Смерть неизбежна. Все хотят знать, что чувствует человек в момент ее наступления.
Любой, кто предпринимает попытки понять смерть, вскоре осознает, что смерть не так хорошо определена как с научной, так и с медицинской точек зрения. При этом на протяжении истории человечества все знали, что такое смерть. Когда кто-то переставал дышать, а его сердце биться, это означало что человек мертв.
Смерть – это неизбежное событие нашей жизни, день и час смерти никому неизвестны. Как день Второго Пришествия Господня наступит …якоже тать в нощи … (1Фес.5:2), подобным же образом и смерть каждого из нас придет в неизвестное время. Ибо час смерти «уподобляется» Второму Пришествию, «потому что имеет сходство и сродство с ним». То, что мгновенно и всецело сделает Пришествие Господне, то же день смерти делает «для каждого в частности».
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ?
Человечество никогда в этом не сомневалось. Еще первобытные люди клали в могилы умерших соплеменников оружие, посуду, одежду, т.е. готовили их к загробной жизни. В потусторонний мир верили древние египтяне, греки, римляне…
В загробный мир верили австралийские аборигены, американские индейцы, африканские негры… Интересное в том, что народы, населявшие в те далекие времена землю, понятия не имели друг о друге, но верили загробный мир.
Мировой медицине хорошо известен такой термин как «Маска Гиппократа». Имеются в виду признаки, которые появляются на лице человека непосредственно в момент умирания и после смерти, и их можно заметить невооруженным глазом.
Впервые на эту особенность человеческого организма обратил внимание «отец медицины», древнегреческий целитель, врач и философ, Гиппократ. В его трудах, которые историки датируют 460-370 годами до нашей эры, он описывал своих пациентов и акцентировал внимание на том, что кроме болей в израненных телах он наблюдал у умирающих впалость глаз и щек, заострение носа, легкое вдавливание висков. А также его удивляло, как необычно начинают оттопыриваться мочки ушей. Цвет лица мертвецов всегда становился землистым или практически серым, зрачки мутными, а уголки рта опускались и все морщины – на лбу и вокруг носа — разглаживались. То есть лицо мертвеца фактически превращалось в невыразительную маску.
Смерть – это переход души человека из мира материального в духовную вселенную, это окончательное осуществление свободы выбора, это день начала Суда над человеком. Как говорит сохраненное Священным Преданием слово Господа: «В чем застану, в том и сужу».
«ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ….»
Господь сказал Своим ученикам: «… Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24:44). О неведении смертного часа и о том, что мы должны жить всегда в духовном бодрствовании, говорит и слово Первоверховного Апостола: «Придет же день Господень, как тать ночью…» (2Пет.3:10). И преподобный Никодим Святогорец советует нам помнить, «что смерть – это нежданный вор, о котором не знаешь, когда он придет. Он может прийти в сей день, сей час, сию минуту, и тот, кто прекрасно чувствовал себя с утра, может не увидеть вечера, а тот, кто достиг вечера, может не дожить до утра».
В течение жизни православные христиане готовятся к переходу в мир иной, молятся об избавлении от внезапной смерти, считая для себя благом иметь возможность подготовиться к смертному исходу, исповедоваться и причаститься в последние часы земной жизни.
К этому христиан призывает Священное Писание: «Увещевая не пещися душею, – потому что это свойственно язычникам, – Христос присовокупил: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам», показывая, что если внимание души верующего будет устремлено к Богу, то от этого он не потерпит никакого вреда относительно телесных нужд; но более того – Бог устроит так, что вместе со спасением души православный христианин будет обладать и этими (необходимыми земными благами)».
АД ПОМЕЩАЕТСЯ ВО ВНУТРЕННОСТИ ЗЕМЛИ
Данная тема хорошо раскрыта у свт. Игнатия Брянчанинова: «Душа грешная, отвергнутая Богом, не только мучится своей совестью и своим состоянием отвержения, но и заключается в страшную подземную темницу, именуемую адом, тартаром, геенной, где подвергается лютым мукам, способным терзать ее эфирную природу. Все это сказано в Священном Писании и открывается Святым Духом по Его избранию и усмотрению людям, достойным такого откровения, откровения полезнейшего для души.
