В человеческой жизни по временам происходят явления, называемые знамениями или чудесами: видения, откровения, неожиданные и сверхъестественные исцеления, умножение плодов, мироточение икон и т.п. Чудеса происходят вопреки естественным законам природы и не объяснимы с научной точки зрения, т.к. источник происхождения — в духовном, а не материальном мире. По объяснению блаж. Феофилакта, «знамением называется то, что совершается сообразно с природой, только необыкновенным образом».

В Церкви всегда была благодать и совершались чудеса. Чудо неизменно привлекает внимание как верующих, так и не верующих в него. Неверующие пытаются опровергнуть его с помощью рассудка, называемого свт. Игнатием (Брянчаниновым) лжеименным разумом, доказать, что чудо – естественное явление, либо не известное науке, либо не объясненное пока наукой. Верующие же видят в нем действие сверхъестественной Силы.

Каждый верующий имеет опыт соприкосновения с необъяснимым, что и стало поводом его воцерковления. В личной практике было несколько таких случаев, которые описаны и выложены статьями на моем личном сайте. Это было в начале моего воцерковления, когда требовала необходимость, ныне в этом нет нужды, потому что установился духовный опыт общения с Богом основа которого — покаяние с несением возложенного креста, под гнетом которого иногда и заскулишь. Вот тогда и утешает Господь плачем покаянным, утешает но не освобождает от креста. Кто это имеет в личной практике, тот меня поймет о чем здесь пишу.

ПРИМЕРЫ

Думаю, православные знакомы с теми исследованиями которые проводились учёными по идентификации изображения тела Спасителя на плащанице. Второе, общеизвестное чудо — схождение Благодатного огня от гроба Господня в Великую Субботу перед Православной Пасхой.

В 8 веке во время богослужения у священника итальянского города Ланчано вдруг появилось сомнение в том, что под видом хлеба и вина во время Таинства причастия скрыты Тело и Кровь Самого Господа. В ответ на сомнения хлеб в его руках превратился в предмет, представляющий собой тонкий срез мышечной ткани, а в Святой Чаше вино превратилось в алую жидкость, напоминающую кровь. Эти Священные Дары на протяжении столетий исследовались учёными, а в 1971 году установлено, что представляют собой подлинные человеческие плоть и кровь с единой группой крови АБ (как и на плащанице). И это чудо поражает наших современников ещё и тем, что материализовавшаяся Кровь свернулась в пять шариков разной формы, каждый из которых, взятый отдельно, весит столько же, сколько и пять вместе.Это противоречит законам физики и пока необъяснимо учёными.

В 1383 году татарами устроен набег на город Курск. Один из воинов разрубил икону Божией Матери из Коренной пустыни на две части. Только через несколько месяцев половинки образа найдены. Но, когда их сложили вместе, чудесным образом «срослись».

Из описания жизни праведного Иоанна Кронштадтского (1929-1908) известно множество случаев чудесного исцеления больных по молитвам святого. Однако не всегда праведный Иоанн Кронштадтский совершал чудеса. Известно, что не веровавшим в силу Божью Господь не посылал исцеления через угодника. Так, однажды святой Иоанн Кронштадтский посетил дом состоятельного человека, у которого дочь страдала сильным косоглазием. После молитвы святого, исцеления не произошло.

У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ

А вот неверующим язычникам рассказы о чудесах представляются если не выдумками, то большим преувеличением. В большинстве своем они размышляют примерно так: «Если чудеса возможны, то я бы знал о них не из книг и не понаслышке, а из личного опыта — рассуждает скептик. — Мне ни разу в жизни не привелось быть очевидцем какого либо чуда, значит, их нет».

Господь являет чудеса, но это происходит только по вере самого человека не в чудеса, а от безысходности ситуации «Верую Господи, помоги моему неверию». Господь отвечает: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Как верите, так и получите.

«Лет шесть назад на исповедь подвели трясущегося молодого парня, которого вели под руки. Что с ним было — Бог знает. Исповедался, на следующий день причастился, и болезнь отпустила. После этого начал ходить в храм. Стал здоров и… перестал приходить. Прошло время — опять ведут. И снова повторилось: когда прошло, больше в храм не пришёл. На Радоницу поминал родственников на кладбище. Подошёл к нему, поговорил, спросил, почему не приходит в храм. Ответил: «Да вот, недосуг, суета». Больше я его не встречал. Есть такое народное выражение: «гром не грянет — мужик не перекрестится» (из рассказа прот. Николая Мельника)

В православный храм входит изысканно одетая женщина лет 30, подходит к свечной лавке и, едва сдерживая слезы, говорит свечнице: «Сын тяжело болен. Врачи помочь не могут. Кому нужно свечи поставить, чтобы выздоровел?» Служительница, которая слышит подобное часто, рекомендует поставить свечи и помолиться Господу Иисусу Христу, Божией Матери, ангелу-хранителю, святителю Николаю Чудотворцу, а также святому, имя которого носит болящий. Несчастная мать покупает дорогие, толстые свечи и идет к указанным иконам, надеясь, что Господь услышит вопль безысходности и поможет…

«У последней черты человек вспоминает о Боге» когда перепробованы земные средства спасения – не принесшие результата, люди в последней надежде обращаются к Богу с надеждой на чудо. И оно происходит. И что обращающийся? Уходит, получив просимое. В смледующий раз он обязательно придет за очередным «чудом» и не получит его.

