Предсказание будущего давно будоражат умы человечества. Многие ежедневно вгрызаются в гранит предсказаний на просторах сети и годами ждут очередного конца света, падения метеорита, взрыва супервулкана, цунами, третьей мировой, приземления мессии и далее по списку. В кризисные моменты истории растет интерес к пророчествам, подогреваемое средствами связи, коими преизобилует интернет. Нострадамус, Ванга, Мессинг, Эдгар Кейси, Павел Глоба, православные старцы, Распутин, Авель и.т.д.

Верить таким предсказаниям или нет — личное дело каждого.

Помните, что предсказали царю Киру накануне войны? Погибнет великое царство. Вот только какое именно — не сказали. Кир посчитал, что речь о царстве его врага. А вышло всё наоборот. Погибло царство Кира, да и он сам.

Многочисленные четверостишия или стихотворения, ориентированные на будущее, были одними из многочисленных наследий французского астролога Нострадамуса.

Грядущий «передел мира» известный предсказатель Вольф Мессинг пророчил еще в 1980-х годах. Отношения между Россией и ее партнерами, как и союзниками станут более крепкими, что положительно повлияет на общую мировую обстановку (идет война Украины и России — крепче некуда).

Известный во всем мире индийский прорицатель Абигья Ананда, назвал 2023 год сложным. По его словам, в мир придет новая угроза в виде мутировавшего COVID-19.

Кто внимательно следит за калейдоскопом предсказаний и пророчеств, обратил внимание в элементарном шарлатанстве всех тех, кто использует громкое имя некогда известного предсказателя. С полной уверенностью можно утверждать что все эти предсказания высосаны из пальца, никому не дано знать будущего.

ЕДИНСТВЕННАЯ ПРОРОЧЕСКАЯ КНИГА — БИБЛИЯ

По подсчетам ученых, Ветхий Завет содержит 450 пророчеств о Христе. Из них не менее ста содержится в Псалтири.

Если обратиться к древнееврейскому тексту Священного Писания, относящееся к библейским пророкам — это «призванный», «глашатай». Главное в деятельности пророков — возвещение воли Божией современникам. Авторы пророческих книг в писаниях оговаривают момент избрания. Как правило, этот период сопряжен с необычайными явлениями, видениями, знамениями или звучавшим голосом Божиим, указывающим на что-либо.

К пророческому служению Господь призывал людей далеко не сразу. К примеру, Моисея призвал только после того, как за сорок лет «научен всей мудрости Египетской», а потом еще сорок лет прожил пришельцем в земле Мадиамской (Деян 7:22, 23, 30).

Пророческое служение — это этап становления еврейского народа. Сперва период родоплеменной, период патриархов — Авраама, затем детей, внуков. Каждый такой патриарх, глава рода, непосредственно отвечал перед Богом за соплеменников и возвещал тем Божию волю. Затем период ярких духовных лидеров — период судей, далее — уже период царей израилевых. Каждому такому этапу еврейской истории соответствовал свой механизм пророческого служения.

В период Царств начинается «профессиональное» пророческое служение. Когда израильский народ получил внешние формы правления — монархию, — возникло две духовных опасности. Во-первых, это опасность сползания в язычество, во-вторых, опасность чисто формальной, законнической веры — то, что Сам Господь обличал через пророка Исайю: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис 29:13).

Поэтому, для сохранения живой веры, оказалось недостаточно соблюдения заповедей и богослужебных обрядов — требовалась постоянная «корректировка курса», постоянное напоминание о том, чего хочет Господь, к чему ведет избранный народ. И Бог возвещал через пророков — «профессионалов».

После возвращения евреев из плена, по завершении иудейского канона Священного Писания, пророческое служение сходит на нет. Появилась иудейская теория о «пророческом молчании». Отсюда — острое переживание служения Иоанна Предтечи, по поводу которого иудеи мучительно размышляли: кто он? Если Не Мессия, то не пророк ли это? Ведь считалось, что непосредственно перед явлением Мессии должно нарушиться это пророческое молчание, должен явиться новый пророк. Поэтому для иудеев того времени Иоанн Предтеча знаменовал собой новую эпоху, эпоху осуществления мессианских чаяний.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Пророческое служение всегда принимает формы, сообразные эпохе. Принципиальное отличие христианской эпохи от предшествующих ей — существование Церкви. Церковь — это же не просто сообщество верующих, она действительно в мистическом смысле является Телом Христовым, ею таинственным образом руководит Дух Святой, она — столп и утверждение Истины. Если в ветхозаветные времена пророки и пророчества были основным инструментом донесения воли Божией до людей, то теперь таким инструментом стала сама Церковь.

Поэтому надобность в пророках-«профессионалах», возвещающих всей Церкви волю Божию, отпала.