«Прах ты,» – сказал Адаму Господь, – «и в прах возвратишься» (Быт.3,19). Праведники Ветхого Завета, как очевидно из Священного Писания, постоянно признавали земные недра местом ада. «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт.37,5), – говорит святой патриарх Иаков, когда принесли ему ложную весть о кончине любимого его сына Иосифа. Ад находится в недрах земли. Там тьма кромешная, там тартар, там скрежет зубов, там червь неусыпающий, там плач без утешения, непрерывающийся и напрасный. Там разнообразные муки по разнообразию грехов, там различные степени мук соответствуют различной степени греховности.
РАЙ
Рай есть ближайшая к земле небесная обитель, или первое небо, превыше которого находятся другие небеса, воспетые духоносным Давидом, называющим их «небесами небес» (Пс.148,4).
- Первое условие для попадания в Райские обители — это крещение во Христа. Если человек не крещен, или исповедует другую религию, в Райские обители не попадет.
- Следовательно, Райские обители предназначены для христиан, живущих по Заповедям Божиим.
СМЕРТЬ ГРЕШНИКА ЛЮТА
Страх смерти – третий по популярности запрос у психотерапевтов. В древности не было ни одного народа, ни одной культуры или цивилизации, в которых не было бы понятия греха. В Древнем мире практически все люди хорошо понимали: последствием любого греха является смерть. Она может наступить не сразу, как бы автоматически после совершения какого-то греха. Но грех имеет свойство накапливаться в душе человека. И когда количество перейдет в качество, результат неизбежен — смерть. Поэтому смерть, которая ждет каждого человека, есть, в понимании Завета Ноя и Моисея, результат его грехов.
Действие греха в чем-то похоже на движение бумеранга. Вернувшись, бумеранг убивает бросившего. И никто в этом виноват не будет кроме согрешившего. Увы, грех (нераскаянный) всегда возвращается. И не обязательно к тому, кто его совершил, возвращается к его наследникам.
Смерть грешников тяжела и мучительна. «Или не знаете, как возмущают душу грехи в день кончины, как волнуют сердце? Самый вид нестерпим для умирающих, так что лежащие на одре с великой силой потрясают его и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа силится удержаться в теле и не хочет разлучиться с ним, ужасаясь видения приближающихся Ангелов» (Свт. Иоанн Златоуст).
Характерна смерть Иосифа Сталина. Агонию и ужас его последних минут передает в своих воспоминаниях дочь Светлана: «Отец умирал страшно и трудно. Кровоизлияние в мозг распространяется постепенно на все центры, и при здоровом и сильном сердце оно медленно захватывает центры дыхания, человек постепенно умирает от удушья. Дыхание учащалось и учащалось. Кислородное голодание увеличивалось. Лицо потемнело и изменилось, его черты становились неузнаваемыми, губы почернели. Последние час или два человек просто медленно задыхался. Агония была страшной. Она душила его у всех на глазах».
ХОТЕЛОСЬ ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ТОГО, КАК СМЕРТЬ НАСТИГАЕТ:
1. Солдат спасся от нападения пчел и погиб под колесами сразу трех автомобилей;
2. Водитель спасся в одной аварии и погиб под колесами автобуса;
3. Девушка выжила в авиакатастрофе, но тут же была раздавлена пожарной машиной;
4. Женщина, избежавшая смерти в одной трагедии, погибла в другой;
5. Женщина проснулась на собственных похоронах и умерла от шока;
6. Баскетболист избежал смертельного рейса, но погиб в автокатастрофе;
7. Женщина избежала смерти при пожаре, но погибла в катастрофе;
8. Отец и дочь выжили в одной катастрофе и погибли в другой;
9. Девочка выжила в бассейне, но умерла в операционной.
ПРЕДСМЕРТНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Макарий Египетский: «… если повинна душа во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться сему; потому что, если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась и была их рабою, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира».
Евагрий Понтийский: «Немилосердных после смерти примут немилосердные бесы, а наиболее немилосердных — бесы еще более бесчеловечные».
Дмитрий Ростовский: «…как за злой жизнью следует злая кончина, или смерть, так за добродетельной жизнью следует кончина блаженная. От блаженной же кончины, или от доброй смерти, имеет свое рождение и свое начало жизнь бессмертная».
Феодор Студит: «…бесы … приходят к тем, которые увлекаются страстями …. Великий страх тогда обымет душу, которая привыкла к страстям и явится побежденною грехом, потому что бесы берут тогда над нею верх, и низводят с собою эту окаянную душу в преисподнюю ада, во тьму и тартар мучения».
