С молитвы начинается наш день и молитвой завершается. Молитва — это не вычитывание правила по молитвослову на скорую руку. Для каждого человека молитва это – личное общение с Богом, которая должна приноситься, как сказано на литургии Василия Великого, «сердцем сокрушенным и духом смирения». Только через молитву покаяния с Богом получаем утешение.

Мытарь бил себя в сердце: «Боже, милостив буди мне, грешному». По словам Григория Паламы, мытарь указывает направление, куда должен смотреть христианин, когда обращается к Богу: «Боже, исцели душу мою грешную, сердце мое порочное исцели».

Хотя для молитвы предостаточно суточного времени, но подходящим, благоприятным временем для совершения святые подвижники считали ночное время. «Не думай, человече, – говорит святой Исаак Сирин, – чтобы в подвижничестве монашеском есть делание важнее ночного бдения».

Ночная молитва — угодная Богу. Подтверждает это и Иоанн Златоуст, который отмечает, что Господь милостив к тем, кто готов молитвенно трудиться ночью.

Практика ночной молитвы упоминается и в Ветхом Завете. Так пророк Исаия молился Богу: «От ночи бодрствует к Тебе дух мой, Боже, зане свет повеления Твои на земле» (Ис. 26:9). А царь Давид пел в псалмах: «В полуночи восстал исповедаться о судьбах правды Твоей» (Пс. 118:62), «В ночах возденьте руки ваши во святое и благословите Господа» (Пс. 133:2).

Пример уединенной ночной молитвы подал Сам Господь: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12). Для Иисуса Христа это было правилом: молиться ночью, в пустынном месте. О важности бодрствования в ночное время Христос говорил ученикам в притче о блаженном рабе, ожидающем господина: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12:35–40).

Это учение Христа апостолы передали последующим поколениям, подтверждая слова личным примером. В описании образа жизни апостола Павла видим: «в трудах, и бдениях, и постах», «часто в бдении, в голоде и жажде» (2 Кор. 6:5; 11:27). А в письме к Тимофею апостол дал такой образ благочестивой вдовы: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5:5).

Обычай молиться по ночам был распространен среди первых христиан. На Ближнем Востоке ночная служба сформировалась в период гонений христиан. Христианство в древности было распространено исключительно в жарких странах, в первые века монахи подвизались в пустынях. Молиться ночью, когда прохладно, лучше, чем в дневное пекло. Ночью тихо, птички умолкают, насекомые не жужжат, ничто не отвлекает. Это верно. Но молимся ночью не потому, что небо свободно, а потому, что покой в душе и ничто и никто не отвлекает. Вот почему совершается ночная молитва.

Отголоски этих молитвенных бдений сохранились и в нашем теперешнем богослужении. На утрене перед великим славословием священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Это соответствовало в древности тому моменту, когда после ночного моления христиане встречали утренний рассвет и первые лучи солнца.

Преподобный авва Исаия, как и святые Варсануфий и Иоанн, советовал употреблять одну половину ночи на молитвенное бдение, а другую для сна. О ночной молитве говорит и святой Григорий Синаит, и святые Каллист и Игнатий, ссылающиеся на слова святого Иоанна Лествичника, который советует ночью отдавать молитве времени больше, а пению меньше. Преподобный Никита Стифат поучает, что христианин не должен предпочитать покой тела пользе души, оправдываясь поздним временем. Святые Феодор Студит и авва Филимон также призывают к ночной молитве.

Испытав на себе благое действие, святые подвижники не напрасно призывали к молитве ночью. Ночная молитва действенна и скорее услышана благодаря тому, что в ночные часы молящийся может сосредоточиться на словах молитвы. Ефрем Сирианин говорит, что совершающего ночные молитвы, с чистым сердцем, «слышит Господь», а святой авва Евагрий, призывая проводить ночь в молитвенном труде, говорит, что тогда «душа вскоре обретет утешение», и еще советует: «Со слезами молись ночью… и обрящешь благодать».

Святой Иоанн Златоуст заключал: «Господь приклоняется на милость ночными молитвами», а прп. Исаак Сириянин говорил: «Ночная молитва полезнее дневных подвигов».

