Святая Четыредесятница (Великий пост) считается самым благословенным периодом в Церкви для духовной брани верующего. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор 6, 2), — поем на вечерне в Прощеное воскресенье. Почему это время благоприятное для спасения верующего?  Потому что после крещения Иисус Христос в течение сорока дней сам постился в иудейской пустыне и ничего не ел все эти дни. «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк 4:2).

Христос постился, – не потому, что Ему нужен был пост, для нашего научения.

У пророка Иоиля о посте сказано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши. Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление» (Иоил. 2,12-13,15).

Великий Пост – древний и продолжительный из всех постов Православной Церкви, перенятый из ветхозаветной церкви.

«И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля, и смирили души свои в посте и молитвах… И Господь услышал голос их, и призрел на скорбь их: во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя» (Иудифь 4, 9-13).

«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища от большого из них до малого» (Иона 3,5).

Сам Господь приводит ниневитян в пример кающимся в следующих словах: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись (пребывая в посте) от проповеди Иониной; и вот здесь больше Ионы» (Мф. 12,41; см.: Лк. 11, 32).

О ПОЛЬЗЕ ПОСТА

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! – Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Каждый верующий на личном опыте становится свидетелем, когда тело и душа преображаются. Это время именуется в церковном календаре, как Великий пост, который ведет начало от апостолов, где в 69 правиле ясно говорят об этом: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец — не постится во Святую Четыредесятницу или в среду, или в пятницу всего года, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен; слабому телом дозволено по немощи вкушать немного масла и вина. Если же мирянин не постится, да будет отлучен».

О БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ

Вся история Церкви — это история действия Святого Духа. Преподобные, святые отцы, учителя Церкви всю свою свою жизнь полагали на то, чтобы стяжать дары Святого Духа (Божественную благодать).

Благодать Святого Духа – это не абстрактное понятие, это живая, очевидная духовная сила, которая воздействует на верующего и становится частью нашей жизни, если живем так, как учит Церковь.

«Когда благодать действует в человеке, она не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно учит духовному. То внимание, которое по временам находит (накрывает) в молитве, без развлечения или посторонних помыслов и мечтаний, – есть дар благодати Божией. В такие мгновения сердце, осененное Божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь».

ЧТО ТАКОЕ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ?

«Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа и Святую Троицу, очищающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях, скорбях и болезнях, споручительница в получении вечных благ, уготованных Богом на небесах избранным Его.

Горд ли кто был, самолюбив, зол, завистлив, но стал кроток и смирен, самоотвержен, ради славы Божией и блага ближнего, ко всякому доброжелателен, снисходителен, уступчив без потворства, — он стал таким силой благодати. Неверующим ли кто был, но сделался верующим и усердным исполнителем предписаний веры, — он стал таким силой благодати. Сребрелюбив ли кто был, корыстен, неправосуден, жестокосерд к бедным, но, переменившись в глубине души, сделался нестяжателен, правдив, щедр, сострадателен, — он обязан этим силе благодати Христовой. Был ли кто чревоугодником, многоядущим и многопиющим, но сделался воздержником, постником, не по болезни или по сознанию вреда для тела невоздержания, но из сознания цели нравственной, высшей, — он стал таким по силе благодати. Был ли кто ненавистником и злопамятным, мстительным, но сделался вдруг человеколюбивым, любящим и самих врагов, недоброжелателей и ругателей своих, не помнящим никаких обид: он стал таким по возрождающей, претворяющей и обновляющей силе благодати. Холоден ли кто был к Богу, к храму, к богослужению, к молитве, вообще к таинствам веры, очищающим и укрепляющим наши души и тела, и вдруг, переменившись в душе, стал горяч к Богу, к богослужению, к молитве, благоговеен к таинствам, он стал таким по действию спасающей благодати Божией».

Многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и необходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: “ Ищите прежде Царства Божия и правды Его” (Мф. 6:33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают по разным отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником царствия небесного.

КАК ОБРЕСТИ БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ?

Благодать Божия подается верующему в молитве, в богослужении, через Таинства Церкви и в Таинстве Святой Евхаристии, когда причащаемся Тела и Крови Христовых, когда Сам Господь входит в наше человеческое естество для того, чтобы, соединившись, наполнить Божественным присутствием и Божественной благодатью.

Чтобы иметь благодать, человек должен быть воздержанным во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище. И всякому воздержанию помогает поучение в слове Божием. Сказано: “Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.”