Ефрем Сирин: «Не одинаковы места геенских мучений: одних ввергают в преисподнюю, других отводят во тьму. Иные остаются вне врат; другие осуждаются собственной своей совестью; одни ввергаются в узы, другие горят в пламени. У одних связаны руки, другие скованы по ногам; одних пожирает червь, другие гибнут в глубине бездны; иных не приемлет Отец, других не исповедует Сын».
Ефрем Сирин: «Все ли пойдут в одну муку или мучения различны? – Разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть «тьма внешняя» (Мф.8:12), а из этого видно, что есть и другая тьма – глубочайшая; «геенна огненная» (Мф.5:22) – иное место мучения; «скрежет зубом» (Мф.13:42) – также особое место; «где червь их не умирает» (Мк.9:48) – в другом месте; «озеро огненное» (Апок.19:20) – опять иное место; «тартар» – также свое место; «огнь неугасающий» (Мк.9:43) – особая страна; «преисподняя» (Флп.2:10) и «пагуба» (Мф.7:13) – на своих местах; «преисподние места земли» (Еф.4:9) – вновь другое место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных, по написанному: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его» (Притч.5:22). То же значит и сказанное: «бит будет много …и бит будет мало» (Лк.12:47-48). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке».
ЧАС СМЕРТИ — ЭТО ВОИСТИНУ ВРЕМЯ БЕСОВСКИХ ИСКУШЕНИЙ
Кирилл Александрийский: «При исходе души нас окружат с одной стороны воинства и силы небесные, с другой — начальники тьмы, силы вражеские, содержащие в своей власти мир лукавый, начальники мытарств, воздушные истязатели и надзиратели над нашими делами, с ними и исконный человекоубийца диавол, сильный в злобе своей».
Православные жития святых полны рассказов о бесовских зрелищах в момент смерти, цель которых обычно запугать умирающего и заставить отчаяться в собственном спасении.
Например, св. Григорий в своих «Собеседованиях» рассказывает об одном богаче, бывшем рабом многих страстей: «Незадолго до смерти увидел стоящих перед ним гнусных духов, свирепо грозящих унести его в глубины ада… Вся семья собралась вокруг него, плача и стеная. Хотя они и не могли, по словам самого больного, по бледности его лица и по дрожанию его тела понять, что там были злые духи. В смертельном страхе перед этими ужасными видениями он метался на постели из стороны в сторону… И теперь почти обессиленный и отчаявшийся в каком-либо облегчении, он кричал:
«Дайте мне время до утра! Потерпите хоть до утра!» И на этом его жизнь прервалась».
В Америке XIX века подобные случаи не были редкостью; недавно опубликованная антология содержит истории, имевшие место в прошлом веке, которые носят заголовки вроде: «Я в огне, вытащите меня!», «О, спасите меня, они меня утаскивают!», «Я иду в ад!» и «Дьявол идет, чтобы утащить мою душу в ад» (Джон Майерс. Голоса на краю вечности. Spire Books, Old Tappan, N.J., 1973, стр. 71, 109, 167, 196).
В повести о воине Таксисте («Жития святых», 28 марта) рассказывается, что он вернулся к жизни, проведя шесть часов в могиле, и поведал следующее: «Когда я умирал, то увидел некоторых эфиопов, стоящих предо мною; вид их был очень страшен, и душа моя смутилась. Потом я увидел двух юношей, очень красивых; душа моя устремилась к ним тотчас, как бы воздетая от земли. Мы стали подниматься к небу, встречая на пути мытарства, удерживающие душу всякого человека. Каждое истязало ее об особом грехе: одно обо лжи, другое о зависти, третье о гордости; так каждый грех в воздухе имеет своих испытателей. И вот я увидел в ковчеге, держимом Ангелами, все мои добрые дела, которые Ангелы сравнили с моими злыми делами. Так мы миновали эти мытарства. Когда же мы, приближаясь к вратам небесным, пришли на мытарство блуда, страхи держали меня там и начали показывать все мои блудные плотские дела, совершенные мною с детства моего до смерти, и Ангелы, ведущие меня, сказали мне: «Все телесные грехи, которые содеял ты, находясь в городе, простил тебе Бог, так как ты покаялся в них». Но противные духи сказали мне: «Но когда ты ушел из города, ты на поле соблудил с женой земледельца твоего». Услыхав это, Ангелы не нашли доброго дела, которое можно было бы противопоставить греху тому, и оставив меня, ушли. Тогда злые духи, взяв меня, начали бить и свели затем вниз; земля расступилась, и я, будучи веден узкими входами через темные и смрадные скважины, сошел до самой глубины темниц адовых».
