О сердечном делании, блюдении помыслов и хранении ума наставляли святые отцы, ибо в основе слова Самого Господа, сказавшего: «От сердца исходят помышления злые и оскверняют человека» (Мф. 15:19–20) и давшего совет: «Наблюдайте же за собой» (Лк. 17:3).

ЗЛАТАЯ СВЯЗЬ СО СПАСИТЕЛЕМ

Молитв в христианстве много, начиная с молитвослова и заканчивая Псалтирью. Жизнь христианина немыслима без молитвы. К молитве обращаемся в жизненных обстоятельствах – и в скорбных, и в радостных. Духовное возрастание христианина предполагает возрастание и укрепление в непрестанности (постоянстве) молитвенного делания.

«Христианину необходима молитва: «без нее человек чужд Бога, а чем чаще упражняется в молитве, тем приближается к Богу» (свт. Игнатий Брянчанинов)

Мало кто из верующих христиан хотя бы раз не произносил эти строки: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Эта краткая, но емкая молитва, отражает все Евангелие: «Господи Иисусе Христе – это исповедание Бога, – Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Согласно апостолу Павлу, каждый христианин призван стать εύχάριστος (Кол. 3, 15) — человеком, совершающим благодарение. Тем самым вся христианская жизнь по сути — это Литургия, приношение Богу всего себя. Именно поэтому апостол говорит, что верующий может и должен «непрестанно молиться» (1 Фес. 5, 17), молиться «ночью и днем» (1 Фес. 3, 10), «всегда» (2 Фес. 1, 11). Эти слова были обращены к обычным людям, жившим в семьях, ежедневно ходившим на работу, воспитывавшим детей.

Священник Валерий Духанин, рассуждая об Иисусовой молитве, обращает внимание верующих на то, что посредством этой молитвы человек всюду со Христом – «и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова златая связь со Спасителем. Спасает от отчаяния, не дает упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом».

С помощью Иисусовой молитвы удобнее всего при любых обстоятельствах сохранять внутреннюю свободу – не порабощаться нечистыми, греховными, лукавыми помыслами, а воссоединять свой ум с Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

Иисусова молитва учит нас предстоять пред Богом где бы мы ни находились, что бы мы ни делали, и в так называемой мирской суете. Потому что духовная жизнь – это жизнь духа, и она не прекращается ни на одно мгновение, как не прекращает свою жизнь дух. Всегда дух человеческий либо общается с Богом, либо вступает в общение с демоном.

Удивительно, но факт — о пользе Иисусовой молитвы все знают верующие христиане, никто ей не молится. Причиной тому 70 летний период безбожного времени, за этот период подрублен духовный корень наставничества. По этой причине с возрождением православия в России, внутреннее молитвенное делание не возродилось. Хотя еще в начале 2000 годов живы были многие известные старцы, да не было учеников сей священной молитве. С уходом старцев, нарушилась духовная молитвенная связь времен.

За отсутствием духовных наставников многие верующие опасаются и говорят, что Иисусова молитва не должна твориться без благословения духовника, другие называют её «православной медитацией». Третьи – считают, что это монашеское делание, мирянам недоступное. Священство поддерживает эти мысли мирян.

СИЛА ИМЕНИ ХРИСТА

С непоколебимой уверенностью великий апостол Петр провозглашает: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Имя Господа Иисуса Христа неразрывно связано с Его Божественной Личностью. Постоянное призывание этого Имени вводит в благодатное Присутствие Божие тех, кто произносит Божественное Имя с верой, вниманием, благоговением и преданностью Богу. Призывание Имени Господа Иисуса представляет собой исполнение заповедей Христовых. Молитва Иисусова сотворяет делателей друзьями Креста Господня и причастниками благодати и блаженства Христова Воскресения.

Если столь важна Иисусова молитва, почему никто не молится в наше время? Назовите хотя бы одного настоятеля храма, который призывает прихожан к практике Иисусовой молитвы? Таковых не встречал. Причина легко объяснима, сами не научены сей молитве в семинариях, отсюда и непробиваемая стена безразличия к сей священной молитве. Знаком с двумя священниками, у которых духовный наставник из бывших пустынников гор Кавказских — опытный делатель Иисусовой молитвы. Думаете усвоили молитву? Нет, так и похоронили. Таких моментов в нашей РПЦ МП было предостаточно, да толку мало — молитва отсутствует как и те, кто мог бы передать. Вот и «мучаем» домашний молитвослов, доводя до его до истрепывания.