Десять прокаженных встретили Господа при входе в одно селение и громко умоляли Его об исцелении: «Иисус Наставник! Помилуй нас» (Лк.17:12–13). Господь смотрит на прокаженных, как бы желая убедиться в состоянии их душ, обращающихся к Нему. … Выздоровевшие возвращаются по домам, а один из них, самарянин, видя себя исцеленным, громким голосом прославляет Бога. Он вновь ищет Иисуса, припадает к Его ногам и благодарит Христа за чудо Его милосердия (Лк.17:15–16). Господь принимает поклонение, одобряет самарянина и выражает изумление, почему же отсутствуют девять других исцеленных: «Не десять ли очистились? Где же девять?»

К разочарованию некоторых, Господь остается глух к таким просьбам и приношениям. Чуда не происходит. Болезнь не отступает, проблемы усугубляются. Спроси священников, поведают о десятках выговорах Богу, которые вынуждены слушать от таких «потребителей духовных услуг».

Также напрасно испрашивал чуда и богач в притче о богаче и Лазаре, умолявший Авраама воскресить Лазаря и послать братьям, чтобы те, увидев чудо, покаялись. Но в ответ услышал, что у них есть свидетельства Моисея и пророков, а если их не слушают, то не поверят даже воскресшему из мертвых (см. Лк. 16:31). Может вначале удивятся, испугаются, но быстро забудут и продолжат жить как и прежде.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВУ — «ЧУДО»

Православная Церковь дает понятию «чудо» четкое определение, ограничивающее круг подобных явлений: «Дела, которые не сотворены ни силой, ни искусством человеческим, но Всемогущей силой Божией» (катехизис св. Филарета Дроздова).

Господь даровал чудеса для того, чтобы оказать милость человеку, уверить, исправить или утешить. Когда богобоязненные христиане сподоблялись чудес по милости Божией, с трепетом приносили Господу благодарность за дарованное благодеяние, присоединяя к этому покаяние и осознание недостоинства.

Профессор Павел Флоренский, председатель Экспертной рабочей группы по чудесным знамениям при Богословской комиссии Русской православной церкви, высказывался по этому поводу так: «Масло истекает не только из икон, но из идолов, и в других конфессиях, и у шаманов, и масса где… То есть чудо, – как необъяснимое явление, исходит не только от Бога».

В Русской Православной Церкви работает Комиссия по описанию чудесных знамений (явлений). Этой Комиссии передана икона Царственных мучеников. На стекле киота имелся «отпечаток» образа иконы. Рисунок на стекле киота изучен доступными научными методами. Удивительное в том, что на иконе и на стекле — разное вещество. Научно объяснить природу появления рисунка на стекле не смогли.

И БЕСЫ ТВОРЯТ ЧУДЕСА

Современное мироточение икон, портретов и бумажных календариков вызывают желание у верующих видеть подобное чудо и у себя в храме, или даже у себя дома. Даже не задумываемся над тем — Божие ли? А если нет, то это бесовское обольщение, прелесть.

Диавол, искони ненавистник рода человеческого, способен являть «чудеса»: чтобы кануть, погубить верующего, увести от истинного Богопознания, и православного Богопочитания. Отличать подлинность от мнимых, бесовских чудес (обольщений), необходимо для каждого православного, чтобы не увлечься и не впасть в обольщение.

Необходимо трезвое отношение к чудесам. Не только Божия благодать совершает знамения. Антихрист для утверждения своей власти над миром, как известно, будет широко пользоваться чудесами. «Сатана всегда принимает вид Ангела света и его служители – вид служителей правды» (II Кор. 11; 14-15). 

Бесы так же творят чудеса как сами, так и через верных слуг – людей, отдавшихся воле дьявола. Из Священного Писания известно, например, что когда Моисей и брат Аарон пришли к фараону с просьбой отпустить еврейский народ из Египта, и Аарон бросил жезл перед фараоном и тот сделался змеем, то фараон позвал египетских чародеев и они сделали то же самое своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.

С древности дьявол посвящает людей в оккультные занятия. Оккультизм – это та духовная связь, между бесами и людьми, отдавшимся воле диавола, вступать в контакт с нечистой силой, узнавать от нее лжепророчества о человеческих судьбах, воздействовать через заклятия на других людей и животных.

Еще в Ветхом Завете падшие духи открыли человеку черную магию с чародейством, волшебством, колдовством, сообщили астрологические знания. И это нашло среди людей многих поклонников. Вот почему Господь Бог через пророка Моисея обращается к сынам израильского народа со следующими словами: «Не должен находиться у тебя (речь идет об Израиле)… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10—12).

Согласно учению Святых Отцов, православный храм не препятствует демонам внушать прихожанам греховные мысли и представления, как и православные иконы не являются препятствием бесам для совершения сверхъестественных действий.

Святитель Игнатий Брянчанинов напоминает о святоотеческой православной традиции отношения к чудесам, полной духовного трезвения и убеждения в том, что верующие должны «бегать чудес», а не искать их.

Истинные чудеса происходят редко. Для церковного признания чуда требуется тщательное исследование явления церковной комиссией и официальное утверждение выводов Священным Синодом ( или правящим епископом).

Причина увлечений ложными чудесами — следствие духовной безграмотности. Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Страшное бедствие  — отсутствие в человеке истинного Богопознания: он принимает дела диавола за дела Божии».

Чтобы человеку не впасть в обольщение ложными чудесами и не оказаться под действием нечистых духов необходимо знать священное Писание и вероучение православной церкви.

Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), а не снаружи — там не ищите чудес. Необходимо трудиться над собой, чтоб войти в это Царство Божие. В Православии основа вероучения – изменение своего внутреннего мира. Главное чудо, которое происходит с человеком — покаяние, пристрастий, привычек, преображение души под действием Бога. Истинность православия доказывается не чудесами или пророчествами, а покаянием и внутренним духовным преображением.

(автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 5 дней

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 367Регистрация: 30-12-2019