Эта статья созрела во мне давно. Причиной тому — постоянное передвижение по храму людей во время богослужения, снующих туда — сюда то свечки ставить, то к иконам прикладываться. Неужели это столь важно чем само богослужение?
Православный Храм – это место таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом — Божий. Святость храма требует к себе благоговейного отношения.
Шесть дней работая, верующие должны седьмой день (воскресенье) посвящать Богу: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
За шесть дней мы ухитряемся многократно нарушить Божии Заповеди. Бог Даровал нам седьмой день на покаяние и благословение наступающей недели. На личном опыте — грешник достоин осуждения. Святые отцы с личного опыта учат — «плачьте, кайтесь, иного пути нет». Вхожу в храм мытарем, ударяя себя в грудь: «Боже Милоостив, буди мне грешному». Какие нафик свечки и записочки, когда решается Богом моя участь в эти мгновения. Если в нас отсутствует осмысление своей греховности, зря пришли в храм. Бог принимает покаяние у кающегося грешника, плачущего и умоляющего праведного Судию и бывает прощен. Если на личном опыте этого нет, то и не знаю зачем в храм ходим.
Некоторые православные не знают, как нужно себя вести в православном храме. С чего надо начинать прежде чем войти в храм? С сотового в первую очередь.
По ходу службы то там, то здесь зазвонит сотовый — в храмах хорошая акустика, это серьезно мешает богослужению. Во время службы не рекомендуется ходить по храму и здороваться со знакомыми, не надо мешать остальным молиться.
Еще одна закономерная ошибка прихожан во многих храмах. Суть такова. В самом начале богослужения, во время каждения, священник обходит храм, прихожане поворачиваются за ним по ходу его движения. Бог в алтаре, а мы к нему задом. В первые годы воцерковления, старый священник отругал весь приход, который начал за ним поворачиваться во время каждения. Он объяснил что мы пришли к Богу, который в алтаре и поворачиваться задом к алтарю есть глумление.
С личного опыта — чтобы привести душу в благоговейное состояние, надо перед началом службы приучать себя по дороге в храм молиться или молитвой мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк 18: 13), или Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», или молитвой пятидесятого псалма: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей». Благодаря такой практике, входим в храм молитвенно настроенные на предстоящую службу.
На протяжении 23 лет к исповеди и причастию готовлюсь не с вечера, а с утра, вставая за полтора — два часа до привычного выхода из дома на службу. Потянуть четки минут 15 — 20 полной восьмисловной Иисусовой молитвой, после чего каноны покаянные, акафист Иисусу Сладчайшему, последование ко святому причастию. И в храм на службу. Попробуйте хотя бы один раз и сравните — сразу почувствуете разницу.
Входя в Храм, сотворите три поясных поклона с крестным знамением и этими молитвами: «Боже, милостив буди мне грешному», – поклон. «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», – поклон. «Создавый мя Господи, прости мя!» – поклон. Затем, поклонившись налево, помолитесь «Пресвятая Богородице, Владычице Наша, спаси и сохрани». После этого поклонитесь направо и произнесите: «Святые отцы, угодники Божии молите Бога о нас», пройдите в храм, встаньте на одном месте и слушайте псалмы и молитвы, внимайте церковному пению.
Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо или до начала богослужения, или перед причастием, когда заканчивается служба. Во время службы хождение по храму и передача свечей отвлекает и мешает остальным прихожанам молиться.
в Храме, по обычаю, мужчины стоят в правой стороне, женщины – в левой, но почему то это правило не соблюдается женщинами.
Если опоздали, старайтесь не мешать молитве других. Нежелательно во время службы ходить по храму, ставить свечи, прикладываться к и конам — это серьезнейший грех, Бог посылает скорби, ибо отвлекаете остальных от молитвы . Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона надо хранить благоговейное молчание и прилагать усердие к молитве. В это время недопустимо беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу.
Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.
Войдя в храм во время торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и тогда встать на свободное место. В храме нет «своих мест».
Встречаются вопросы такого плана — можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?
– По Уставу Церкви делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор, который принимают только натощак. Послабления возможны для детей и людей, страдающих физическими недугами, которым разрешается принимать пищу перед посещением храма. Устав Церкви рассчитан на физически здоровых людей.