Несколько лет назад у Благовещенского собора г. Воронежа завязалась беседа с архипастырем, ждущего очереди на собеседование с правящим архиереем. Задал владыке вопрос:
-Почему среди монашества и мирян не приветствуется Иисусова молитва?
Он ответил:
-Это неправда, в РПЦ МП в монастырях иноки и инокини молятся Иисусовой молитвой, иначе мир бы давно перестал существовать.
-У меня иная информация благодаря общению со многими паломникам и трудниками, вынужден был ответить, зная о чем говорю. На этом наша беседа закончилась, архиерея позвали к митрополиту.

НУЖДАЮЩИЙСЯ ВО ВРАЧЕ

Много лет колесил по России по работе, не пропускал по дороге ни одного монастыря. В доверительной беседе как женских, так и мужских ответ звучал одинаково — некому научить, ежедневное трудническое послушание как основа основ монашества. Иными словами, работаем с утра до вечера, некогда молиться. Что то подобное и я проходил в храме много лет назад, куда пришел в послушание к духовнику. Каждое утро благословение на работу, вечером домой. Еще тогда во мне стало зреть недопонимание — цель прихода в храм — духовное окормление, а вместо этого физическая работа. Через полгода такого спасения ушел в мир на оплачиваемую работу.

Преподобный Серафим указал путь, который ведет душу к единению с Богом: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Следовательно, главное – не внешние труды, а внутреннее состояние души человека.Те монахи, которые не соединяют внешнюю  молитву  с умной — не монахи, а черные головешки. Бог внимает уму.

Нельзя приобрести духовных добродетелей иным образом, как только внимательным хранением ума. «Кто не внимает себе, тот не может быть нищ духом, не может плакать и рыдать, или быть кротким и смиренным, или алка́ть и жаждать правды, или быть милостивым и миротворцем, или изгнанником правды ради», – так наставлял преподобный Серафим. И добавлял: «От бдительного хранения сердца рождается внутри чистота, там зрится Господь по уверению истины вечной: Блажени «чистыи сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8)».

Батюшка Серафим наставлял: «Всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как оружие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла, захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность – богатому и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику».

По словам святого апостола Павла, «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Поэтому человеку становится возможным соединиться со Спасителем Богом, только если он дерзает приблизиться к Нему как «нуждающийся во враче» и с сердцем сокрушенным, которое жаждет нетленного ходатайства и утешения Духа Божия. В этом заключается цель непрестанного призывания Имени Господа Иисуса Христа, Единого Истинного и Праведного «Ходатая», Которого «мы имеем пред Отцом», и Который может нас исцелить и искупить от всякого греха и всякой неправды. Поэтому призывание Имени Господа Иисуса Христа является исповеданием Воплощения Сына Божия ради спасения рода человеческого.  Одновременно с этим, оно есть выражение крайней нужды человека в исцелении и соединении с Господом.  Непрерывным призыванием Имени Господа Иисуса мы исповедуем, как сказано в Евангелии от Иоанна, что без Него, Бога Спасителя нашего, Которого мы призываем в молитве, человек есть ничто и не может делать ничего.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Первые шаги воцерковления начались с Рождественским постом 2000 года. По природе своей человек я ленивый, это основополагающая причина почему начал молиться Иисусовой молитвой с осени 2004 года. До этого мне было лень молиться по молитвослову за редким исключением, так сказать, бубнить утром и вечером одно и то же было выше моих сил. Много читал святоотеческого, оттуда выудил Иисусову молитву.

Заинтересовался, начал вникать. Началось время издания добротных книг духовного содержания о молитве Иисусовой. Понравился свт. Игнатий Брянчанинов, «Аскетические опыты» стали настольной книгой на многие годы. Духовный мой отец Владимир сам не молился Иисусовой молитвой, но благословил на делание с одним условием — раз в неделю с отчетом к нему для дальнейшего благословения.

Так и поступал до тех пор, пока не наступило время перехода с устной молитвы на умом произносимую. Вот здесь и началось светопредставление, ибо ум вторгся в мысленное владение сатаны. Пройдя всесторонний искус, на опыте познал то, о чем писали святые отцы, словно оказался живущим в их время. Это стало открытием.

НАСТАВНИЧЕСТВО

По прошествии лет, послал Бог ученика — Анастасию, 33 летнюю замужнюю женщину 12 летнего сына. В период декретного отпуска (три года) прошли путь от первых шаго начала воцерковления, когда привел в храм на первую исповедь и причастие, до опытного делателя Иисусовой молитвы умом произносимой, которую можно сразу было облачать в иноческое одеяние. Прошло шесть лет, Настя продолжает непрестанно молиться мысленной молитвой, держа ум в области сердца, при этом занимает руководящий пост, поверьте — это трудно совмещать внутреннюю молитву и мысленную работу, однако практикой «. все возможно: «Богу Божие, Кесарю Кесарево».

