«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.(Исх.20:12).

В почтении к родителям заключены покорность и послушание им, уважение и нежность к ним, забота о них и помощь им в преклонные годы. То же отношение распространяется и на прочих родственников, старших, благодетелей, наставников и начальников. За верность заповеди почтения родителей Бог дарует награду.

Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастиями. Почитай отца твоего и матерь твою, ибо твой путь от рождения полит материнскими слезами и отцовским потом. Они с рождения любили тебя и будут любить тебя всегда, и когда все тебя возненавидят. Сын, не гордись своими знаниями перед своим необразованным отцом, ибо его любовь стоит больше, чем твое знание. Подумай, что если бы не было его, не было бы ни тебя, ни твоих знаний.

Ибо чрез родителей Бог даровал тебе жизнь, они виновники твоего бытия. Посему и ты почитай и люби Бога и своих родителей. Если родители будут тебе препятствовать веровать в Бога, особенно если их действия будут идти вразрез истинной и спасительной Веры, не только убегай, но и возненавидь своих родителей, и не их одних, а и всех родных, всех друзей и близких, памятуя слова Христовы: «аще кто… не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, еще же и душу свою,… и не приимет… креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Лк 14:26, 27; Мф 10:37; Втор 13:6; Втор 33:9).

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» — так определяет апостол Павел веру в послании к евреям (Евр. 11, 1).

Вера — это действие. Это стремление к тому, что уже предчувствуется, но еще не стало очевидностью. Стремление к тому, что уже прикоснулось к нашей жизни, бросило в нее свой отблеск, но еще не вошло в нее всецело… Вера — это желание нового опыта. Но ведь и нам самим важно осознать — зачем мы ходим в храм. В храм мы приходим для того, чтобы стать соучастниками Тайной Вечери. Нам дана возможность стать “причастниками Божеского естества”.

Апостол Иаков так пишет о вере: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).  У людей часто возникают сомнения, недоверие Богу. Мы привыкли просить: «Господи, дай!», — но что мы с вами сами даём Ему? Надо молиться и просить: «Господи, Ты знаешь, в чём моя нужда, да будет не моя воля, а Твоя». И Господь пошлёт нам всё, в чём мы нуждаемся и что послужит для нашего спасения.

По большому счету все мы устремляемся ко Христу не покаянием, а прошением — ДАЙ то то и то то, ПОМОГИ там то и там то, ПОШЛИ то то и то то и.т..д. Мы воспринимаем Христа поврежденной грехом природой, обращаемся к Богу в периоды семейных, или личных трагедий. Обратите внимание на последнее десятилетие — верующих на воскресных службах все меньше и меньше, храмы начинают пустеть.

Вспомним Евангелие: Пока Господь совершал видимые чудеса, за Христом следовали толпы людей. Как только заговорил о Хлебе Жизни, даже некоторые из учеников смутились и оставили Христа.

Почему мы столько лет ходим в храм, а жизнь наша не меняется? Какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину? Осипов А.И. дает прекрасный ответ:

«Можно сто лет ходить в храм, а в результате, как в песне поётся, «каким ты был, таким ты и остался». Почему это происходит? Понимание Православия мы свели к исполнению лишь формы церковной жизни. Ходим в храм, ставим свечи, подаём записки, читаем молитвы, соблюдаем посты, исповедуемся, причащаемся, венчаемся… Такого христианина называют еще воцерковлённым. Без молитвы покаяния не может быть духовной жизни — речь идёт не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой является, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что «без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие». Не может быть добрых изменений, когда исповедь превращаем в отчёт по записке о проделанных грехах, без покаяния и решимости не повторять их. Ничего не изменится в душе, если и причащаемся просто по обычаю каждое воскресенье и праздники. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в которой наше спасение, как пишет святой апостол Иоанн: «Кто говорит: «я люблю Бога»», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4: 8). Потому и остаёмся без плода«.

Неспроста стали появляться статьи священников о сокращении молитвенных правил. Молитвенное правило — это то, что изменяет наш внутренний мир. Каким образом это происходит? Все мы хорошо знаем, что причина богооставленности – грех человека, как первородный, так и личный. Молитва, – по словам преп. Симеона Нового Богослова, – есть путь восхождения к Богу. Именно в молитве осуществляется «союз любви с Богом», поскольку человек в ней достигает собеседования с Богом. Через молитву христианин становится храмом Божиим. Душа молящего к Богу отражает Его Самого в себе как в зеркале (преп. Ефрем Сирин. Слово о суде и об умилении).

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Дух, полученный человеком при сотворении, есть энергия, действие. Грех разорвал некогда, в первородном преступлении, живую связь человека с Богом. С тех пор наш ДУХ может покидать человека, и человек становится не властен над ним.

