанно молитву, что и образовывало здоровое целомудренное состояние райской души.
Разъединение ума с сердцем, произошли вследствие прародительского падения в грех.  Ум (духовный) отпал из сердца (духа) и соединился с рассудком телесным в голове. По этой причине нами утерян РАЙ.
Чтобы достичь единства с Богом и вернуться в райские обители, следует сперва при помощи благодати Божией достичь единства души (ума и сердца). При посредстве евангельских заповедей возвести ум и дух(сердце) к помышлениям и ощущениям духовным, а не телесным, где мы ныне и пребываем. Когда ум и дух исцелятся, тогда и соединятся о Господе.
Для исцеления души верующему человеку надлежит проделать определенный труд.
1. Для исцеления первой части души необходимо разлучение ума с рассудком. Доколе ум остается оторванным от сердца, он обречен на порабощение суетными помыслами рассудка. Только оторвав ум от рассудка и соединив с сердцем, можно прекратить эту губительную работу, что и послужит сердечному очищению — сердце начнет избавляться от страстных помыслов, гнездящихся в нем.
2. Возвращение (выведение) отпавшего ума из головы (разъединив его с рассудком телесным) в область сердечную.
3. Что для этого необходимо? 
а/ жизнь по Заповедям;
б/ непрестанная молитва (мысленная)
Когда каждый верующий осознает (осмыслит) все написанное выше, тогда станет понятен смысл утренних и вечерних молитв — как залог начала духовного излечения и возрождения. А просто чтение утренних и вечерних молитв так и останется обычным чтением.
ПРИУЧАЙТЕ ДЕТЕЙ МОЛИТЬСЯ С САМОГО РАННЕГО ДЕТСТВА
Каждый воцерковленный наблюдал картину, когда родители приводили своих чад на всенощные службы. Взрослые с трудом выдерживают, а здесь дети. Для чего это делалось — непонятно по сей день, то ли от большой любви, то ли от несусветной глупости. Такие дети (из под палки) вырастали и в храме больше не появлялись.
Детей надо любить, что понятно взрослому, то неясно ребенку. С ним надо говорить, рассказывать, приводить примеры и делать это ненавязчиво. Иной раз наблюдаешь картину — ко времени причастия приводят ребенка, причащают, сами на службы не ходят. Думают, что благое дело делают — ничего подобного. Примером для ребенка должны стать сами родители.
Моей внучке 18 лет, закончила школу, поступила в университет. Мы с ней шесть лет общаемся на духовные темы, время от времени ездим в Задонск на службы. Она много учится, помимо школы дополнительные занятия сразу после занятий. Спать иной раз ложилась в 12 ночи и позже, ибо с дополнительных занятий приезжала в половине одиннадцатого вечера и садилась за домашние занятия к школе. В воскресные дни отсыпалась. В каникулы посещали храм, исповедовалась и причащалась, не часто два три раза в год.
Я научил внучку краткой молитве. Когда утром просыпаешься, надо встать лицом на восток и произнести слова молитвы: «Господи! Даруй мне сей день прожить по Воле твоей, а не по своему своеволию». Перед сном она становится на восток и благодарит Бога за прошедший день: «Слава Боже Тебе за все — 3 раза».  Я много ей рассказывал о пользе Иисусовой молитвы. Дети восприимчивы, впитывают как губка. Примеров, когда она молилась в экстремальных ситуациях, хватает — она неоднократный свидетель молитвенного обращения к Господу и взаимный ответ.
Вот и вся ее молитва, этого достаточно, чтобы быть с Богом. Придет время, воцерковится как положено, ибо брошенное зерно в благодатную почву, рано, или поздно — прорастает.
О ЛИЧНОМ МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ
У меня многолетней практикой сформировалось молитвенное правило. За основу взял молитвенное правило Серафима Саровского. В итоге получилось вот что:
Вставая утром примерно за час до работы, сразу же благодарю Бога: Слава Боже Тебе за все — 3 раза, после чего моюсь и сразу же с удовольствием тяну четки восьмисловной Иисусовой мысленной молитвой, которая пробуждает от сна, возгревает сердце и само тело. Я люблю молиться данной молитвой, поэтому тяну четки примерно минут сорок. После этого приступаю непосредственно к небольшому личному правилу. Вот и все.
По окончании утреннего правила, продолжаю молиться восьмисловной Иисусовой молитвой весь день. В далеком 2004 году, ровно 19 лет назад, меня благословил на это делание мой первый духовный отец Владимир (настоятель Владимирского храма г. Воронежа), который отошел ко Господу в 2010 году, но по сей день он в моем сердце.
НЕКОТОРОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Многие священники не рекомендуют мирянам молиться Иисусовой молитвой в миру и сами не молятся и пасомых не благословляют. Это беда нашего времени. Ныне этим грешат и в монастырях, потому что нет опытных делателей сей внутренней молитвы. При желании и послушании можно всему научиться. Настя, за три декретных года, при полном послушании, прошла путь от неофита — христианина, до опытного делателя Иисусовой молитвы. Она много лет молится мыслью (умной), держа ум в верхней части левой груди над входом в сердце, за годы практики пройдя всесторонний искус. Если бы Настя сейчас решила уйти в монастырь, ее можно сразу же постригать в малую схиму и ставить духовником монастыря.
ПРОДОЛЖЕНИЕ О ЛИЧНОМ МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ
Если нет времени, подхожу к иконам и произношу следующие слова молитвы, которые можно взять за молитвенное правило:
1.Слава Тебе, показавшему нам свет. Сподоби Господи день сей прожить без греха. Господи помилуй — 3 раза.
2. Пресвятая Богородице, спаси и сохрани.
3. Святый ангеле Божий с бесплотными моли Бога о мне.
4. Святые отцы, угодники Божии молите Бога о нас!
5. Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое воскресение Твое поем и славим!
Вечером перед сном обязательно:
1. Слава Боже Тебе за все — 3 раза.
2. Пресвятая Богородице, спаси и сохрани.
3. Святый ангеле Божий с бесплотными моли Бога о мне.
4. Святые отцы, угодники Божии молите Бога о нас!
5. Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое воскресение Твое поем и славим!
В течение дня я безостановочно молюсь Иисусовой мысленной молитвой до самого сна — она мое дыхание. С молитвой просыпаюсь, со словами молитвы засыпаю. Вот это и есть  исполнение апостольского послушания — «непрестанно молитесь, ибо такова Воля Божия о вас». Каждый православный верующий должен стремиться к такому постоянству в молитве, а значит есть необходимость понуждать себя к этому.
А то, что вы утренние молитвы исполните по молитвослову от А до Я, после чего в течение дня (минимум 15 часов) будете находиться во власти лукавого через всеваемые помыслы, по моему это не есть здорово. Иисусова молитва препятствует действию в нас помыслов, святые отцы и призывают всех нас молиться Иисусовой молитвой: «Бей врагов именем Иисуса Христа, ибо нет другого имени под небом, которым нам подобало бы спастись» (см. Деян. 4, 12)
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 5 дней

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 367Регистрация: 30-12-2019