В Библейской традиции присутствует характерное мнение о неверии как о безумии, но не как о психической патологии, а, скорее, патологии духовной: любовь к греху, крайняя степень разврата и нечестия. Святые отцы неверие определяли состоянием болезни, слепоты и духовной омертвелости.

ЧТО ТАКОЕ ВЕРА

Вера в Бога — это основанное на личном опыте понимание того, что мир, окружающий нас, устроен значительно сложнее, чем нас учили в школах и университетах. Истинная вера в Бога — это знание Бога, основанное на личном опыте общения с Богом.

НАУКА УТВЕРЖДАЕТ

А вот наука утверждает, что вера в Бога есть одна из форм психологической зависимости. Ученые считают, что вера в Бога удобна как правителям, так и самим людям. Первые получают инструмент, позволяющий манипулировать сознанием электората, вторые — надежду в светлую загробную жизнь. Некоторые учёные утверждают, что вера ненаучна т.к. нельзя повторить «эксперименты» о которых говорят святые, нельзя увидеть то, что видят святые. Наука — это прежде всего умение думать, это культура мышления.

Настоящий учёный понимает, что наука — это инструмент, и, как у всякого инструмента, у науки есть вполне определённые ограничения. Только плохой учёный может сказать, что с точки зрения науки воскрешение Лазаря невозможно. Настоящий учёный скажет, что с точки зрения современной науки это непонятно, необъяснимо. История подтверждает это: самолёты, радио, телевидение и многое, многое другое, казалось абсолютно невозможным науке прошлых веков! Вполне научно утверждать что наука Бога не видит. Это факт. Можно предлагать гипотезу, что Бога нет. Но утверждать, что Бога нет, ссылаясь на науку — просто ненаучно.

ПОВСЕМЕСТНЫЙ АТЕИЗМ СРЕДИ КРЕЩЕНЫХ 

Каждый православный христианин ежедневно окружен неверующими людьми. И пытается понять корни неверия — почему люди не верят в Бога? Почему в России среди крещеных в младенчестве, вырастают сплошь атеисты?  Атеизм — это отрицание существования Бога, ангелов и демонов. Это мировоззрение, согласно которому, естественный, материальный мир является единственным и самодостаточным. Атеисты считают религии и верования творением самого человека, а появление Вселенной рассматривают с научной точки зрения.

Христианское осмысление атеизма как духовного феномена начало находит на страницах Священного Писания Ветхого Завета, где смысловым эквивалентом выступают такие понятия, как «безумие», «безбожие» или «неверие». В Псалме (13:1) читаем: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”…». Святитель Иоанн Златоуст в образе безумца видит не психически больного человека, а «развращенного умом». Когда человек смотрит на деньги, он не видит бумагу, а видит в них дом, машину, золото, отдых на заграничных пляжах. Это и называется «развращенный ум».

Византийский богослов и экзегет XII века Евфимий Зигабен в «Толковой Псалтири», объясняя первые стихи 13-го псалма, писал: «Думать, что нет Бога, но что все произошло само собою, – это верх всякого зла. Безбожие есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия».

Профессор МДА А.Д. Беляев главной причиной отрицания истины бытия Божия видит гордость. «Никакая страсть, – пишет он, – не доводит так легко и так часто одних до сумасшествия, других до безбожия, как гордость. “Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его” (Сир. 10: 14). И как “гордость есть начало греха” (Сир. 10, 15), так она есть и венец его, потому что завершается величайшим из всех грехов – безбожием». Гордость ведет до крайнего и упорно нераскаянного развращения. Именно она поставляет вместо Бога собственное «Я» человека и вместо закона Божия – личный произвол, нашептывая оправдания самых гнусных преступлений, заглушая голос совести и страх суда.

А ЕСТЬ ЛИ ОН?

Когда старенькой бабушке говорили о том, что нельзя сегодня работать, потому что Благовещение или Ильин день, или еще какой церковный праздник, та отвечала: «Бог любит работных, в труде греха нет». В гражданскую бандиты схватили ее мужа-коммуниста, и увели в неизвестном направлении. Бабушка молилась ночь напролет, просила сохранить мужу жизнь не ради себя, а ради детей — малолеток. Не помогло, утром привезли мужа порубленного на куски в ящике из под снарядов.