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не для того дана ночь, чтобы только спать и бездействовать в продолжение ее. В это время суток душа чище, легче, добрее и способнее воспарять горе; мрак и безмолвие ночи много располагают к умилению. Ночные слезы лучше всякой росы угашают пожелание и страстное разжение и охраняют душу от вреда. Если душа не будет питаться этой росой, то изнеможет от дневного зноя» (На Деяния ап. беседа, 26)

Ночью ум легко сосредоточивается и постигает глубину слов молитвы, сердце принимает в этом участие, в результате чего зарождаются и вырастают облагораживающие сердце чувства — нищета духа, смирение, покаяние, благодарность, любовь и умиление.

Св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Монахи суть те христиане, которые оставляют земные занятия для занятия молитвою — добродетелию, высшею всех добродетелей, чтоб посредством нее соединиться воедино с Богом…».

Афон – это место, где жизнь монаха направлена на главную цель – достижение блаженной вечности и жизни с Богом. В два часа ночи монах обходит территорию монастыря, постукивая деревянным молоточком по деревянной дощечке (так называемому таланту). А чуть позже размеренные удары по специальной доске созывают монахов на литургию в главный храм монастыря, где проходит ночная молитва.

Я живу в Воронеже, в 100 км. от Задонска. Раз в год езжу в паломнические поездки на службы. Много лет назад обратил внимание на то, что в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре ранняя литургия начинается в 2.45 каждую ночь. Это что касается монахов, ведь цель монашества — всецелое служение Богу.

Путь мирянина и монаха — это два разных духовных пути человеческой жизнедеятельности, с отличиями в образе жизни, попечениях и молитвенных совершенствованиях. Не связанные тесными родственными и супружескими узами монахи, не знают хлопот, сопряженных с заботой о близких людях, их умы не заняты многочисленными мирскими проблемами, они не ощущают дефицита времени, категорически не хватающего работающему человеку. Иноки живут в собственном мире, зависимом от дисциплины послушания, с чёткой иерархией подчинения и распорядком дня.

Мирянин обременен семьей, монах от этого освобожден. Уходя в монастырь, монах порывает с миром, мирянин окружен мирской суетой и всецело в нее вовлечен. Для мирян ночные молитвы трудноосуществимы. По себе знаю как это сложно. Что значит молиться ночью для мирянина? Это значит прервать сон, в течение дня чувствовать себя «не в тарелке».

Профессий много, у каждого свой рабочий режим дня. Один встает рано, весь трудовой день на работе, возвращается поздно, еле ноги волоча. У некоторых сидячий режим работы за компьютером и они уставшие к концу рабочего дня — умственный труд опустошает к концу рабочего дня. Какую профессию не возьми, везде требуются как физические, так и умственные усилия. Поэтому большинство работающих к вечеру возвращается домой уставшими, чтобы восстановиться к следующему рабочему дню.

Воцерковленному верующему полезна ночная молитва. Святые отцы отдавали предпочтение в ночное время Иисусовой молитве по четкам. Сам Спаситель говорил апостолам: «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). Мы находим Иисусову молитву в Евангелии. Это молитва слепца из Иерихона, который, когда Иисус проходил мимо него, кричал: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня» (Мк. 10: 47). Хананеянка, у которой болела дочь, обращалась к Иисусу со словами: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов» (Мф. 15: 22). И, наконец, молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Под ночной молитвой надо понимать мысленное обращение ко Господу в покаянии, или славословии. Это не значит, что надо заводить будильник на определенный час времени, вставать, бежать умываться, чтобы встряхнуться от сна, после этого какое то время молиться, а потом пытаться заснуть, что редко получается. Это неправильно, долго не выдержите, вскоре забьете на такое ночное вставание.