«Благодать не приходит так, чтобы душа не знала ее, и когда теряется благодать, то душа сильно скучает по ней и слезно ищет ее». Личный опыт каждому верующему в подтверждение. Бог приходит тогда, когда мы молимся, а по другому и не приходит. Найдет благодать Божия и ты превращаешься в малого дитя, беседующего с Отцом Небесным. Это время действенного покаяния и утешения. Оно недолго длится, вскоре отходит, да больше и не надо. Это и есть Божия благодать. Надо учиться молиться. Этому способствует Великий пост. Кто постится, тот подтвердит мои слова — это самое благоприятное время посещения Божией благодати. Поэтому верующие, имеющие личный опыт Божией благодати, стараются поститься по монашескому календарю.

САВЛ, САВЛ, ЧТО ТЫ ГОНИШЬ МЕНЯ?

На протяжении веков христианские учители, начиная с апостола Павла, говорили о том, что Бог невидим и непостижим. Далекие от веры люди спрашивают верующих: «Как вы сможете доказать существование Бога?» Ответ — внешне никак, необходим личный опыт молитвы. Задают следующий вопрос: «Где можете показать Бога?» Ответ — нигде, потому что Бог невидим, Его бытие недоказуемо, и никакие логические аргументы не заставят человека, не верующего в Бога, поверить, если сам он этого не захочет.

Библия и Жития Святых раскрывают удивительный факт того, как на протяжении человеческой истории, Бог приводил людей к вере — иногда по желанию человека, а иногда вопреки этому. Тому пример, происшедшие изменения с апостолом Павлом, гонителем Церкви. Будучи на пути в Дамаск, чтобы там подвергнуть христиан жесточайшим гонениям, в Божественном неизреченном свете явился Сам Господь и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». Тот сказал: «Кто Ты, Господи?». И услышал в ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь». С этой минуты жизнь этого человека резко изменилась: Савл стал Павлом, из гонителя Церкви превратившись в апостола Христова.

Подобных обращений к вере христианства много. Господь таинственным и неизреченным образом избирает людей, которые становятся членами Церкви. Для того, чтобы укрепить этих людей, Христос подает то, что называем благодатью Божией, — не абстрактную силу, но ту энергию, в которой присутствует Сам. Что такое энергии Божии? Это таинственные Божественные действия, ощутимы для внутреннего человека. Когда человек соприкасается с этими энергиями, логические доказательства бытия Божия становятся для него не нужны, потому что он лично встречает Бога в собственном религиозном опыте.

В этом и заключается тайна христианской жизни: христиане не просто веруют во Христа, они не просто думают о том, что где-то там на небе Восседает Бог, они точно знают о присутствии Божием по собственному опыту, и никакие аргументы против веры, против христианства, против бытия Бога неспособны поколебать твердую веру таких христиан.

Каждый христианин, обратившийся к вере, на личном опыте переживал это удивительное внутреннее состояние благодатного обновления. В период призывающей благодати духовное делание — будь то пост, бдение, молитва и другое, дается человеку само собой: легко. Такой неофит словно на крыльях летает. Сам Господь носит душу новоначального христианина на руках, не попуская ему серьезно упасть и расшибиться.

«Животворящий Дух Божий посещает нас, когда пребываем в состоянии смиренной открытости для Него. Он не насилует нашей свободы; окружает нежной теплотой; приближается к нам так тихо, что можем и не заметить сразу. Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь силою, без нашего согласия. О нет; Он уважает человека, смиряется пред ним; Его любовь смиренная; Он любит нас не свысока, а как мать больного младенца». (Софроний Сахаров)

МУДРОВАНИЕ ПЛОТИ — ИСТОЧНИК ГРЕХА

В мире правят страсти: гордость, сребролюбие, похоть и другие. Греховность человека обусловлена жизнью по плоти, так как греховные страсти обнаруживают себя в плоти.

Апостол Павел писал: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал. 5:17).

В каждом человеке два начала: плотское, направляемое чувствами, и духовное — невещественное, стремящееся к Богу. Это выходит наружу тогда, когда человек допустим пьян — читающим эти строки думаю знакомо описываемое из личного опыта общения с пьяным человеком.

Проводящие плотскую жизнь, не заботятся о вечности, имея ложное отношение к земной жизни, признавая смерть как окончание бытия. Когда говорим о плоти, правильнее разуметь не тело человеческое как таковое, а возбужденные страсти — гордое самолюбие и греховную чувственность.

Беда дней наших в том, что молодежь живет плотской жизнью — забил в «поисковике» ситуацию и выбрал себе подходящий выход, на который полагается, не имея за спиной ни духовного, ни жизненного опыта.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

От апостолов и до наших дней святые отцы и учители Церкви едины — цель и намерение установления поста состоит в том, чтобы укротить плотские страсти и покорить их духу. Это и есть то, о чем апостол Павел говорит: «Усмиряю и порабощаю тело мое» (1Кор. 9,27).

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 10 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 359Регистрация: 30-12-2019