Пришло время рассмотреть тему утренних и вечерних правил. Не секрет, кто много лет воцерковлен, тот имеет личный опыт определенных правил, которые не афиширует. Сам много лет мучался этой проблемой, однако по мере духовного становления, практики Иисусовой молитвы, переписки с архимандритом Рафаилом (Карелиным), пришло понимание каким должно быть утреннее и вечернее правило. Давайте вместе всесторонне рассмотрим данную проблему, начиная с периода установления правила в Древней Руси.
ИСТОРИЯ МОЛИТВОСЛОВА
В доме каждого православного человека есть книжка под названием «Молитвослов». По существующему церковному обычаю православные христиане каждый день вычитывают утреннее и вечернее молитвенные правила.
Кажется, что так было всегда: так делали наши предки, сегодня продолжаем эту традицию мы сами. Однако если взглянуть на последования утренних и вечерних молитв глазами истории, то окажется, что практика употребления насчитывает 400 лет. Помимо этого, в других Поместных Православных Церквях, например грекоязычных, такие последования вовсе отсутствуют.
В середине XVI века Домострой предписывал мирянам совершать дома последования церковных служб: «Каждый день вечером муж с женою и с детьми, и с домочадцами, если кто знает грамоту – отпеть вечерню, павечерницу, в тишине со вниманием, предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно… А утром, поднимаясь, также Богу помолиться, отпеть заутреню и часы, и молебен с молитвою, да в тишине, со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить».
С введением в XVI веке книгопечатания на Руси книга становится более доступной, а различные чины и последования начинают унифицироваться.
Распространение молитвенного правила в том виде, в каком знаем сегодня, утвердилось в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии, став общепринятой нормой для мирян. Трудно сказать, в какой год, в какое десятилетие это случилось, но случилось.
А теперь посмотрим на русский народ прошлых столетий.
ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЛ РУССКИЙ НАРОД НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ
1. 300 лет назад, в 1521 году, находясь в завоеванной Лифляндии, царь Петр узнал, что местные крестьяне жнут пшеницу и рожь, используя короткие и легкие косы. На Руси веками оставалась медленная уборка хлебов, ввиду чего терялась немалая часть урожая. Царь-реформатор лично отобрал там первую группу инструкторов для отправки в хлебородные губернии России. Однако при этом самодержец не учел особенности уклада жизни русской деревни. Испокон веков хлеб жали исключительно женщины.
2. Начало весенних полевых работ, везде нужен усиленный труд и свободные рабочие руки. В это горячее время казаки собирались на майские (месячные) лагерные сборы, в поле трудились одни бабы, да дети. Та же ситуация происходила с уборочной.
4. В 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в стране питейным заведением.После «запуска» первого царёва кабака, в 1555 году царь разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. В этих заведениях не подавалась еда, запрещали приносить с собой. Дорвавшийся до спиртного человек, употребляя алкоголь без закуски, спускал за день всё, что у него было с собой, вплоть до одежды.
5. Дмитрий Донской, князь Московский (1350 — 1389) был неграмотен. Положение образования в то время было так ужасно, что в конце XV в. приходилось ставить в священники безграмотных. В одном акте, подписавших грамоту об избрании Бориса Годунова на царство, из 115 князей и детей боярских могли подписать своё имя только 47 человек. Среди «простого люда» грамотность в допетровское время отсутствовала. К концу XIX века грамотность населения Российской империи была низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития.
6. Пили на Руси знатно. По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал «Описания путешествия в Московию», был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы.
7. Со времени принятия христианства на Руси и вплоть до XIV века миряне причащались три раза в год, а после XIV века — четыре раза в год с обязательной исповедью перед Причащением.
8. В «Православном исповедании» св. Петра Могилы (†1647) говорится: «Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой, стремящимся к благоговейной жизни — четырежды в год или каждый месяц, а крещеным раз в год» (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90).
РУССКИЙ НАРОД 21 ВЕКА
Россия занимает четвертую строчку рейтинга, набрав 567 баллов. (в стране 99.5 % грамотных). Лидирует в рейтинге самых грамотных стран Сингапур, на втором месте — Ирландия, на третьем — Гонконг. В рейтинге грамотности Англия занимает шестое место, Польша — десятое, США — 13-е. Германия по уровню грамотности населения заняла 26-е место, Франция — 32-е.
В России доля работников с высшим образованием составила 34,9% в первой половине 2022 года.
Статистика показывает 3,5% алкоголиков от количества жителей Российской Федерации.