Когда мы с Настей проходили период перехода с устной на мысленную молитву, у нее начались те же проблемы от диавола, что и у меня в свое время. Имея личный опыт, было легко ей «разжевывать», хотя вопросов в этот тяжелый молитвенный период — воз и огромная телега. С полной уверенностью могу сказать — молиться устной молитвой можно без благословения священника, однако проходить практику умом произносимой молитвы самому опасно, крайне необходим опытный делатель, который через личный опыт познал всесторонний искус и может помочь ближнему, а таких ныне «кот наплакал».

Чем опасна молитвенная практика без наставника? Диавол заведет в такие непроходимые дебри, шансов выбраться самостоятельно, равны нулю. А ведь будет казаться что на верном пути, да еще и по святоотеческому, и духовные состояния начнут проявляться как у святых отцов — в этом и состоит обман, а спросить не у кого. Не зря святые отцы рекомендовали затвор вдвоем, чтобы один мог контролировать другого.

Сегодня можно утверждать что нет ни в монастырях, ни в миру опытных духовных старцев — молитвенников (за некоторым исключением), которые, имея личный молитвенный опыт, могли бы уберечь от мысленных вражеских козней неофитов.

прп. СИЛУАН АФОНСКИЙ

Вспоминается прп. Силуан (Афонский), который прибыв на Афон, пораспрашивав старцев, приступил к молитвенной практике, денно и нощно молясь Иисусовой молитвой, спя при этом по полтора — два часа. Вскоре надорвался и в сердцах произнес следующие слова: «Бога умолить невозможно». И вскоре, познав созерцательную молитву, получил как ДАР самодвижную молитву. Проблема в том, что сердце монаха Силуана еще не было очищено от страстей, поэтому последующие годы монах устремился не к покаянию и очищению сердца от страстей, а к поиску созерцательной молитвы полагаясь на свои усилия.

Удивительное в том, что вроде бы и опытные молитвенники на Афоне, да не разглядели серьезнейшую проблему у молодого монаха. Пятнадцать лет прошло, прежде чем однажды, в одно из таких мучительных борений с бесами, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не удавалось, Силуан встает с табурета, чтобы сделать поклоны, но видит перед собой огромную фигуру беса, стоящего впереди икон и ожидающего поклона себе; келья полна бесов. Монах Силуан снова садится на табурет и, наклонив голову, с болезнью сердца говорит молитву: «Господи, ты видишь, что я хочу молиться тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен делать я, чтобы они не мешали мне?» И был ответ ему в душе: «Гордые всегда так страдают от бесов.» «Господи, — говорит Силуан, — научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа.» И снова в сердце ответ от Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся.»

Отныне монах Силуан познал, что молитвенный подвиг должен быть направлен на стяжание смирения. Ему открылся подлинный смысл и сила ответа преподобного Пимена Великого своим ученикам: «Поверьте, чада! Где сатана, там и я буду.» Он понял, что преподобный Антоний Великий был послан Богом к Александрийскому сапожнику учиться тому же деланию: от сапожника он научился помышлять: «Все спасутся, один я погибну.»

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Суть призывания имени Иисуса Христа заключается не только в произнесении слов, а в постоянном молитвенном к Нему обращении, для которого слова молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)» – служат лишь внешним выражением заключающихся в них мысли и чувствах.

Кто усвоил в себе молитву благодатью Божией, тому невозможно не молиться, Дух Святый способствует молящемуся в его делании. Если ни с того, ни с чего начнешь «спотыкаться» при произнесении слов Иисусовой молитвы — это верный признак нарушения тобой Заповеди Божией. Как только покаешься, молитва возвращается. Это своего рода духовный барометр нарушителя.

Молитва Иисусова, постоянно творимая, в полном смысле, сближает, сродняет и соединяет подвижника молитвы с Господом Иисусом Христом, эта невидимая глазу внутренняя молитвенная связь, становится стражем мыслей и чувств, не позволяющим водвориться в душе ничему нечистому и недостойному.

Иисусова молитва учит человека собранности. Она освобождает его от власти страстей, порабощающих разум, и таким образом дает человеку возможность здраво, трезво видеть все вещи, которые его окружают, в том числе и то, что касается чисто житейских интересов.

Внимание к словам молитвы, помогает преодолевать блуждание и рассеяние мыслей, очищает саму мысль от назойливых праздных помыслов, охраняет сердце от нечистых движений. Это внутреннее упорядочение души отражается на всех внешних действиях человека.

Св. Исихию Иерусалимскому, ученику св. Григория Богослова, принадлежат замечательные слова: «Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповеди Его, то он и вовне не сможет этого сделать».

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 14 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 367Регистрация: 30-12-2019