Под ночной молитвой надо понимать время, когда ночью встаете по нужде. Используйте это время, не спешите сразу заснуть. Сядьте на кровать и с закрытыми глазами мысленно трижды поблагодарите Бога за все Его благодеяния — «Слава Боже Тебе за все». После этого мысленно помолитесь Иисусовой молитвой сколько сможете. Хватит сил на минуту, значит минуту, после чего ложитесь спать. Ложитесь на спину, перекрестите себя, накройтесь одеялом, закройте глаза и продолжайте молиться мысленной Иисусовой молитвой про себя (что значит про себя? То же самое, когда вы что либо читаете не вслух, а про себя — мыслью, поэтому и называют ее мысленной молитвой). Вы долго не сможете так молиться, сон однозначно свалит вас, но вы немного уделили времени ночной молитве.

Часто нам снятся сны, от которых мы просыпаемся. Не пугайтесь, это действие лукавого. Сразу же перекрестите себя и начинайте молиться Иисусовой молитвой. Вы не сможете долго молиться, сон вскоре найдет на вас, но это уже будет другой сон, без ужастиков.

На личном опыте испробовал варианты ночной молитвы, нашел золотую середину — вставать не ночью, а до рассвета (4 — 5 утра). Молитва будет совершаться в ранние часы утра, когда еще спят животные, птицы, спит природа, и главное — спят домашние. Такая раннеутренняя молитва заменит ночную на 100 %.

Маленькая ремарка — если мирянин не вычитывает утренние и вечерние правила, пропускает воскресные службы, редко исповедуется и причащается, такому верующему ночная молитва ничего не даст, только впустую потеряет время.

В миру живущим не всегда получается исполнить молитвенное правило, однако без молитвы, а значит без Божьего благословения рискованно заниматься мирскими делами. Видимо с личного опыта сказанные слова преподобного Марка Подвижника это подтверждают: «Что без молитвы говорим или делаем, то впоследствии или погрешительно, или вредно, и обличаемся чрез дела неведомым для нас образом».

Как быть в таком случае? Заполняйте дневное время любой краткой молитвой. У меня в машине, во время поездки по городу, из динамиков читается монахом Валаамская Псалтирь, в это время молюсь Иисусовой молитвой. Самое удивительное в том, что каждый раз Псалтирь играет разными духовными красками восприятия — не перестаю этому удивляться.

Молодежь вроде бы неглупая, да времени раскинуть мозги и посмотреть вокруг себя у них не хватает — свободное время заполняется виртуальным миром, где поглощаются виртуальным пространством. Это касается не только молодежи, но и старшего поколение увлеченного тем же. Вот так и проносится наша жизнь вплоть до старости. Помирая, не вспоминаем о Боге, стараемся удержаться в этом мире и только за порогом смерти понимаем что обмануты, да поздно уже, наступает время воздаяния. Это самое страшное.

У меня есть возможность посещать дом престарелых и общаться с обслуживающим персоналом, где работники подтверждают реальность наших дней — уходят многие из жизни в вечность не вспоминая о Боге. Мне было интересно посмотреть на них, ходил по палатам, наблюдая страшную картину. Лежат в постели безликие мертвецы, потерявшие смысл жизни, взгляд бессмысленный в одну точку, с потерянным рассудком. На это страшно смотреть, при этом запах, исходящий от них, ужасен, хотя их купают достаточно часто. Этот запах невозможно ничем вытравить, как то пытались — бесполезно.

Почему то воцерковленные верующие пожилые люди так не пахнут и до самой смерти остаются в разуме, давая отчет каждому своему слову. Все написанное здесь могут подтвердить священники, которые имеют опыт общения и с теми и с теми и работники хосписов.

Как пишут медсестры хосписов: «Пациенты, которые живут в хосписе, до последнего не хотят уходить (умирать). Все хотят жить. И все без исключения начинают ценить простые радости: солнце, первую зелень весной, пение птиц… То, на что раньше в суете жизни не обращали внимания».

Пожилые люди в основе своей страдают бессонницей. У меня несколько соседей всю ночь смотрят телевизор, или читают книги пока не заснут. Вот так незаметно приходит к ним смерть и забирает с собой неподготовленных. А что мешает сосредоточиться на духовном? Непонятная упертость. Я с многими из них общался — непробиваемая стена. С полной уверенностью утверждаю — стоит взяться за Псалтирь, Священное Писание, или молитвослов и бессонницу у любого человека как рукой снимет — многократно проверено.

