Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в РАЮ, была заповедь о посте.
НУЖДА В ЗАКОНАХ
В третьем веке в Египте возникло монашество, стремившееся к непрестанному (круглосуточному) богослужению, в основе которого лежало пение Псалтири и моление Иисусовой молитвой. В пустынях росли монашеские города, которые остро нуждались в конкретных законах, регламентирующих различные бытовые, хозяйственные и богослужебные аспекты, киновий, лавр, скитов и келлий отшельников.
Наибольшего успеха в усовершенствовании монашеского устава добилась Лавра Саввы Освященного, находящаяся поблизости с центром Христианства —Иерусалимом. Однако первый устав святого Саввы был утрачен в седьмом веке, когда Иерусалим и вся Палестина были захвачены и разгромлены мусульманами. Слаженная церковная жизнь была нарушена, а её центр переместился в Константинополь.
Упадок Византийской империи, нестроения в монастырях и разногласия в богослужебных чино последованиях побудили ревнителей православия к возвращению древнего Иерусалимского устава, а с возникавшими недоумениями обращаться к искусным отцам обители св. Саввы, где тогда руководствовались неписанным Типиком, но подсказали, что древнейшая рукопись Иерусалимского устава может находиться в Лаодикии. После разорения Раифского монастыря турками в 1085 году и крестоносцами в 1098 году, Никон Черногорец вернулся в этот монастырь, откуда распространял возрождённый им Иерусалимский устав по всем синайским и палестинским монастырям.
Только во второй половине XVII столетия, благодаря энергии, настойчивости и решительным мерам знаменитого Московского патриарха Никона удалось, наконец, положить предел дальнейшим наслоениям в в нашей богослужебной практике, ввести в нее желаемое однообразие и установить определенный строй и чин.
ТИПИКОН
Типикон – это богослужебный устав, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. Как совершать богослужение, какие петь песнопения, что читать из Апостола и Евангелия – всё там.
Типикон – это книга, сформировавшаяся позже всех богослужебных книг. В Русской Церкви существовало множество уставов и дисциплинарных и богослужебных, и это было нормой для церковной старины. Каждая обитель имела свой устав церковной службы, свой устав поста. Сегодня нам даже трудно это представить, но так жили наши предки большую часть церковной истории.
Книга Типикон, по которой выстраивается современная жизнь Русской Православной Церкви, является монастырским уставом. Только это не устав какого-то конкретного монастыря, а свод правил, заимствованных из множества различных уставов, претерпевших неоднократную правку редакторов.
Первый печатный Типикон был издан в России в 1610 году. На протяжении XVII века он переиздавался семь раз, всякий раз подвергаясь безжалостным исправлениям. В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года Иерусалимский Устав ЛАВРЫ прп. Саввы Освящённого, пришедший в Россию на смену Студийскому.
Подобного фундаментального труда, направленного исключительно на жизнь мирян, никогда не было, как никогда не продумывался специальный богослужебный устав для приходских храмов. Богослужение в приходских храмах совершается по монастырскому уставу, но сокращается, по понятным причинам.
Мирянам следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона – удел монашествующих (и то далеко не всех), миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста (физического и духовного), семейного положения и т.п.
ПОСТНЫЕ ЗАКОНЫ
В современный Типикон постные законы перекочевали из свода правил, составленных Никоном Черногорцем, авторитетным канонистом XI века. Для кого писал свои правила Никон Черногорец? Для монахов. Для монахов какого монастыря? Неизвестного мужского монастыря. Если вы не монах этого мужского монастыря, никто не смеет вам предъявлять строгость их постного устава.
Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку раю, была заповедь о посте. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» — говорит святитель Василий Великий. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Приидут же дние, егда отымется от них Жених, и тогда постятся» (Мф. 9, 15).
О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы. «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище», — свидетельствовал авва Пимен. А преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной «Лествицы», где отмечал, что «начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение».
 Православный пост никогда не рассматривался как самоцель. По мысли святых отцов, пост есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. «Воздержание нужно для того, чтобы по усмирении плоти постом, легче вступить в брань с прочими страстями», — наставлял авва Серапион.
Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский.
Важность телесного воздержания признавалась всеми подвижниками от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века. Православный человек  обязан соблюдать все Четыредесятные посты, то есть следовать вместе со всей Церковью особым духовным упражнениям, связанным с подготовкой к празднику (Рождества, Пасхи, Апостолов, Успении). При этом никто не смеет требовать от вас соблюдения буквы Типикона. Мы должны сами найти для себя возможную меру поста, связанную с возрастом и болезнями, местом работы, физическими нагрузками и.т.д.
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ — О ПРАВИЛЬНОМ СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА:
«Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество.
Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью.
«Горе вам, насыщенные ныне: яко взалчете!» (Лк.6;25).
Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста (ковид, иные болезни).
Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием.
«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк.21:34), завещал Господь.
Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва.
Неумеренный пост, т.е. продолжительное излишнее воздержание в пище (голодание), не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ТЕЛЕСНОГО ПОСТА
По мере сил каждого лучше отказаться от любого вида хлеба (черный, белый), от сахара, соли. Чаще надо включать в рацион разнообразные каши. Больше овощей и фруктов. При покупке нюхайте фрукты — дешевые пахнут дустом, лучше отказаться.
Первую неделю Великого поста хорошо начинать с квашеной капусты, корейской моркови, апельсинов, мандаринов, свежих яблок и груш. На первое суп перловый с шампиньонами, или овощной, приготовленный из замороженных овощей. Из напитков натуральный гранатовый сок (желательно разбавлять), морковный, клюквенный морс.
Без нужного количества витаминов организм быстро теряет ресурсы: появляется утомляемость, ослабевает концентрация внимания, ухудшается иммунитета. И это далеко не все последствия авитаминоза — болезни, которая возникает из-за нехватки жизненно важных веществ.
Неплохо включить в рацион поста набор витаминов А, Д, С, обязательно витамины группы В (в группу входят В1, В2, В3 (РР), В5, В6, В7, В9, В12),  а также цинк и ОМЕГА (90%).
Чай на травах в термосе заваренный — (чабрец, зверобой, липа, душица, шиповник, листья вместе с ягодами малины, и.т.д.). Для вкуса неплохо добавить дольки апельсина, или цедры, ложку меда. На работе наливаешь в чашку и жизнь хороша и жить хорошо.
Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 1 день

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019

Добавить комментарий