Бог дал людям свободу, но люди эту свободу употребляют себе во вред. В книге «Семь слов» (в слове 7, «О свободе ума») прп. Макария Египетского находим следующее: «Как сатанинская сила, так и благодать Божия являются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы сохранились  в человеке свобода и произвол. За те худые дела, какие человек делает по наущению сатаны, не сатана, но человек подвергается наказанию; потому что человек не  насильно  вовлечен в порок, но побужден к нему собственною волею. И в добром  деле, благодать  не себе приписывает сделанное, а  человеку, и потому, присвояет ему славу, что сам для себя стал виновником доброго. Ибо  закон дан не естеству, но свободе произволения,  которая может преклоняться и на доброе, и на  худое».
Вот пример. Человек стал воровать и попал за это в тюрьму. Возникает вопрос: Бог это предопределил? Нет. Человек сам выбрал этот путь и несет за это наказание. Еще пример. Человек много курил, в результате заболел раком легких. Кто виновен? Бог? Нет, человек сам выбрал этот путь и соответственно пожинает плоды неправильного образа жизни. Каждую минуту жизни человек делает выбор: чай или кофе, поехать на работу на машине или пойти пешком, или общественным транспортом. Свернуть в темный переулок и сократить дорогу или пойти длинной, но безопасной и т.д. Этот выбор может быть решающим (например, пробежать на красный свет и быть сбитым машиной).
 Воля — это свойство человеческой души (или психики), выражающаяся в способности ставить пред собою цели, желания и стремления, и добиваться их осуществления. Человек так создан, что способен избирать то, что хочет делать, чем заниматься, и кем стать.
Верующим знакомы три вида воли:
Первый вид — естественная воля человека. Человек имеет свободу мышления, суждений, взглядов, поведения, решений, выбора.
Второй вид воли, это воля вынужденная, решение навязанное, выбор по необходимости, обусловленный теми или другими обстоятельствами. Например: бедняк желал бы совершить кругосветное путешествие, но у него нет для этого средств, поэтому вынужден сидеть дома. Больной хотел бы работать, заниматься спортом, но у него увечье, прикован к постели. В подобных случаях человеку приходится склонять волю пред насильно навязанными жизненными обстоятельствами.
Третий вид свободной воли, это та свобода решений и действий, доступная возрожденному свыше верующему «живущего не по плоти, но по духу», свобода того, кого «закон духа жизни во Христе Иисусе, освободил от закона греха и смерти». (Рим. 8 гл.). «Где Дух Господень, там свобода». (2 Кор. 3.17).  К этому последнему виду свободы приводит только Христос: «Кого Сын освободит, тот свободен будет» (Иоан. 8.31-32).
Отчего сердце человеческое с возрастом грубеет и ожесточается? Ответ закономерен и очевиден — от перенесенных страданий, нужды, непосильного горя, людской злобы и бесчувствия с их стороны, на которые человек вынужден отвечать тем же. На собственном опыте знаем, как иной раз душа может заскорбеть настолько, что достучаться до нее не могут ни родные ни близкие люди. И виной тому духи зла, телесно не видимые, человечеством не воспринимаемые,а зря.
Недавно прочитал рассказ об одной женщине, взявшей на себя тяжкий грех сына. Годы замужества муж беспробудно пил, издевался, бил и унижал жену и сына прилюдно. Видя происходящее на протяжении детства, натерпевшись сам, взрослый сын, не выдержав, убил отца. Мать взяла вину сына на себя и села вместо него в тюрьму. На вопросы сокамерниц отвечала: «Я знаю, за что сижу, и каждый день радуюсь, что отбываю срок за сына, который живет на воле». В приведенном рассказе муж через пьянство попал в сети сатанинские и став подобным, издевался над членами семьи. Жене бы в храм пойти, к Богу припасть, однако терпела, о храме не вспоминала. В результате муж убит, сама отбывает наказание которого не совершала, на сыне тяжкий грех убийства родителя. Вот это и называется — свобода от бога
Человек создан Богом как единый организм. Грех или святость одного отражаются на остальных, ибо мы братья и сестры. И те, которые жили, и те, которые будут жить, и те, которые живут — все едины от одного отца и одной матери. Появление страданий в мире связано с грехом первого человека и берет начало в его свободной воле. Человечество несет на себе печать прародительского греха-поврежденность человеческой природы, которая, по словам Святых Отцов, заключается в тленности, страстности и смертности. Поскольку Адам — наш праотец, его поступок как некая генетическая болезнь передается из рода в род, из поколения в поколение.
