«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5: 9).
Евангельское повествование об исцелении расслабленного в Капернауме, ценно тем, что перед нами раскрывается связь греха и суда за совершенное в виде болезни. Четверо несли расслабленного, своего сродника или друга, несли его на постели – в таком отчаянном положении он находился, не имея возможности двигаться. Они тщетно проталкивались сквозь многолюдную толпу, чтобы приблизиться ко Господу, – им это не удалось. И тогда они поднялись на кровлю дома, раскрыли ее и через кровлю, с трудом и усилиями, спустили постель, на которой лежал болящий, к ногам Чудотворца и Исцелителя. Столь сильна была вера их во Христа.
«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2). В этих словах Христовых указание на источник болезни расслабленного — следствие греховной жизни человека.
«Всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние» (Евр. 2:2).
Вот что пишет митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) об изменениях в жизни человека после первородного греха: «На жизненном опыте видим, как дети получают в наследство болезни своих родителей, и эти болезни переходят из рода в род. Не может дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7: 18), что из зараженного источника течет зараженный поток, если корень дерева испорчен, тогда не может оставаться неиспорченным его ствол.
О связи греха с болезнями ясно учил Иисус Христос: «Потом Иисус встретил (исцеленного человека, 38 лет лежавшего бездвижно в болезни) в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14); Здесь мы видим, что именно личные грехи повлекли за собой болезнь личности.
О наказании за личный грех говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: «Суд над согрешающими следует за преступлением неправедных» (Прем. 14:31); «Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным» (Сир. 7: 8); «И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным» (Сир. 16:11). Об этом также повествуется и в других неканонических книгах Библии: «Не пощадит десница Моя грешников…» (3 Езд. 15:22); «Горе грешникам и несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не пощажу их» (3 Езд. 15:24, 25); «Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно…» (2 Мак. 4:17).
Примеры конкретного влияния личных грехов на судьбу человека, или наказания человека за его грехи, находим во Второй книге Маккавейской: «На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали … доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших (2 Мак. 12: 39-42).
В грехе кроется причина наших скорбей. Скорби составляют естественное последствие, естественную принадлежность и расплату за совершенный грех.
«Все наши болезни от наших грехов. Когда к Господу обращались за исцелением, Он всегда сначала отпускал грехи, а потом исцелял от болезней. Грехи наши, наша неправедная жизнь дают нам болезни» (архим. Амвросий (Юрасов).
Константин Горянов, епископ Тихвинский, ректор Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, кандидат медицинских наук, считает, что «В Библейские времена естественных причин болезней даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости, как у Бытописателя: «Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз, призвал старшего сына Исава» (Быт. 27:1). Главная причина такого подхода в том, что болезнь рассматривалась как наказание за грехи.
«Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою… Смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс. 37: 4-6).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
С возрастом, приближающим старость, в каждом человеке расцветает букет болезней, особенно это касается православных верующих. Все легко объяснимо. Господь принимает наше покаяние, прощает, но от наказания не избавляет. Болезни это расплата за совершенные грехи.
Многие из нас грешат, затем спешат в храм на исповедь и довольны — типа очистились (наивная простота). Вот когда больно, иной раз сил нет терпеть болезни и немощь свою, вот тогда и осмысливайте причину этих болезней — не вы ли сами источник этих самых болезней?
автор: (Виктор Шипилов)