ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.
Святитель Афанасий Великий так говорил о Псалтири: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».
ОТРОЧЕСКИЕ ГОДЫ ЦАРЯ ДАВИДА
«И сказал Господь Самуилу: Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его. По словам святителя Афанасия Великого, в Давиде, пасшем овец отца своего, предызображен Иисус Христос — Пастырь наших душ.
По зову отца Давид входит в дом, Библия передает нам, каким впервые увидели будущего государя Самуил и пришедшие с ним. «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем». Давид был еще «благ взором Господеви». То есть он был не просто красив внешне, но «богатый милостынями Божьими», что отражалось в глазах молодого человека. О чем это говорит? Перед Самуилом предстал не просто юноша, а наделенный ДАРАМИ Божьими духовно зрелый муж. Там в пустыне Давид стал не просто верующим человеком, но и другом Божием. Это прослеживается по всей дальнейшей жизни Давида.
И Господь сказал: «Встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму».
БАБУШКА РУФЬ
Отец Давида Иессей родился в знатной семье. Его бабушка Руфь — библейская праведница, именем которой названа «Книга Руфь». Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка, она настолько привязалась к своему новому родству по мужу (еврею из Вифлеема), что после смерти мужа не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью, приняла религию и переселилась с ней из Моава (куда Ноеминь с мужем временно удалялись из Израиля по случаю голода) в Вифлеем (Бейт-Лехем), где они и поселились.
По причине праведности и красоты молодой Руфи, она стала женой знатного Вооза, родила ему сына Овида и стала прабабушкой (праматерью) царя Давида..
История моавитянки Руфи произошла в эпоху правления судей, наполненной различными драматическими событиями – грабежом, клятвопреступлениями, воровством и насилием, но историю Руфи отличает исключительно мирный характер.Однажды на поле, где подбирала Руфь, пришел его владелец, состоятельный иудей Вооз. Узнав от слуг о происхождении незнакомки, Вооз дал ей зерна и повелел слугам не обижать ее. Руфь радостная вернулась к свекрови. Ноеминь внимательно выслушав сноху, дала ей совет: умыться, расчесать волосы, нарядиться, разузнать место, где отдыхает Вооз и прийти к нему ночью, открыть покрывало и тихонько лечь у его ног, а после сделать то, что он ей скажет.
Руфь так и поступила. Посреди ночи Вооз ощутил, что кто-то лежит у его ног. Узнав, что это Руфь, он спросил, зачем она пришла? Руфь ответила: простри крыло на рабу твою, ибо ты – родственник. Словом «родственник» здесь переведено еврейское гоэль – буквально «искупитель».
Что же значит поступок Руфи, вызвавший похвалу Вооза? У современного человека он может вызвать либо улыбку, либо смущение и недоумение. И что значит «искупитель»? Дело в том, что согласно Закону Моисея, бездетная молодая вдова не должна была выходить замуж за чужака из соседнего колена, но только за кровного родственника умершего мужа, и ребенок этой пары считался сыном умершего первого мужа этой женщины.
И Вооз женился на Руфи моавитянке, и у них родился сын Овид, отец Иессея, а у Иессея родились восемь сыновей, младший из – которых Давид ставший царем.
Жена Иессея была из знатной еврейской семьи. И родила она Иессею семерых сыновей за многие годы семейной жизни.
РОЖДЕНИЕ ВОСЬМОГО РЕБЕНКА — ДАВИДА
Однажды Иессей вспомнил что он внук моавитянки, а в ТОРЕ указано что народы аммонитяне и моавитяне не войдут в народ Божий. Иессей начинает отдаляться от еврейской жены и берет себе в жены не еврейскую наложницу. Через некоторое время еврейская жена подговаривает (подкупает) не еврейскую жену и ночью входит на постель к мужу чтобы сблизиться с ним. И от этой близости еврейская жена забеременела и родила восьмого мальчика, которого назвали Давидом. Для семерых уже взрослых сыновей (некоторые из них были женаты к этому времени) беременность их матери стала полной неожиданностью. Имя Давид означает «возлюбленный». Давид был мужем по сердцу Господа.
