Молитва – это не просто механическое повторение слов, а личное общение с Богом. Она должна исходить из сердца, наполненного сокрушением и смирением, как сказано в литургии Василия Великого.
Только через покаянную молитву мы можем обрести утешение от Бога. Вспоминается притча о мытаре, который бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». По словам Григория Паламы, это указывает на то, куда должен быть направлен взгляд христианина, когда он обращается к Богу: «Боже, исцели душу мою грешную, сердце моё порочное исцели».
Хотя для молитвы предостаточно времени в течение дня, святые подвижники считали наиболее благоприятным временем для этого – ночь. Святой Исаак Сирин говорил: «Не думай, человече, что в подвижничестве монашеском есть делание важнее ночного бдения».
Практика ночной молитвы подтверждается и в Ветхом Завете. Пророк Исаия молился Богу: «От ночи бдит к Тебе дух мой, Боже, потому что свет повеления Твоего на земле» (Ис. 26:9). Царь Давид пел в псалмах: «В полночь вставал я, чтобы молиться о судьбах правды Твоей» (Пс. 118:62).
Иисус Христос также подал пример уединённой ночной молитвы, когда «в те дни взошёл Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу». Для Него это было правилом – молиться ночью, в пустынном месте. О важности бодрствования в ночное время Христос говорил ученикам в притче о блаженном рабе, ожидающем господина: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий» (Лк. 12:35–40).
Апостолы передали это учение последующим поколениям, подтверждая свои слова личным примером. В описании образа жизни апостола Павла мы видим: «в трудах, и бдениях, и постах», «часто в бдении, в голоде и жажде» (2 Кор. 6:5; 11:27). В письме к Тимофею он дал такой образ благочестивой вдовы: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5:5).
Обычай молиться по ночам был распространён среди первых христиан. На Ближнем Востоке ночная служба сформировалась в период гонений христиан. Христианство в древности было распространено исключительно в жарких странах, и монахи подвизались в пустынях. Молиться ночью, когда прохладно, лучше, чем в дневное пекло. Ночью тихо, птички умолкают, насекомые не жужжат, ничто не отвлекает. Это верно. Но мы молимся ночью не потому, что небо свободно, а потому, что покой в душе и никто не отвлекает. Вот почему совершается ночная молитва. Отголоски этих молитвенных бдений сохранились и в нашем теперешнем богослужении. На утрене перед великим славословием священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Это соответствовало в древности тому моменту, когда после ночного моления христиане встречали утренний рассвет и первые лучи солнца.
Преподобный авва Исаия, а также святые Варсануфий и Иоанн, советовали проводить одну половину ночи в молитвенном бдении, а другую – в сне. О важности ночной молитвы также говорят святой Григорий Синаит, святые Каллист и Игнатий, ссылаясь на слова святого Иоанна Лествичника, который рекомендует уделять больше времени молитве и меньше – пению.
Преподобный Никита Стифат учит, что христианин не должен предпочитать покой тела благу души, оправдываясь поздним временем. Святые Феодор Студит и авва Филимон также призывают к ночной молитве.
Испытав на себе положительное влияние ночной молитвы, святые подвижники не зря призывали к ней. Ночная молитва действительно эффективна и скорее будет услышана, потому что в ночные часы человек может сосредоточиться на словах молитвы. Ефрем Сирианин говорил, что Господь «слышит» того, кто совершает ночные молитвы с чистым сердцем. Святой авва Евагрий призывал проводить ночь в молитвенном труде, говоря, что тогда «душа вскоре обретёт утешение». Он также советовал: «Со слезами молитесь ночью… и обрящете благодать».
Святой Иоанн Златоуст заключал: «Господь приклоняется на милость ночными молитвами». Преподобный Исаак Сириянин говорил: «Ночная молитва полезнее дневных подвигов».
