Невозможно найти человека, который не сталкивался бы с навязчивыми мыслями, возникающими помимо воли человека, крутящимися в голове часами как «заезженная пластинка». Жизненный опыт учит, что непроизвольные, нежелательные мысленные образы, спонтанные и навязчивые мысли чрезвычайно опасны. Не зря их называют «умственной жвачкой». Вот, например, поговорили с собеседником на повышенных тонах и разошлись каждый остался при своем мнении. Спор давно закончился, однако мы продолжаем мысленно прокручивать ситуацию: «надо было сказать то-то, сделать так-то». Злимся, спорим с оппонентом, который предстоит в мысленном нашем воображении, находим новые доказательства правоты и никак не можем успокоиться и переключиться. Мысли вновь и вновь возвращают к происшедшему разногласию, не давая покоя — мы часами в них варимся.
«Воображение и память не что иное, как отпечатления всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутреннее общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение на отпечатление печати. Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безОбразен и безвиден, и хотя везде есть, но превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения… Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом». (прп. Никодим Святогорец)
» От принятых правильных мыслей рождается доброе, от принятых ложных мыслей рождается злое». (Свт. Игнатий Брянчанинов)
Навязчивые мысли – это та мысленная форма воздействия лукавого, через которые тот властвует над человеком. Каждый день наш УМ подвергается непрестанным атакам мысленного врага рода человеческого. Человек, не контролирует набег мыслей — не в его власти остановить их, сменяющихся словно калейдоскоп. Однако он должен научиться «не вариться как бы в собственных мыслях», осознавая что это на самом деле не его мысли, а вложенные в него — бесовские. Каждому верующему следует усвоить духовное правило, переданное нам святыми отцами из личного опыта — скорость лукавого превосходит скорость мысли человеческой. Владея этим оружием, сатана вкладывает свои прилоги (мысли) в наши мысли, которые из добрых превращаются в злые, враждебные по отношению к ближнему. Если злимся на ближнего, значит пленники, во власти сатаны. Освобождение из мысленного плена означает видеть в ближнем брата, а не врага. Господь призывает христиан к исполнению заповедей через любовь к ближнему. Без этой любви нет спасения, хоть лоб расшиби в поклонах, причащайся ежедневно, посты строгие соблюдай, не пропускай ни одной службы — не спасешься. Христос так и говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Заповеди Божии даны нам Господом для борьбы с мысленным врагом рода человеческого. Иными словами, мы должны учиться отсекать свои злые мысли, ибо эти мысли не наши, они вложены в нас сатаной. Бог второй заповедью учит любить ближнего (возлюби ближнего как самого себя), а мысленный враг рода человеческого направляет наши мысли к нарушению заповеди о любви. Это важно знать каждому православному. Святые отцы научают ни на кого не держать обиду, не злиться, всех прощать, а Христос идет еще дальше — «Если тебя ударят по правой щеке, подставь и другую!», — сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди.
Навязчивые мысли не отпускают человека ни на секунду, заставляя мучаться, страдать, терзать себя от мнимой безысходности, вложенной через эти мысли. Навязчивые состояния сопровождаются депрессивными эмоциями, тягостными мыслями, чувством тревоги.
Факт остается фактом — большинство людей, страдающих от навязчивых мыслей при переживании душевного кризиса, не страдают психопатологическими нарушениями — они совершенно здоровы.
Психологи пытались объяснить причину возникновения навязчивых мыслей, связывая навязчивые мысли со страхами. Правда, это не проясняет того, как с ними справляться. Классическая психология не дает рецептов борьбы с навязчивыми мыслями потому, что не видит природы этих мыслей. Если сказать проще, сложно бороться с врагом, которого не видно и даже непонятно, кто и откуда?
Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».
Преосвященный Варнава (Беляев) пишет: «Ошибка нынешних людей заключается в том, что они думают, что страдают только «от мыслей», а на самом деле еще и от бесов… Противные (злые по отношению к ближнему) мысли — не просто мысли, но мысли «навязчивые», то есть те, с которыми нет сладу и перед которыми человек бессилен, которые не связаны никакой логикой и для верующего чужды, посторонни и ненавистны… Если человек далек от веры православной, не признает Церкви, благодати в ней, святых Таинств и драгоценности добродетелей, то чем ему защищаться от козней вражеских? А если сердце пусто от добродетели смирения и с нею от всех прочих, приходят демоны и делают с умом и телом человека, что хотят (Мф. 12, 43-45)».
Сила навязчивых мыслей в том, что они могут влиять без нашей воли на наше сознание, а наша слабость в том, что не имеем никакого влияния на навязчивые мысли. То есть за этими мыслями стоит самостоятельная воля, чуждая нашей воле. Само название «навязчивые мысли» предполагает, «навязывание» кем-то извне.
Не верьте мыслям! — нельзя верить тому, что приходит в нашу голову, потому что наши мысли – это не мы. Большинство мыслей автоматически, возникают без нашего желания и навязывают нам «вариться в них».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о природе этих мыслей: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».
Критерий определения источника наших мыслей достаточно прост. Если мысль лишает покоя, значит от бесов.