ОТЕЦ ИЕСЕЙ НЕ ЛЮБИЛ ДАВИДА
Причина проста, с отцом не жила, а забеременела — от кого? Согласно еврейскому закону ее надо убить. Этот закон действует не только у евреев, но и у арабов, и у мусульман. Ее вызвали на суд, где она твердо сказала, что забеременела от мужа. Вызвали наложницу, которая все подтвердила. Ночи темные, кто там тебя обнимает — даже керосина в те времена еще в природе не было, поэтому пойди разберись в темноте кто с тобой — наложница, или еврейская жена? Признали Давида законным, однако отец его Иессей не любил, сомневаясь в действительности что это его сын.
ССЫЛКА В ПАСТУХИ
В детстве Давид часто делился с отцом своими мечтами, которые походили на предсказания: «В будущем я разгромлю филистимлян и завоюю их города. В будущем я убью их богатыря Голиафа. В будущем я построю Храм для Творца». Отец, не любивший Давида, с презрением относившийся к фантазиям подростка, отправил его с глаз долой пасти овец на дальние пастбища.
Над этим стоит задуматься — семь здоровых сыновей сидят дома, младшего восьмого в отроческом возрасте (возраст отрока принято считать с 7 и до 14 лет.), отец отправляет с глаз долой в ссылку — в пастухи. Попробуйте прочувствовать ситуацию, с малых лет Давид был не любимым ребенком в семье, ни отцом родным, ни братьями старшими.
Мальчик оказывается в пустыне среди пастухов — нанятых работников. И каково ему там в таком возрасте? При живых родителях, отверженный ребенок. Думаю по этой причине не спешил возвращаться из пустыни домой. Бог заменил отроку отца. На пастбищах Давид долгие месяцы проводил в одиночестве. Жизнь, сопряжённая со многими опасностями, научила юношу во всём полагаться на Бога.
В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей. Кочуя со своими стадами, юноша любовался окружающей природой, различая за ее совершенством природы невидимые персты Творца. Ночью, когда все спали в своих постелях, он оставался в поле, разглядывая луну и звезды.
«Вот, я взираю на небеса, сотворенные Твоими перстами, на луну и звезды, созданные Тобой, — пел Давид. — Что такое человек, чтобы Ты о нем помнил?… А Ты лишь немногим умалил его перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Даровал ему власть над творениями Твоих рук, все положил к стопам его — несметные тысячи скота и полевых зверей, небесных птиц и рыб, следующих морскими путями. Б-г, наш Владыка, как величественно Твое Имя по всей Земле».
УЧЕНИК БОЖИЙ
Жизнь пустынника – это особое состояние духа: непрерывное, соединенное с молитвой бодрствование и телом, и душой; это непрестанные демонские искушения через внушение подвижнику «помыслов» (в данном случае – сомнительных, подчас греховных мыслей, ложных, неверных чувств, желаний, намерений), и постоянное противостояние этим помыслам
Там в пустыне отрок Давид познает воочию Бога Творца, духовно мужает, что прослеживается в Псалмах им написанных. Именно в пустыне рождаются первые Псалмы Давида, впоследствии ставшие книгой молитв для многих поколений верующих разных вероисповеданий. Вначале Давид пел и читал их пастухам, потом стали его приглашать в деревни на праздники.
«Боже, Боже мой! к Тебе утреннюю; возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя в земли пусте, и непроходне, и безводне, тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою: яко лучши милость Твоя, паче живот. Устне мои похвалите Тя; тако благословлю Тя в животе моем, и о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя. Тии же — всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли; предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе; похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная. На утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя!» (Псалом № 62)
В Псалмах мы видим внутреннее молитвенное делание отрока Давида: «Вси языци» – язычниками названы многоглаголивые и многокозненные демоны – «обыдоша мя», – говорит Давид, – «именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им» (Пс.117.10 — 12).