После этого случая бабушка перестала молиться и ходить в церковь. На вопрос почему не ходит в храм, отвечала: «А есть ли Он?». Таких примеров хватает. У кого то умирал больной ребенок, родители места себе не находили от свалившегося горя, умоляли Бога оставить ребенка в живых, не услышана молитва, смерть неумолима.

Перед священником лежала симпатичная девушка, вернее сказать, девочка лет четырнадцати. Лежала в гробу в церкви, священник готовился отпевать. Рядом убитые горем родители. Несчастный случай. Говорили, что Оля вместе с мамой и сестрой-близняшкой переходили железнодорожные пути, чуть отстала, машинист не успел вовремя затормозить…

Нет глубже раны и сильнее боли, чем рана и боль потерявшего ребенка. Еще вчера, полный жизни и энергии, теперь лежит безжизненный и холодный, унося в могилу с собой и жизнь родителей. Почему ранняя смерть как явление встречается в нашей жизни, и встречается слишком часто? Почему Бог забирает только расцветшую, а иногда и вовсе не успевшую расцвести жизнь?

Что за поветрие, охватившее молодых людей, сводящих счеты с жизнью, выпадая из окон многоэтажных домов? Сколько горя и неутихающей боли доставляют необдуманными действиями своим родителям? Кто их научает совершать такие поступки?

РЕЛИГИЯ ПОМОГАЕТ НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

В Евангелие написано, что все подвластно Господу, вплоть до того, что ни один волос не может упасть с головы человека без воли Божией.

Однако мы знаем, что в истории человечества происходили и продолжают происходить разные трагические события, такие как холокост, войны, стихийные бедствия, эпидемии, смертельные болезни, ужаснейшие преступления, авиа- и автокатастрофы, которые уносят миллионы человеческих жизней. Причем люди нередко умирали в страшных мучениях. Часто гибнут абсолютно безвинные люди. Их страдания и смерть приносят много горя близким людям.

Далеко не каждая несправедливость в мире вызывает у нас такую реакцию. Можно сидя в кафе за чашкой капучино «воздохнуть» об умирающих в это время от голода африканских детях, но, допив кофе, мы вернёмся к привычной жизни. Но если вдруг кто-то узнает, что его ребёнка насмерть сбил на тротуаре пьяный водитель, его мир перевернётся. Христианину прожить такой личный апокалипсис порой труднее, чем откровенному атеисту. Христианин хорошо знает, что Бог всемогущий, что Его милосердие безгранично, что Его имя Любовь. Но как применить это знание, когда от душевной боли не хочется ни молиться, ни жить?! Слишком часто веры во Христа недостаточно для того, чтобы понять и принять попущенное испытание.

Одно дело, когда родители скорбят о смерти сына-террориста, и совсем другое, когда отец или мать узнают о смерти своей маленькой дочки от рук маньяка-насильника. Ненависть к убийце, жажда мести доставляют некое душевное удовлетворения, но не помогают ответить на главный вопрос: «За что?»

Святитель Феофан Затворник утешает мать, скорбящую из-за смерти дочери: «Дочь умерла целомудренной, добронравной. Надо благодарить Бога: «Слава Тебе, Господи, что убрал ее поскорей, не дав впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира». А вы скорбеть – зачем Бог избавил от увлечений и взял в Царство Небесное Святое чистой и непорочной. Выходит, лучше было бы, если она выросла, и пустилась во все тяжкие, что ныне стало нормой, особенно для таких симпатичных, какою, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать, жалеющая, что дочь ее спасена, а не погублена».