Ежедневно в России уходит в виртуальный мир (в том числе, и в соцсети, 98% подростков). Старше 18 лет – 69%.
Виртуальный мир для современной молодежи проще и понятнее, чем реальный мир. В виртуальном мире можно общаться о чем угодно, человека не видно. Мир переходит в онлайн — это современная реальность, где граница между двумя мирами стирается.
ЧТО ПИШУТ СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПРАВИЛАХ
Мы живем в 21 веке. Еще в 19 веке святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это то же, что говорить с Богом по разговорнику. Не количество молитв определяет веру человека, а сколько времени человек готов посвятить Богу.
О вреде формального выполнения молитвенного правила прп. Никодим Святогорец писал следующее: «Одно из препятствий к сохранению внутреннего мира есть определением прочитывать в день столько-то кафизм из Псалтири, столько-то глав из Евангелий и Посланий апостольских. Положившие себе это за правило обыкновенно спешат быстро прочитать, не задумываясь о пользе и вреде такого чтения».
Преп.Серафим Саровский, по откровению Духа Святого, провидел состояние последних христиан и, исходя из этого откровения, дал Богомудрый совет в отношении молитвенного правила. Он предлагал это правило не только живущим в миру, но и монашествующим, утверждая, что посредством его и Иисусовой молитвы можно не только спастись, но и достигнуть христианского совершенства.
Праведный Иоанн Кронштадтский: «Чтобы провести день свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство – искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна, которая введет в сердце наше Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом охранит нас от падения».
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Относительно правила молитвенного – знайте, что оно для Вас, а не Вы для него, но для Господа. Посему имейте свободу с рассуждением. При немощи убавляйте, при силе прибавляйте – то и другое с умеренностью и осторожностью, потому что мы крайне немощны и окружены татями и убийцами отовсюду. …».
По словам святых отцов, умеренному и постоянному правилу цены нет.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО НЕ ВИДИТ СМЫСЛА В ИСПОЛНЕНИИ ПРАВИЛ
Что из себя представляют утренние и вечерние правила в наши дни? Это защита и безопасность в современном мире. Мои слова могут подтвердить те верующие, кто исполняет постоянно правила. Многим видимо в этом нет необходимости, отсюда и аварии на дорогах, несчастные случаи, происшествия, разнообразные криминальные сводки, и.т.д. У каждого из нас есть семьи, дети, о которых должны заботиться родители. Как он может заботиться, когда о себе не думает. Я ни при каких обстоятельствах не выйду на улицу, не исполнив утренних правил — мне жизнь моя дороже, а в вечернем правиле поблагодарю Бога за прошедший день. Поверьте, жизненный опыт показал — так надежнее и спокойнее жить. А вы поступайте как знаете, ваше дело, оправдывайте свое нежелание исполнения правил, пока петух в задницу не клюнет.
Врагом утренней молитвы — спешка, молитвы вечерней – усталость. Время ускорилось, народ стал образованным, пытается осмыслить для чего ему необходимо исполнять ежедневные правила, при этом те ответы, которые есть на сегодняшний день, его не удовлетворяют, он не видит смысла в постоянном исполнении этих правил, ему навязываемых, начинает нарушать и отвергать. «Нет сил», «нет времени», «обстоятельства не позволяют» – главные отговорки, из-за которых оставляется ежедневное молитвенное правило.
Некоторые быстро вычитывают положенное правило, таким образом «успокаивая» свою совесть. При этом рассеянность во время такой молитвы поглощает смысл читаемого, молитва превращается в пустую скороговорку. Виртуальный мир, телевизор — куда интереснее, чем вычитывание одних и тех же правил. Одни отговорки — выспаться и поесть с утра не успеваешь, какое тут молитвенное правило.
Почему такое происходит?
Потому что молитвенное правило в том виде, в каком мы знаем сегодня, утвердилось в XVIII-XIX столетии, где в основе своей народ был неграмотен, сегодня 21 век — всеобщая грамотность. По этой причине современному человеку, с ускоряющимся прогрессом, трудно воспринимать ежедневное молитвенное правило, при этом он не видит никаких реальных результатов от своих трудов, поэтому и охладевает к духовной жизни — постольку, поскольку.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) еще в середине 19 века писал: «Лучше краткая и частая молитва, чем продолжительная с продолжительными промежутками».
ПОПРОБУЮ ОБЪЯСНИТЬ СВОИМИ СЛОВАМИ В КРАТЦЕ ЧТО ЕСТЬ МОЛИТВА