Со слов Самого Христа, мы знаем, что в момент смерти душу встречают Ангелы: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Также из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: Ангел Господень… вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф. 28, 2-3); юноша, облеченный в белую одежду (Мк. 16, 5); два мужа в одеждах блистающих (Лк. 24, 4); два Ангела в белом одеянии (Ин. 20, 12). На всем протяжении христианской истории явления Ангелов всегда имели вид блистающих юношей, облеченных в белое.
Умершего обычно встречают два Ангела. Обязанность этих Ангелов — сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. Ни в их виде, ни в их поступках нет ничего неопределенного, — имея человеческий облик, они твердо схватывают «тонкое тело» души и уводят его.
Св. Феодора, чей путь после смерти через воздушные мытарства описан в житии св. Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: «Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег, и блестели, как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами». «Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты…».
Рассказ о «посмертном» опыте, озаглавленный «Невероятное для многих, но истинное происшествие» (К. Икскуль. Троицкий Цветок. 1910 г.)
«После описания последней агонии своей физической смерти и ужасной тяжести, прижимающей его к земле, автор рассказывает, что «вдруг почувствовал, что стало легко. Я открыл глаза и увидел, что стою один посреди комнаты; вправо от меня, обступив что-то полукругом, столпился весь медицинский персонал… Меня удивила эта группа; на том месте, где стояла она, была койка. Что же теперь там привлекало внимание этих людей, на что смотрели они, когда меня уже там не было, когда я стоял посреди комнаты?
Я подвинулся и глянул, куда глядели все они: там на койке лежал я.
Не помню, чтобы я испытывал что-нибудь похожее на страх при виде своего двойника; меня охватило только недоумение: как же это? Я чувствовал себя здесь, между тем и там тоже я…
Я захотел осязать себя, взять правой рукой левую: моя рука прошла насквозь; попробовал охватить себя за талию — рука вновь прошла через корпус, как по пустому пространству… Я позвал доктора, но атмосфера, в которой я находился, оказалась совсем непригодной для меня; она не воспринимала и не передавала звуков моего голоса, и я понял свою полную разобщенность со всем окружающим, свое странное одиночество; панический страх охватил меня. Было действительно что-то невыразимо ужасное в том необычайном одиночестве…
Я глянул, и тут только впервые передо мной явилась мысль: да не случилось ли со мной того, что на нашем языке, языке живых людей, определяется словом «смерть»? Это пришло мне в голову потому, что мое лежащее на койке тело имело совершенно вид трупа…
В наших понятиях со словом «смерть» неразлучно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни, как же мог я думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, думать, говорить?»
«Доктор потерял надежду спасти меня и сказал родным, что я умираю… Я осознал, что все эти люди были там, казалось, почти толпами паря у потолка комнаты. Это все были люди, которых я знал в прошлой жизни, но которые умерли раньше. Я узнал бабушку и девочку, которую знал еще школьником, и многих других родных и друзей… Это было очень счастливое событие, и я чувствовал, что они пришли защитить и проводить меня».
Феофан Затворник: «Припоминаю, что кто-то рассказывал, что там душу встречают все, о которых и которым она молилась в продолжение жизни. Как это утешительно! Как милостив Господь к нашим душам, что повелевает ведомым им душам и духам встречать их, тотчас при вступлении в неведомую еще им страну!»
Вопрос (явления сродников за несколько часов до смерти умирающего) меня интересует многие годы, тому хватает современных подтверждений. Умирала в 1985 году моя мама от рака. Два месяца нестерпимых мучений перенесла. За пять часов до смерти к ней приходили ранее умершие родственники, которым она была несказанно рада. Я находился с женой при маме, никого не видел, она же наслаждалась этой встречей с ними. (Виктор Шипилов)
Второй случай с моим соседом. Полковник в запасе до этого много болел, за несколько часов до смерти к нему явился родственник, который умер 40 лет назад. Умирающий поделился этой информацией с женой. После этого к нему приходили бесы, с которыми умирающий препирался, опровергая их обвинения, что не достоин такой участи, всю жизнь служил офицером, защищая Родину. На его слова они лишь ухмылялись. Сосед точно знал, что этой ночью его забирают внутрь земли, туда идет целый эшелон. (Виктор Шипилов)
Не секрет, что многие умирающие индусы видят богов своего индуистского пантеона (Кришну, Шиву, Кали и т.д.), а не близких родственников и друзей. Апостол Павел разъяснил, что эти «боги» на самом деле ничто (1Кор. 8, 4-5), а любая реальная встреча с «богами» связана с бесами (1Кор. 10, 20).