Еще во времена СССР, в Российской государственной библиотеке хранилась удивительная по тем временам брошюра «Мы верим…». В ней 53 крупных ученых из разных стран мира, среди которых немало нобелевских лауреатов в области физики, химии, биологии, открыто заявляли: мир слишком совершенен, чтобы случайно возникнуть из хаоса. В приватных беседах некоторые из них делились — когда подходили к самому последнему этапу открытия, то как будто наталкивались на железную дверь с надписью «Не влезай, убьет!».

Те же, кому удавалось заглянуть в приоткрывшуюся щелку, были шокированы «сложной простотой устройства всего, что нас окружает». Но вслух мысли эти ученые так до сих пор и не высказывают, боясь прослыть сумасшедшими. Смелости хватило у академика, научного руководителя Института мозга человека Натальи Бехтеревой, посвятившей себя изучению извилин. С ее слов, работу мозга до конца изучить невозможно, потому что это вселенская загадка. «Я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом, — говорила она. — Но как ученый еще не нашла этому доказательств».

Американские ученые не стесняются признаваться в существовании чудес. Так, например, американский биохимик профессор Майкл Бехе, сотрудник Университета Лихай (Lehigh) города Бетлехем, штат Пенсильвания, автор книги «Черный ящик Дарвина», сознался:

— За последние 50 лет биохимики раскрыли множество тайн человеческой клетки. Десятки тысяч людей посвятили жизнь лабораторным исследованиям для того, чтобы раскрыть эти секреты. Но все усилия, потраченные для изучения живого организма, ясно дали один результат: «Творение».

Не поддающиеся объяснению упорядоченность и согласованность строения Вселенной и человека приводят ученых к вере в Создателя. А вопрос о Боге — это вопрос о возникновении жизни.

Только непосредственное обращение к Богу может резко изменить нашу жизнь. И это обращение называется молитвой. Чем меньше внешних, отвлекающих факторов от молитвы, тем лучше связь с Богом. В этом отношении ночная молитва незаменима, потому что в такие мгновения предстаешь пред Богом в естественном состоянии, говоришь с НИМ своими словами как можешь, рассказываешь, о тревогах, переживаниях, заботах, жизненных проблемах и самое удивительное в том, что ловишь себя на мысли, что тебя внимательно слушают. Такие вещи происходят именно ночью.

Читать Псалтирь, Молитвослов, или Акафист надо читать при дневном освещении, ночью лучше молиться краткой Иисусовой молитвой. Через данную молитву вы наполняетесь благодатью Божией и это передается нашему телу, которое наливается силой.

Ночью иной раз проснешься и спать не хочется. Такое происходит в промежуток времени с 12 ночи до 3 утра. В это время идет молитва на небе, предлагается и нам стать соучастником молитвы. Не упустите такие мгновения. Берите четки и тяните Иисусову молитву сколько сможете, пока не накроет сон. Молиться можно сидя на постели, можно походить с четками, если позволяет жилплощадь, чтобы не мешать спящим. А можно определить заранее себе место и там молиться в уединении и темноте.

У свт. Игнатия Брянчанинова есть описание молитвенной келлии, где установлены две большие иконы Христа и Богородицы, перед ними горят свечки, другого освещения там нет. Это настраивает на покаянную молитву, плач о грехах своих — такая молитва много го стоит.

Мне рекомендовал Новиков Н.М., автор серии книг «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» (http://nnproekt.ru/), у которого личный опыт умного делания более 50 лет, взять четки, сесть в темное помещение и подумать о прожитых годах, при этом не оставлять Иисусовой молитвы. Плач непременно найдет и поможет воспоминаниям.

Однажды проснувшись (по зову ангела — хранителя) ночью и встав на молитву, вас обязательно позовет ваш ангел еще раз через какое то время. Как показывает практика, такое происходит в какой либо Божественный праздник. Если будете просыпаться, постепенно это станет нормой. После такой ночной молитвы, световой день будете чувствовать себя прекрасно.

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 5 дней

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 367Регистрация: 30-12-2019