Понять и открыть причину ранней смерти каждого отдельного человека невозможно. Это тайна, сокрытая в глубине Божественного Всеведения и недоступная для нашего рассудка, по крайней мере в земной жизни. Не нужно пытаться проникнуть в эту тайну: подобные попытки, оставаясь бесплодными, могут довести человека, потерявшего близкого, до сильнейшей печали и даже до отчаяния. Лучше в свете веры в Бога постараться осмыслить эту потерю, ибо только сердце верующего человека однажды, в тихую минуту грусти, сможет услышать утешительную весточку: «Не плачь, твой любимый со Мною».

Бог посылает ребенку смерть, желая избавить самого и близких от тяжкого креста. Пример из жизни декабриста Рылеева, рассказанный прп. Варсонофием Оптинским. Пример этот замечателен откровением Божиим о возможной причине младенческой смерти. Мать декабриста рассказывала прп. Варсонофию о том, что сын тяжело заболел в трехлетнем возрасте. Все говорило о скорой кончине, и мать, не желая с этим мириться, упала на колени перед ликами Спасителя и Божией Матери и жарко, горячо, со слезами молилась. В ответ услышала: «Опомнись, не проси Господа о выздоровлении ребенка…Из благости и милосердия покажу будущее – неужели и тогда будешь молить о выздоровлении?» И показан жизненный путь. «Одумайся, безумная! Лучше покорись, не выпрашивай жизнь ребенку, теперь еще такому ангелу, не знающему зла». Но мать прокричала в ответ: «Нет, нет, хочу, чтобы жил». Задыхаясь, поспешила за занавес и увидела виселицу, на которой суждено было быть повешенным ее сыну. После видения ребенок быстро стал поправляться, и мать вскоре забыла об открытом ей в видении…».

БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ. ПОЧЕМУ? ЗА ЧТО? ГДЕ БОГ?

— Как вы считаете, почему так тяжело болеют дети, ведь онкозаболевание –  страшная болезнь, особенно тяжело переносят её малыши. Нам понятно, когда болеет взрослый, согласны даже, что есть за что, а маленькие — ведь они  нагрешить еще не могли, даже не успели понять, если что плохое и сделали.

Дети болеют за грехи родителей. Нераскаянные грехи, безбожие, нежелание ходить в церковь. Таких примеров масса на моем личном жизненном пути. Молодая «уводит мужа» из семьи и вьет семейное гнездышко, чаще всего в такой семье рождается больной ребенок с детским церебральным параличем (ДЦП) — это заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речи и эпилепсией.

Первый ребенок в семье родился здоровым. Через полгода мама «загуляла» от мужа. Через некоторое время решили завести второго ребенка — родился больной настолько, что родители отказались от него, оставив в роддоме.

Всезнающая, наученная виртуальным миром (не внимающая родителям) молодежь любит ныне погулять в удовольствие (так сказать, оторваться на полную катушку), а ближе к тридцати, жениться создать семейный очаг. На первых порах семейной жизни идиллия. По прошествии времени оба замечают — не беременеется. Оно и понятно оба нагулялись, а теперь не срастается. Часто жены переводят стрелки на мужей — бесплоден, надо лечиться. И начинается совместное хождение «по мукам». Ребенок в таких семьях рождается не здоровым, или чахлым, болезненным. Сегодня стало нормой, когда в детском садике приводят родители одного больного ребенка, через два три дня садик на карантине. Обратите внимание на ту же проблему в школах.

Через болезнь детей Господь стучит в сердце родителей. Болезнь детей сильно трогает сердце и душу родителей, болели бы сами родители, возможно, никогда не обратились к Богу, не задумались бы над духовными вопросами, а через детей приходят к Господу. Это сильный повод задуматься о своей жизни. Сказать, что у таки х детей детство было – ничего не сказать. Они — мученики, потому ограничены – и болью, и передвижением.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Древние отцы наставляли: «Здоровье – дар Божий, болезнь – дар бесценный». Господь ближе к тем, кто болеет и страдает.

«Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших. Мы не знаем судеб Божиих, Бог все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями. Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины, кои мы постигнуть не можем.

Ты сама не знаешь, что у Бога просишь, – чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются» (Из письма преподобного Макария Оптинского духовной дочери).

автор: (Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 22 часа

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019