Очевидным фактом является то, что причина наших страданий вне Бога. Подтверждение этому находим на первых страницах книги Бытия, когда речь идет о творении мира и человека —  создание Божие «хорошо весьма» (Быт.1:31). Человек в первоначальном райском состоянии не знал ни болезней, ни голода, ни холода, ни страданий. Святитель Григорий Нисский говорит, что «в человеке страстность и поврежденность не от природы и не соединена с ним первоначально…но страсть вошла в него уже после сотворения». Так, например, святитель Василий Великий утверждает: «Не считай Бога виновным в существовании зла. Таким образом, причина существования страдания есть уклонение человека от Бога, забвение Бога или незнание духовных законов.
Бог не остается безучастным к нашим страданиям, приходя на помощь в трудных обстоятельствах, откликаясь на наши молитвы о самих себе, о наших близких. Верующий человек на собственном опыте познает близость Бога в моменты страданий. А неверующему гораздо труднее переносить страдания, потому что не видит в них никакого смысла.
Страдания необходимы человеку для духовного роста. В библейской Книге Иова говорится, что «человек рождается на страдание, чтобы устремляться вверх» (Иов. 5:7). Это поэтическое сравнение выражает мысль книги — страдание человека попущено Богом для того, чтобы человек через скорби и страдания приблизился к Богу. И Достоевский постоянно говорит о том, что только благодаря страданию человек может духовно совершенствоваться, становиться сострадательным и милосердным к другим, глубже любить и чувствовать.
Вопрос:Почему Бог терпит явную несправедливость, носителей зла — палачей, предателей, насильников, убийц, и.т.д.?
Ответ: Бог наделил человека даром свободы, но, в то же время, обозначил заповедями закон к исполнению, за игнорирование которого (по окончании земной жизни), последует суд Божий в отношении каждого человека.
Освободившись по благодати Христовой от воли сатанинской, человек верующий много отводит места в сердце и в жизни своей собственной воле, которая очень часто не совпадает с волей Божией. Этот духовный опыт настолько общеизвестен, что не нуждается в иллюстрациях.
Некоторые люди, думая, что исполняют волю Божию, в действительности служат этим сатане: «Наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он  служит Богу»… (Иоан. 16 2).
Если Бог лишил человека права свободного выбора, то как мог Исав «отказаться от своего первородства»? Как могла «Мария избрать благую часть»? Как апостол Павел мог «не воспротивиться небесному видению»? (Д. А. 26.19).
Бог научил человека молиться, дал право вступать с Ним в беседу и выражать пред Ним нужды наши и запросы души простыми словами, дав чудные обетования: «Просите, и дано будет; ищите и найдете; стучите, и отворят; ибо; просящий получит, и ищущий находит, и стучащему отворят»… (Лук. 11 гл.).Спросим наших оппонентов еще раз: «Что такое молитва, как не проявление свободной воли человека?».
Подлинное послушание добру или злу, без свободной воли, немыслимо. Там, где проявляется благодать, вера и послушание, там участвует и свободная воля. «Неужели не знаете, что, кому отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы. Благодарение Богу, что, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, стали рабами праведности». (Рим. 6 гл.).
Отрицать свободу воли в человеке значит возводить на Бога тяжкое обвинение в нелогичности, несправедливости и лицеприятии.
Из поколения в поколение никто не заботится о духовном воспитании детей, не уделяет им родительской любви, а в старости страдают оттого, что дети выросли эгоистичными и не хотят слушаться и заботиться. Этого можно было избежать, если жили бы так, как Бог повелевает, а не по своеволию внутреннего эгоизма.
Аминь! автор (Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 3 дня

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 372Регистрация: 30-12-2019