Святой Иоанн Златоуст говорил: «Не для того дана ночь, чтобы только спать и бездействовать в продолжение её. В это время суток душа чище, легче, добрее и способнее воспарять горе; мрак и безмолвие ночи много располагают к умилению. Ночные слёзы лучше всякой росы угашают пожелание и страстное разжение и охраняют душу от вреда. Если душа не будет питаться этой росой, то изнеможет от дневного зноя» (На Деяния ап. беседа, 26).
Ночью ум легко сосредотачивается и постигает глубину слов молитвы, сердце участвует в этом процессе, в результате чего зарождаются и вырастают облагораживающие сердце чувства: нищета духа, смирение, покаяние, благодарность, любовь и умиление.
Святой Игнатий Брянчанинов пишет: «Монахи суть те христиане, которые оставляют земные занятия для занятия молитвою — добродетелию, высшею всех добродетелей, чтоб посредством её соединиться воедино с Богом…».
Афон — это место, где жизнь монаха направлена на достижение блаженной вечности и жизни с Богом. В два часа ночи монах обходит территорию монастыря, постукивая деревянным молоточком по деревянной дощечке (таланту). А чуть позже размеренные удары по специальной доске созывают монахов на литургию в главный храм монастыря, где проходит ночная молитва.
живу в Воронеже, примерно в 100 километрах от Задонска. Раз в год я езжу в паломнические поездки, чтобы посетить службы в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре.
Много лет назад я узнал, что там ранняя литургия начинается в 2:45 каждую ночь. Это касается монахов, которые стремятся всецело служить Богу.
Мирянин и монах — это два разных духовных пути. У них разные образы жизни, заботы и молитвенные практики. Монахи не связаны тесными родственными и супружескими узами и не испытывают хлопот, связанных с заботой о близких. Их умы не заняты многочисленными мирскими проблемами, и они не испытывают дефицита времени.
Мирянин обременён семьёй, а монах от этого свободен. Уходя в монастырь, монах порывает с миром, а мирянин окружён мирской суетой и всецело в неё вовлечён. Для мирян ночные молитвы могут быть трудно осуществимы.
Что значит молиться ночью для мирянина? Это значит прервать сон и в течение дня чувствовать себя «не в своей тарелке». Профессий много, у каждого свой рабочий режим дня. Один встаёт рано, весь трудовой день проводит на работе и возвращается поздно, еле волоча ноги. Другие работают сидя за компьютером, и они уставшие к концу рабочего дня — умственный труд опустошает.
Поэтому большинство работающих к вечеру возвращается домой уставшими, чтобы восстановиться к следующему рабочему дню. Воцерковлённому верующему, особенно в наше непростое время, по временам требуется уединение, так сказать, собраться с мыслями. Лучшим временем является предрассветное утро, когда все домочадцы спят.
Святые отцы отдавали предпочтение в ночное время Иисусовой молитве по чёткам. Сам Спаситель говорил апостолам: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17). Мы находим Иисусову молитву в Евангелии.
Это молитва слепца из Иерихона, который, когда Иисус проходил мимо него, кричал: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня» (Мк. 10:47). Хананеянка, у которой болела дочь, обращалась к Иисусу со словами: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов» (Мф. 15:22). И, наконец, молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Под ночной молитвой надо понимать мысленное обращение ко Господу в покаянии или славословии. Это не значит, что надо заводить будильник на определённый час времени, вставать, умываться, чтобы встряхнуться от сна, после этого какое-то время молиться, а потом пытаться заснуть. Это неправильно, долго не выдержите, вскоре забьёте на такое ночное вставание.
Когда встаете ночью по нужде, не спешите сразу заснуть. Сядьте на кровать и с закрытыми глазами мысленно (трижды) поблагодарите Бога за все Его благодеяния — «Слава Тебе, Боже, за всё». Мысленно помолитесь восьмисловной Иисусовой молитвой сколько сможете. Хватит сил на минуту, значит, минуту, на 10 минут — замечательно, сколько сможете и ложитесь дальше спать.