ВОЗДУШНЫЕ МЫТАРСТВА
Мытарства – это образное, символическое представление частного суда: осознание итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями своего правосудия. Следуя православному учению, после смерти человеческого тела ведомая ангелами душа христианина восходит к Богу.
В XIX веке митрополит Макарий Московский, говоря о состоянии души после смерти, писал: «Надобно твердо помнить наставление, какое сделал Ангел преподобному Макарию Александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах: «Земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных». Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными» [ Митр. Макарий Московский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883, т. 2, стр. 538).
В этом падшем мире местом обитания бесов, местом, где души новопреставленных встречаются с ними, является воздух. Святитель Игнатий Брянчанинов описывает это царство: ««Слово Божие и содействующий слову Дух открывают нам при посредстве избранных сосудов своих, что пространство между небом и землею, вся видимая нами поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба…
Святой апостол Павел называет падших ангелов духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12), а главу их — князем, господствующим в воздухе (Еф. 2, 2). Когда душа христианина, оставив свою земную храмину (тело), начнет стремиться через воздушное пространство в горнее отечество, демоны останавливают ее, стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Так действуют они по праву, приобретенному ими» (свт. Игнатий, собр. соч., т. 3, стр. 132-133).
После падения Адама, когда Рай был закрыт для человека и Херувим с огненным мечом был поставлен охранять его (Быт. 3, 24), глава падших ангелов — сатана — вместе с ордами подчиненных ему духов «стал на пути от земли к раю, и с того времени до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной души человеческой, разлучившейся с телом. Врата небесные заключились для человека навсегда. И праведники, и грешники нисходили во ад.
Врата вечные и пути непроходимые открылись только пред Господом нашим Иисусом Христом» (Свт. Игнатий. собр. соч., т.3, стр. 134-135).
После нашего искупления Иисусом Христом «все, явно отвергшие Христа, являются достоянием сатаны; души их по разлучении с телами нисходят прямо во ад.
Но и христиане, уклоняющиеся ко греху, недостойны немедленного переселения из земной жизни в блаженную вечность. Самая справедливость требует, чтобы эти уклонения, ко греху христианской души, эти измены Искупителю – Христу, были взвешены и оценены. Необходимы суд и разбор, чтоб определить, что преобладает в ней — вечная жизнь или вечная смерть. И ожидает каждую христианскую душу по исшествии ее из тела нелицеприятный суд Божий, как сказал святой апостол Павел: «человекам положено однажды умереть, а потом суд». (Евр. 9, 27).
Для истязания душ, проходящих воздушное пространство, установлены темными властями отдельные судилища и стражи в замечательном порядке. По слоям поднебесной, от земли до самого неба, стоят сторожевые полки падших духов. Каждое отделение заведывает особенным видом греха и истязывает в нем душу, когда душа достигнет этого отделения. Воздушные бесовские стражи и судилища называются в отеческих писаниях мытарствами, а духи, служащие в них, — мытарями» (Свт. Игнатий. собр. соч., т. 3, стр. 136).
«Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Это учение находим в древнейшем церковном предании и в церковных молитвословиях» (свт. Игнатий, собр. соч., т. 3, стр. 138).
Св. Афанасий Великий в своем житии св. Антония Великого описывает, как однажды св. Антоний «при наступлении девятого часа, начав молиться перед вкушением пищи, был внезапно восхищен Духом и вознесен Ангелами на высоту. Воздушные демоны противились его шествию. Ангелы, препираясь с ними, требовали изложения причин их противодействия, потому что Антоний не имел никаких грехов. Демоны старались выставить грехи, соделанные им от самого рождения; но Ангелы заградили уста клеветников, сказав им, что они не должны исчислять согрешений его от рождения, уже изглаженных благодатиею Христовою, но пусть представят, если имеют, грехи, содеянные им после того времени, как он поступлением в монашество посвятил себя Богу. При обвинении демоны произносили много наглой лжи; но как клеветы их лишены были доказательств, то для Антония открылся свободный путь. Тотчас он пришел в себя и увидел, что стоит на том самом месте, на которое стал для молитвы. Забыв о пище, он провел всю ночь в слезах и стенаниях».