Правда, не всегда способны верно оценить свое состояние. Известный современный психолог В.К. Невярович в книге «Терапия Души» пишет об этом: «Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями, детально описанными в аскетической святоотеческой литературе. По святоотеческому учению, человек не способен различать подлинный источник своих мыслей, а душа является проницаемой для демонической стихии. Лишь опытные подвижники святости и благочестия, с очищенной молитвенным подвигом и постом светлой душой, в состоянии обнаруживать приближение тьмы. Покрытые же греховным мраком души зачастую не ощущают и не видят этого, ибо на темном темное плохо различается».
Именно мысли «от лукавого» поддерживают наши зависимости (алкогольную, игроманию, болезненную невротическую зависимость от некоторых людей и пр.). Мысли, которые мы принимаем ошибочно за свои, толкают людей к самоубийствам, отчаянию, обидам, непрощению, зависти, страстям, потакают гордости, нежеланию признавать свои ошибки. Они навязчиво предлагают нам, маскируясь под наши мысли, совершать очень нехорошие поступки по отношению к другим, не трудится над исправлением себя. Эти мысли мешают нам встать на путь духовного развития, внушают нам чувство превосходства над другими, и пр. Такие мысли – это и есть эти «духовные вирусы».
Чтобы сделать богоугодное дело — зайти в храм, помолиться, поговорить с Богом — нам часто бывает тяжело и само собой — не хватает времени (пока гром не грянет, мужик не перекрестится). Вроде бы, что сложного в том, чтобы встать рано утром и пойти в храм? Но нет, на рыбалку, на охоту, на пляж, в массажный салон, ехать отдыхать за 1000 верст, мы встанем в любое время суток, а чтобы идти в храм — тысячу отговорок. По русской пословице: «Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку». Просидеть перед телевизором, или компьютером, в сотовом в Тик Токе целые сутки — нам легко, но молиться такое же время — невозможно (сразу же образуется отговорка, типа, голова болит). Это только некоторые примеры. На самом деле из постоянного выбора между добром и злом мы выбираем зло — оно нам более понятно, мы с ним выросли, с ним и помрем.
Святые отцы наставляют: «Мы привыкли разговаривать сами с собою и думаем переспорить помыслы, ОДНАКО ЭТО НЕ ПОМОЖЕТ. потому что лучшей защитой от помыслов (мыслей) непрестанное произнесение слов Иисусовой молитвы и молчанием — не ввязываться в мысленное общение» (преподобный Антоний Оптинский).
«Толпа искусительных мыслей становится настойчивей, если позволить им войти с ними в общение. Но если их с первого раза оттолкнуть, не вступая в общение с ними, а обратиться к Богу, или начать читать Евангелие, или Псалтирь, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою» (святитель Феофан Затворник).
Помысел (вражеская мысль), подобно вору, приходит к тебе – и ты открываешь ему дверь, вводишь в дом, заводишь с ним беседу, а потом он тебя грабит. Разве можно заводить разговоры с врагом? С ним не только избегают бесед, но и дверь запирают накрепко, чтобы он не вошел» (стАрец Паисий Святогорец).
Самое сильное оружие против навязчивых мыслей – молитва.
Всемирно известный врач, лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине за работу по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов, доктор Алексис Каррель говорил: «Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Она является такой же реальной силой, как земное притяжение. Как врач, я наблюдал пациентов, которым не помогало никакое терапевтическое лечение. Им удавалось вылечиться от болезней и меланхолии только благодаря успокаивающему действию молитвы… Когда мы молимся, мы связываем себя с неисчерпаемой жизненной силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Мы молимся, чтобы хотя бы часть этой силы перешла к нам. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело. Невозможно, чтобы хотя бы один момент молитвы не принес положительного результата любому мужчине или женщине».
Не будем пытаться переспорить навязчивые мысли. Вот что говорят об этом святые отцы: «Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей» (преподобный Антоний Оптинский).
«Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою» (святитель Феофан Затворник).
Надо рассмотреть врага, что он нам внушает, и направить оружие молитвы ему навстречу. То есть слово молитвы должно быть противоположно внушаемым нам навязчивым мыслям. «Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражье в виде навязчивой мысли, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей» – говорит (святитель Феофан Затворник).
Например, если суть навязчивых мыслей – ропот, гордыня, нежелание принять обстоятельства, в которых мы оказались, то сутью молитвы должно быть смирение: ««Да будет воля Божия!»
Если суть навязчивых мыслей – уныние, отчаяние (а это неизбежное следствие гордыни и ропота), здесь поможет благодарная молитва – «Слава Богу за все!».
Если мучает память о человеке, просто помолимся о нем: «Господи, благослови его!» Почему эта молитва поможет вам? Потому что от вашей молитвы об этом человеке он получит пользу, а злые духи не желают никому добра. Поэтому, видя, что от их работы получается благо, они перестанут мучить вас образами этого человека. Одна женщина, которая воспользовалась этим советом, говорила, что молитва очень помогла, и она буквально чувствовала рядом с собой бессилие и досаду злых духов, которые одолевали ее раньше.
Молиться нужно непрерывно, до победы, пока нашествие помыслов не прекратится, и на душе не воцарятся покой и радость.
Аминь! автор: Виктор Шипилов