Лягте на спину, перекрестите себя, накройтесь одеялом, закройте глаза и продолжайте молиться Иисусовой молитвой про себя (мыслью). Вы долго не сможете так молиться, сон свалит вас, но вы уделили Господу некоторое время ночной молитве.
Иногда нам снятся тревожные сны, которые заставляют нас просыпаться. Не стоит пугаться — это может быть просто действие подсознания. В такие моменты важно сразу же перекреститься и начать читать Иисусову молитву. Хотя вы можете не суметь долго молиться, вскоре сон снова одолеет вас, но это уже будет другой сон — без ужасов и кошмаров.
Я на личном опыте убедился, что лучший вариант для ночной молитвы — это вставать не ночью, а незадолго до рассвета (примерно в 4-5 утра). В это время животные и птицы ещё спят, природа только просыпается, а главное — ваши близкие тоже спят. Такая раннеутренняя молитва полностью заменит ночную.
Однако если вы не вычитываете утренние и вечерние правила, пропускаете воскресные службы, редко исповедуетесь и причащаетесь, то ночная молитва вам не поможет — вы только зря потеряете время.
Мирянам не всегда удаётся исполнить молитвенное правило, но без молитвы, а значит без Божьего благословения, рискованно заниматься мирскими делами. Преподобный Марк Подвижник говорил: «Что без молитвы говорим или делаем, то впоследствии или погрешительно, или вредно, и обличаемся чрез дела неведомым для нас образом».
Как быть в такой ситуации? Заполняйте дневное время любой краткой молитвой. Я, например, во время поездки по городу слушаю из динамиков в машине Валаамскую Псалтирь, которую читает монах, и одновременно читаю Иисусову молитву. Удивительно, но каждый раз Псалтирь звучит по-разному, и я не перестаю этому удивляться.
Молодёжь, кажется, неглупая, но у них не хватает времени подумать и посмотреть вокруг себя — свободное время они проводят в виртуальном мире, который поглощает их внимание. Это касается не только молодёжи, но и старшего поколения, увлечённого тем же. Вот так и проходит наша жизнь до старости. Мы умираем, не вспоминая о Боге, стараясь удержаться в этом мире, и только за порогом смерти понимаем, что были обмануты. Это самое страшное.
Я посещаю дом престарелых и общаюсь с персоналом. Они подтверждают, что многие люди уходят из жизни, не вспоминая о Боге. Мне было интересно увидеть это своими глазами, и я ходил по палатам.
Я видел страшную картину: на кроватях лежали безликие мертвецы, потерявшие смысл жизни. Их взгляд был бессмысленным, а рассудок потерянным. На это было страшно смотреть, а запах, исходящий от них, был ужасен, хотя их купают часто. Этот запах нельзя ничем вытравить, как мы ни пытались.
Воцерковлённые пожилые люди так не пахнут. Они до самой смерти остаются в разуме и дают отчёт каждому своему слову. Всё написанное здесь могут подтвердить священники, которые общаются и с теми, и с другими, а также работники хосписов.
Медсёстры хосписов пишут: «Пациенты, которые живут в хосписе, до последнего не хотят уходить (умирать). Все хотят жить. И все без исключения начинают ценить простые радости: солнце, первую зелень весной, пение птиц… То, на что раньше в суете жизни не обращали внимания».
Пожилые люди в основном страдают бессонницей. Некоторые из них всю ночь смотрят телевизор или читают книги, пока не заснут. Так незаметно приходит к ним смерть и забирает с собой неподготовленных. А что мешает сосредоточиться на духовном? Непонятная упёртость. Я общался со многими из них — непробиваемая стена.
С полной уверенностью утверждаю: стоит взяться за Псалтирь, Священное Писание или молитвослов, и бессонницу у любого человека как рукой снимет — многократно проверено.