Кого можно назвать последним пророком? Кого Церковь называет пророком?
– Согласно церковной традиции, последним пророком, или, как говорится в богослужебных песнопениях, «печатью пророков» является святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Обратим внимание на то, что святой Иоанн Предтеча не говорил о будущем. Да, он был предтечей, предшественником Мессии, ему следовало подготовить богоизбранный народ к принятию Спасителя, но он ни слова не сказал о будущих судьбах мира. Главное, о чем он увещевал – о покаянии, о необходимости возвращения к Богу, которое возможно только в том случае, если человек оставит прежние дела свои, то есть грех, и обратит свое сердце ко Творцу.

ПРОРОЧЕСТВО СТАРЦЕВ

О событиях, которые будут предшествовать кончине мира, из Священного Писания мы знаем. Однако когда будут происходить события, о которых говорит Господь Иисус Христос, Его Пророки и Апостолы, нам не известно. Господь не открыл этого нам (Мф. 24, 36). На вопрос учеников: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? — Христос ответил: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 6, 7). Эти слова Спасителя есть прямой запрет на установление сроков кончины мира. То, что кончина этому миру последует, что три с половиной года перед концом мира будет царствовать антихрист — несомненно. Когда же это произойдет — от нас сокрыто.

Древние отцы Церкви в кратких высказываниях старались подчеркнуть то, что будущие последние времена будут тяжкие, но и милость Божия к претерпевшим будет особенная. Так в «Отечнике», составленном еще Игнатием Брянчаниновым, приводится разговор старцев: «Некогда святые отцы Египетского скита пророчески беседовали о последнем роде христиан. «Что сделали мы? — говорили они. Великий Авва Исхирион отвечал: «Мы исполнили заповеди Божий». Затем спросили: «Что сделают те, которые будут после нас?» «Они, — сказал Авва, — будут иметь делание вполовину против нас». Тогда спросили его: «А что сделают те, которые будут после них?» Авва Исхирион ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания: но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших».

Протоиерей Александр Билокур: «Я знал игуменью Елецкого Черниговского монастыря – матушку Амвросию, келейницу преп. Лаврентия Черниговского. У нее хранилась тетрадь с жизнеописанием, поучениями и наставления батюшки Лаврентия, которая имела объем стандартной тетради. Через время, когда произошла канонизация преподобного, начали издаваться книги с т.н. «предсказаниями» и «пророчествами» старца. С каждым годом объем этих книг увеличился, и матушка Амвросия только удивлялась, откуда берутся эти «богословские труды».

Не секрет, о многих старцах и старицах недавнего времени не сохранилось тщательно задокументированных сведений. Так, авторы книги «Схимонахиня Нила» сами подчёркивают, что не удалось найти никаких архивных материалов по большим периодам жизни подвижницы. Отсюда столь характерное построение жизнеописания: исключительно со слов схимонахини, причём в пересказе тех, кто эти воспоминания слышал. Что же касается высказываний пророческого, или предсказательный характер, здесь имеет место только частное мнение отдельного лица, в данном случае схимонахини, имевшей авторитет среди тех, кто обращался.

Представим себе, что Церковь сделает частью эсхатологического учения слова схимонахини Нилы, что женщины, носящие брюки, во время будущей войны будут мобилизованы в армию. Очевидно, что этому высказыванию лучше так и оставаться частным мнением покойной схимонахини, но никак не общецерковным учением, поскольку Церковь и Священное Писание ничего не говорят против ношения брюк, но о том, что одежда должна соответствовать полу, например, чтобы мужчины одевались в мужское платье, а женщины в женское. Но женщины и носят женские брюки, а вовсе не мужские.

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Апокалипсис (Откровение апостола Иоанна Богослова) — книга таинственная. «Сколько в ней слов, столько и тайн», — говорил святитель Василий Великий. Немногие из Святых отцов решались толковать эту новозаветную библейскую книгу, так как дать сколько-нибудь точное объяснение пророчеств о вещах еще не совершившихся было крайне затруднительно.

Однако при толковании Апокалипсиса Святые отцы всегда замечали, что полное раскрытие его образов станет возможным тогда, когда будут совершаться те самые события, о которых в нем идет речь.

Свидетельство Апокалипсиса не единственное, и понимать Откровение Иоанна Богослова нужно в контексте Предания Церкви.

«Се, иду как тать, — говорит Господь в Апокалипсисе, — блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16, 15).

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В заключение уместным будет привести слова Святителя Игнатия Брянчанинова: «Не желающим знать правду – события возвестят!».

«Чем глубже наша собственная духовная жизнь, — говорил о толковании Апокалипсиса выдающийся православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз; †1982), — тем глубже будет наше понимание таких книг».

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 5 дней

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 367Регистрация: 30-12-2019