 «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух».(Еккл.8:8.)ца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, 

Покаявшись, человек начинает исправлять все пути своей жизни; деятельность и души и тела он облагает духовными правилами, исполнением которых убивается и изглаживается привившееся к ним зло и укрепляется сродное им добро. Все это в совокупности составляет порядок богоугодной жизни — воцерковление. Пребывание (хождение) в этих заведенных порядках составляет деятельную жизнь христианина. Обращение ума и сердца к Богу должно составлять неотъемлемую часть верующего — а это и есть молитва. Таким образом, если обращение ума и сердца к Богу есть молитва, то молитва составляет душу христианской деятельной жизни в ее истинном строе и направлении.

Молитва есть первый дар Божий, чрез который все дары стяжаются.

«Молитва –это дыхание нашей духовной жизни». В духовной жизни человека она – то же, что дыхание в нашем телесном организме, которое обусловливает все жизненные процессы. Без молитвы наша душа, по выражению Златоуста, мертва и бездыханна.
Именно в молитве осуществляется «союз любви с Богом», поскольку человек в ней достигает собеседования с Богом. Молитва неразрывно связана с любовью христианина к Богу: она – плод и выражение этой любви и вместе с тем самое верное средство развития, укрепления и совершенствования любви к Богу (см. С. Зарин. Аскетизм, т. 1, кн. 2, стр. 144–445).
Преп. Серафим Саровский в беседе с учеником своим Н. Мотовиловым о смысле и цели христианской жизни, которая состоит в стяжании Св. Духа или, что то же, в Богообщении, указывал на молитву как орудие стяжания Духа Святого. «Конечно, всякая добродетель, – говорил он, – творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в наших руках как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которые вы по человеческой немощи противостоять не можете, сил нет этого исполнить; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы это уж никак но относится, но всякому и всегда есть возможность (ее творить) – и богатому и бедному, и знатному и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику… Велика сила молитвы (даже и грешного человека). И молитва более всего приносит Духа Божьего, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Человек регулярно молится, вычитывает правило и в то же время чувствует, что его молитва становится формальностью. Святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это то же, что говорить с Богом по разговорнику, а значит надо приучать себя молиться Богу. Многие забывают, что сила молитвы и ее значение не в механическом произнесении слов, а в мыслях и чувствах. Некоторые тщательно заботятся только о словах, положении тела и вычитывании количества молитв, считая молитву каким-то внешним, чисто формальным делом. За молитву считают одно наружное, большой частью без мысли и чувства вычитывание языком благочестивых молитвенных слов.

Надо твердо помнить, что без внимания молитва не молитва. Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет, хотя бы мы и много слов механически произнесли языком (свт. Феофан). «Можно все слова проговорить, – пишет еп. Феофан, – и все поклоны промахать, а о Боге совсем не вспомнить или вспомнить кое-как, с рассеянной мыслью и блужданием ума. И, следовательно, не молясь, исполнить молитвенное правило (свт. Феофан Затворник).

Надо стремиться преодолевать самих себя. Лучшим подспорьем для нас да будет на устах Иисусова молитва, потому что когда мы внимательно (вникая в слова молитвы) произносим слова этой молитвы, тогда помыслы и страсти ничего с нами поделать не могут. Человек должен трезвиться и непрестанно призывать Господа Иисуса Христа. «Пребудьте во Мне, и Я в вас, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 4-5)!

Иисусову молитву Святые Отцы называли царицей всех добродетелей.

1/ Старец Серафим Вырицкий утверждал, что стремление подвизаться в делании Иисусовой молитвы спасет душу верующего даже в самые тяжелые времена.

2/ Старец Фаддей Витовницкий: «Внутренняя молитва — вот самый великий труд, который может совершать человек. Потому что наш враг — сила мысленная — знает, что в молитве человек сердцем и чувствами приближается к Богу, а духи злобы стараются привязать человека к земным предметам».

3/ Иеромонах Анатолий Киевский: «Без Иисусовой Молитвы не будет спасения, потому что страсти в сердце нельзя ничем убить, кроме нее. Кто хочет истинно научиться любить Господа, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой Молитве».

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Восемь слов, в которых заключено Евангелие. Это наше исповедание веры во Христа и наше покаяние. Молитва Иисусова – это генератор, который бесконечно вырабатывает Божественную благодать. Мы исповедуем Иисуса Христа Богом и Спасителем нашей жизни и каемся пред Ним в наших грехах, и желаем исправления. Эта молитва отражает Евангелие: «Господи Иисусе Христе – это исповедание Бога, – Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Святые отцы учили так: «Хотя бы шепотом, но проговаривайте эти молитвы». И если у вас совершенно нет такой возможности, то, конечно, молитесь про себя. Например, если мы едем в транспорте или находимся там, где много людей, и будем молиться про себя, надо прилагать ум и не забывать то, что мы молимся. А если у вас есть возможность, то хотя бы шепотом творите молитву Иисусову.

Прп. Паисий Святогорец рассказывал: «Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда, будучи детьми, шалили и мама была готова рассердиться, вместо этого начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы».

«Царствие Божие нудится и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 368Регистрация: 30-12-2019