ПСАЛТИРЬ — УЧЕБНИК МОЛИТВЫ
Псалмы играют важную роль в Иудаизме. Их используют в качестве личных молитв и для службе в синагоге. Некоторые псалмы читаются ежедневно (к примеру, 144 – 150 псалмы). Псалмы 112—117 читают в праздники. Есть определенные псалмы, соответствующие дню недели.
В православной Церкви многие псалмы читаются на службе ежедневно и закреплены за отдельными богослужениями. Во время вечерни читаются псалмы 103, 140, 141, 129, 116 и 33. В начале утрени читаются псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед чтением канона читается псалом 50.
В католической традиции псалмы являются частью ежедневного богослужения в своем «чистом» виде, в отличии от православной церкви, где в большей степени используются стихиры и тропари.
Псалтирь в исламе считается пророческой книгой.
Без преувеличения можно сказать, что Псалтирь —книга молитв. Читать Псалтирь можно в любых случаях – в горе и в радости.
«Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих: поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей: яко возвеличил еси над всеми имя Твое святое. В оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею» (Пс.137:1 — 3).
«Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене: спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси. О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во век» (Пс.43.6- 9).
РАБ БОЖИЙ
Всего за несколько лет пребывания в пустыне, отверженный отцом и братьями отрок Давид ОБРЕЛ БОГА: «Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя: дал еси достояние боящимся имене Твоего. Дни на дни царевы приложиши: лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом» (Пс.60.6 — 8).
«И избрал [Бог] Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих, и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля» (Пс. 77:70-72).
Св. Василий Великий говорит: «Все, что есть полезного во всех книгах св. Писания, заключает в себе книга Псалмов. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Словом Псалтирь есть общая духовная сокровищница благих наставлений, и всякий найдет в ней с избытком то, что для него полезно… Отсюда ты познаешь величие мужества, строгость правосудия, честность целомудрия, совершенство благоразумия образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь. Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом по плоти, есть угрожение судом Божиим. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице» (Толков. св. Вас. Велик. ч. I).
Это вся информация об отроческих годах Давида. Мало, очень мало, чтобы понять, что там происходило с отроком Давидом, скитавшегося месяцами в дикой и непроходимой пустыне вместе с пастухами, изливавшему скорбь и печаль Богу во вдохновенных псалмах, которые под воздействием Духа Святого, писал.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ ДАВИДА
Давиду было семьдесят лет. Жизнь подошла к концу. Болезнь была последствием чрезвычайных трудов и испытаний, понесенных им, начиная с юности и на протяжении всего зрелого возраста. Немощь проявилась, прежде всего, в недостатке тепла и жизненной силы: «покрывали его одеждами, но не мог он согреться» (3 Цар 1, 1).
В то время в Израиле не было закона, чтобы престол наследовал старший сын. Выбор преемника считался правом царствующего государя. Давид хотел, чтобы ему наследовал Соломон. Давид приказал посадить Соломона на царского мула, вострубить и возгласить: «да живет царь Соломон!» Так воцарился Соломон.
Вскоре после этого наступили последние дни царя Давида. Он дает наставление молодому царю: «будь тверд и будь мужествен» (3 Цар 2, 2). Такими же словами наставлял Господь Иисуса Навина в начале его служения. Далее умирающий царь завещал: «храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься; чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне» (3 Цар 2, 3–4).
На 41 году своего царствования, на 71 – от рождения, Давид закончил свой земной путь. Было это, как предполагают, около 965 г. до Рождества Христова. Давида похоронили на Сионской горе.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Господь наш Иисус Христос многократно назван в Новом Завете Сыном Давидовым. Когда Спаситель торжественно входил в Иерусалим, то народ восклицал: «осанна Сыну Давидову!» (Мф 21, 9).
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)