Нужно ли брать благословение чтобы молиться Иисусовой молитвой?
Иисусова молитва – не от плоти и крови, не человеческое измышление, она есть Божественное откровение. Возможность повторять эти вожделенные слова – дар Небесного Бога Отца. И как церковь, которую не могут одолеть врата адовы, так и внутренний храм всякого человека созидаются на камне исповедания Петрова. Если мы будем строить свою духовную жизнь на «камне» Иисусовой молитвы, то и врата адовы нас также не одолеют. Апостолу Петру даны ключи Царства Небесного, и то, что он связывает на земле, будет связано на Небесах, а то, что разрешает на земле, будет разрешено на Небесах – так и нам молитва Иисусова может даровать прощение и очищение от всякого греха, сколь бы тяжким он ни был, как бы властно нами не владел. Вот какова сила Иисусовой молитвы, вот какое великое значение имеет она для нашей духовной жизни, для нашего спасения!
Что такое молитва Иисусова? Это определенное краткое молитвословие, которым мы молимся, призывая при этом имя Господа нашего Иисуса Христа. Оно может звучать по-разному, но в полном своем виде звучит как «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». В любой пространной молитве присутствует множество мыслей, и мы в процессе ее чтения зачастую рассеиваемся, наш ум отбегает. А здесь в очень короткой фразе заключается глубина покаяния.Что такое молитва? Это прошение, это мольба. А кто умоляет, кто просит? Тот, кто сильно в этом нуждается.
Давайте обратимся к тем словам Спасителя, которые были сказаны Им на тайной вечери. Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, говорит им уже не в притчах, а прямо: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю»(Ин. 14, 13–14). Господь обещает сделать для нас все, о чем мы ни попросим, если обратимся с просьбой к Богу Отцу или к Нему Самому во имя Его, то есть повторим именно слова апостола Петра «Господь Иисус Христос, Сын Божий». Слова «Господь» и «Сын Божий» относятся к Божественной природе Спасителя, «Иисус» – к человеческой, а «Христос» – к обеим природам, поскольку Христос есть Богочеловек. Итак, попросить что-либо во имя Его – это и значит произносить именно эти слова: «Господь Иисус Христос, Сын Божий».
Иисусова молитва является самым буквальным исполнением заповеди Господа Иисуса Христа, самым точным следованием Евангелию. Без этого делания Евангелие невозможно понять правильно: без молитвы Иисусовой оно остается для человека лишь книгой, исполненной загадочных образов. Человек, не занимающийся умным деланием, никогда не познает точного значения евангельских слов, смысл которых можно постигнуть только на опыте.
Господь обещает, что даст все, о чем мы попросим во имя Его, а после этого прибавляет: «если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Ин. 14, 15). Как раз молитва именем Иисуса Христа дает возможность и возлюбить Господа, и с помощью этой Божественной любви, которая даруется свыше, соблюсти Его заповеди. «И я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16–17). Итак, приобрести истинную любовь, соблюсти заповеди Божии и стяжать иного Утешителя, то есть благодать Святого Духа, действующую в нашей душе, в нашем сердце, мы можем именно через призывание имени Господа в Иисусовой молитве.
Святый Дух, устами апостола Павла призывает всех верующих «непрестанно молиться» и добавляет — «ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Апостолов этой молитве научила сама Пресвятая Богородице, святым отцам передана от апостолов. Во времена апостолов все христиане молились Иисусовой молитвой. Иисусова молитва содержит в себе всё Евангелие. Она утверждает что Иисус это Сын Божий, призывает к покаянию и даёт уверенность в помиловании и спасении тому, кто раскаивается в грехах и просит о помиловании. Разве может от произнесения этих слов возникнуть у человека прелесть бесовская, которой опасаются те, кто не благословляют молиться этой молитвой?
Святой Симеон Солунский характеризует молитву Иисусову следующим образом: «Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, – Духа Святого и божественных даров подательница, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевательница, божественного просвещения подательница, милости Божией кладезь, откровения Таин Божиих ходатаица, единая спасительница, яко имя Спасителя нашего Бога в себе носящая имя Иисуса Христа, Сына Божия».
Молитва Иисусова проста и хороша тем, что она состоит из исповеди, исповедания. В этой молитве все Евангелие, вся наша просьба, любовь ко Христу, желание. Когда человек понимает, в чем его желание, тогда происходит понимание, как просить так, чтобы это исполнилось. С целью послушания на эту молитву надо взять у духовного отца благословение. Те священники, которые не благословляют людям молиться Иисусовой молитвой, сами не молятся, не знают и пользы краткой молитвы, поэтому считают, что это не обязательно мирянину его прихода, достаточно молитвослова.
Беда нашего времени, Иисусова молитва не востребована ни в среде священноначалия, ни среди монашества, ни тем более, среди священства, за редким исключением. С помощью человеческой мудрости, то есть богатства мысли и разума, никто не может познать Бога. Путь православного лечения и православного самопознания заключается в том, чтобы освободить ум от гордости и лукавства, но не рассуждением и умозаключением, а многотрудным покаянием и усердным подвигом, как о том говорит святитель Григорий Палама. Если священник не имеет личного опыта внутренней молитвы, то он никогда не даст благословения на эту молитву. В этом проблема наших дней.
И в то же время, по словам аввы Дорофея, «нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием». Таким образом, преслушание — это смерть, а послушание — жизнь. Мне реально повезло, мой духовный отец не только благословил меня заниматься Иисусовой молитвой, но и в течение многих месяцев (каждую неделю) я отчитывался перед ним о том послушании, которое он мне давал неделей ранее. Прощупав меня (словно рентгеном) со всех сторон, благословлял на увеличение количества Иисусовых молитв на предстоящую неделю. Жестко, но надежно, ибо себя мы со стороны не видим (своего падения) и любое свое преступление и отступление оправдаем «всяк человек грех». Надо сказать что мой духовник сам Иисусовой молитвой не молился, но был опытный духовный наставник. Послушание своему духовнику обезопасит начинающего подвижника молитвы от сатанинских сетей, которые глазу не видны, но расставлены таким образом, что без послушания их не минуешь. Я знаю нескольких мирян, которые подвизались в практике Иисусовой молитвы без духовных наставников, в короткий срок достигали в их понимании «высоких духовных состояний», а на самом деле реально повредились.
Согласно Макарию Египетскому, христиане должны подвизаться, чтобы «вовсе никого не осуждать: ни явную блудницу, ни грешников, или людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком…» Следует поступать таким образом, чтобы, даже если кто-то страдает от телесной болезни, мы не видели ее и не рассуждали о ней (Добр. Т.1.С. 236).
Если доверять Богу и молиться в простоте сердца, как маленькое дитя доверяет своей матери и зовёт маму, твёрдо зная то, мама придёт и спасёт и поможет, то от такой молитвы не может быть никаких опасностей для человека.
Что происходит во время молитвы? Примерно то же, что и в сказке Пушкина: балда брал кнут и начинал в тихом омуте гонять чертей. Молитву слышишь не только ты: твой ум, как радиоприемник, слышит частоту не только Божественную, но и бесовскую. У темных сил есть ключ к нашему разуму, а антивирус – Иисусова молитва, которая закрывает ум от этих помыслов.
Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался. Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие.
И последнее, желающему научиться Иисусовой молитве, обязательное чтение Псалтири, ибо псалмы и Иисусова молитва — живая вода из одного источника: Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма — его кровлю.
(автор: Виктор Шипилов)