Во времена СССР в Российской государственной библиотеке хранилась удивительная брошюра «Мы верим…». В ней 53 крупных учёных из разных стран мира, среди которых немало нобелевских лауреатов в области физики, химии, биологии, открыто заявляли: мир слишком совершенен, чтобы случайно возникнуть из хаоса. В приватных беседах некоторые из них делились, что когда подходили к самому последнему этапу открытия, то как будто наталкивались на железную дверь с надписью «Не влезай, убьёт!».
Те же, кому удавалось заглянуть в приоткрывшуюся щёлку, были шокированы «сложной простотой устройства всего, что нас окружает». Но вслух мысли эти учёные так до сих пор и не высказывают, боясь прослыть сумасшедшими. Смелости хватило у академика, научного руководителя Института мозга человека Натальи Бехтеревой, посвятившей себя изучению извилин.
С её слов, работу мозга до конца изучить невозможно, потому что это вселенская загадка. «Я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом, — говорила она. — Но как учёный ещё не нашла этому доказательств».
Американские учёные не стесняются признаваться в существовании чудес. Так, например, американский биохимик профессор Майкл Бехе, сотрудник Университета Лихай (Lehigh) города Бетлехем, штат Пенсильвания, автор книги «Чёрный ящик Дарвина», сознался:
— За последние 50 лет биохимики раскрыли множество тайн человеческой клетки. Десятки тысяч людей посвятили жизнь лабораторным исследованиям для того, чтобы раскрыть эти секреты. Но все усилия, потраченные для изучения живого организма, ясно дали один результат: «Творение».
Не поддающиеся объяснению упорядоченность и согласованность строения Вселенной и человека приводят учёных к вере в Создателя. А вопрос о Боге — это вопрос о возникновении жизни.
Только непосредственное обращение к Богу может резко изменить нашу жизнь. И это обращение называется молитвой. Чем меньше внешних, отвлекающих факторов от молитвы, тем лучше связь с Богом. В этом отношении ночная молитва незаменима, потому что в такие мгновения предстаёшь пред Богом в естественном состоянии, говоришь с Ним своими словами как можешь, рассказываешь о тревогах, переживаниях, заботах, жизненных проблемах. И самое удивительное в том, что ловишь себя на мысли, что тебя внимательно слушают. Такие вещи происходят именно ночью.
Чтение Псалтири, Молитвослова или Акафиста лучше всего осуществлять при дневном свете. Однако, если вы не можете уснуть, рекомендуется читать краткую Иисусову молитву. Эта молитва наполняет вас благодатью Божией, которая передается и вашему телу, придавая ему силу.
Иногда ночью вы можете проснуться и почувствовать, что не хотите спать. Это может произойти в промежуток времени с 12 ночи до 3 утра. В это время на небе происходит молитва, и нам предлагается стать её соучастниками. Не упустите эти моменты! Возьмите чётки и повторяйте Иисусову молитву столько, сколько сможете, пока не почувствуете сонливость. Молиться можно сидя на постели или даже походить с чётками, если позволяет пространство, чтобы не мешать спящим. Или же вы можете заранее определить для себя место и там молиться в уединении и темноте.
Святитель Игнатий Брянчанинов описывает молитвенную келлию, где установлены две большие иконы Христа и Богородицы, перед которыми горят свечи. Другого освещения там нет. Это настраивает на покаянную молитву, плач о своих грехах — такая молитва многого стоит.
Новиков Н. М., автор серии книг «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» (http://nnproekt.ru/), рекомендует взять чётки, сесть в тёмном помещении и подумать о прожитых годах, не оставляя при этом Иисусовой молитвы. Плач непременно найдёт вас и поможет воспоминаниям.
Однажды проснувшись ночью (по зову ангела-хранителя) встав на молитву, вас обязательно позовёт ваш ангел ещё раз через определенное время. Как показывает практика, это происходит в какой-либо Божественный праздник. Если будете преодолевать себя и просыпаться, то со временем это станет нормой. После такой ночной молитвы чувствовать себя будете прекрасно в течение всего светового дня.
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)