По выражению Феофана Затворника, «как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
В книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» есть интересные строки описания 36-часовой клинической смерти неверующего в Бога, «образованного» человека, описывается следующее: «Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты на улицу. Смеркалось уже, шел крупный, тихий снег. Я видел его, но холода и вообще перемены между комнатной температурой и надворною не ощущал. Очевидно, подобные вещи утратили для моего измененного тела свое значение.
Мы стали быстро подниматься вверх. И по мере того, как поднимались мы, взору моему открывалось все большее и большее пространство, и наконец оно приняло такие ужасающие размеры, что меня охватил страх от сознания моего ничтожества перед этой бесконечной пустыней…
Идея времени погасла в моем уме, и я не знаю, сколько мы еще поднимались вверх, как вдруг послышался сначала какой-то неясный шум, а затем, выплыв откуда-то, к нам с криком и гоготом стала быстро приближаться толпа каких-то безобразных существ.
«Бесы!» — с необычайной быстротой сообразил я и оцепенел от какого-то особенного, неведомого мне дотоле ужаса. Бесы! О, сколько иронии, сколько самого искреннего смеха вызвало бы во мне всего несколько дней назад чье-нибудь сообщение не только о том, что он видел собственными глазами бесов, но что он допускает существование их как тварей известного рода!
Как и подобало «образованному» человеку, я под названием этим разумел дурные склонности, страсти в человеке, почему и само это слово имело у меня значение не имени, а термина, определявшего известное понятие. И вдруг это «известное определенное понятие» предстало мне живым олицетворением!..
Окружив нас со всех сторон, бесы с криком и гамом, требовали, чтобы меня отдали им, они старались как-нибудь схватить меня и вырвать из рук Ангелов, но, очевидно, не смели этого сделать. Среди их невообразимого и столь же отвратительного для слуха, как сами они были для зрения, воя и гама я улавливал иногда слова и целые фразы.
— Он наш, он от Бога отрекся, — вдруг чуть не в один голос завопили они, и при этом уж с такой наглостью кинулись на нас, что от страха у меня на мгновение застыла всякая мысль.
— Это ложь! Это неправда! — опомнившись, хотел крикнуть я, но услужливая память связала мне язык. Каким-то непонятным образом мне вдруг вспомнилось такое маленькое, ничтожное событие, к тому же и относившееся еще к давно минувшей эпохе моей юности, о котором, кажется, я и вспоминать никогда не мог».
Я вспомнил о молитве и стал молиться, призывая на помощь всех святых, которых знал и чьи имена пришли мне на ум. Но это не устрашило моих врагов. Жалкий невежда, христианин лишь по имени, я чуть ли не впервые вспомнил о Той, Которая именуется Заступницей рода христианского.
Но вероятно, горяч был мой порыв к Ней, вероятно, так преисполнена ужаса была душа моя, что я, едва вспомнив, произнес Ее имя, как вокруг нас появился какой-то белый туман, который стал быстро заволакивать безобразное сонмище бесов. Он скрыл его от моих глаз, прежде чем оно успело отдалиться от нас. Рев и гогот их слышался еще долго, но по тому, как он постепенно ослабевал и становился глуше, я мог понять, что страшная погоня оставила нас».
ЧТО ЗНАЧИТ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА?
Православное понимание жизни души после смерти основано на Священном Писании и Священном Предании (опыте святых отцов, Богослужебных текстах, житиях святых). Пытаясь осмыслить потусторонний мир, посмертное состояние души и ее мытарства, мы должны иметь ввиду, что там все не так, как здесь, там все совсем другое.
Земная жизнь для христианина — это подготовка к вечности (к смерти). Кто идет к Христу с верой, посильным исполнением евангельских заповедей и покаянием, тот будет с Ним и после смерти. «Приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин.6;37).
О том, что происходит, когда человек умирает, в (Экклезиасте 12:7) говорится: «Прах возвратится в землю, где он и был, а дух возвратится к истинному Богу, который его дал». Когда дух, или жизненная сила, покидает тело, оно умирает и возвращается в землю, из которой было взято. Подобным образом, жизненная сила возвращается к тому, кто ее дал,— к Богу (Иов 34:14, 15; Псалом 36:9).
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)
Автор публикации
Комментарии: 0Публикации: 368Регистрация: 30-12-2019