Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Грешнику говорит Бог: «Изобличу тебя и представлю перед глазами твоими грехи твои» (Пс. 49:21). Думал ты, что никто тебя не видел, когда ты творил дела беззакония. Но Я видел, как ты нарушал Мой закон, и представлю перед тобой беззакония твои (Насадивший ухо не услышит  лии образовавший глаз не увидит ли?). Ты творил их тайно, но Я изобличу тебя перед всем миром, Ангелами и людьми. Тогда ты узнаешь, грешник, что Я все видел, что бы ты ни делал, начинал и замышлял в сердце своем. Укрываешься ты от людей, но от Меня нигде укрыться не можешь. (свт. Тихон Задонский)

СУДНЫЙ ДЕНЬ

Придет некогда день, последний день для всего рода человеческого (Ин. 6: 39); как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века и мира (Мф. 13: 39), как бывает день смерти человека, — придет день, установленный Богом, «в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17: 31), т.е., суд всеобщий и решительный. Этот день потому и называется в Писании днем судным (Мф. 11: 22 и 24); днем суда (2 Петр.3:7); днем гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2:5); днем Сына Человеческого (Лк. 17: 22); днем Господним (2 Пет. 3: 10); днем Христовым (2 Фес. 2:2); днем Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1: 14) потому что Господь Иисус Христос явится на землю уже во славе Своей, чтобы судить живых и мертвых; днем великим (Деян. 2: 21; Иуд.6), по тем великим событиям, которые тогда совершатся.

«Страшно пришествие Христа во славе, страшно увидеть, как небо внезапно раздирается, земля изменяет вид, мертвые восстают. Земля возвращает тело человеческое, каким приняла его, хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы,– не оказывается недостатка даже в волосе человеческом перед Судиею, потому что каждого предлагает Бог в нетление. Все приемлют тело, сообразное делам своим: тело праведных сияет в семь раз ярче солнечного света, а тела грешников оказываются темными и исполненными нечистоты; тело каждого проявляет дела его, потому что каждый из нас носит свои дела в собственном теле». (Ефрем Сирин)

Тогда дела каждого по порядку будут прочтены и объявлены перед Ангелами и людьми. Тогда исполнится пророчество Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10). Велик будет, братия, страх в час, когда откроются эти страшные книги, где написаны и дела наши, и слова наши, и что сделали мы в этой жизни, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы! Там написаны всякий поступок и всякое помышление человеческое, все хорошее и плохое… Тогда все, склонив головы, увидят стоящих перед судилищем и допрашиваемых, особенно же тех, которые жили в нерадении. И видя это, еще ниже опустят головы и станут размышлять о делах своих; и каждый увидит перед собой собственные дела свои – и хорошие и плохие, какие кто прежде сделал.

Второе пришествие на землю Господа Иисуса Христа есть догмат православия и содержится в седьмом члене Символа Веры. В этом же члене изложен и догмат будущего Страшного суда Божьего над человечеством за его земную жизнь, за его дела.

Иисус Христос учит: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… дал Ему власть производить суд»(Ин. 5: 22 и 27); и в другом месте говорит: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16: 27). И апостолы проповедывали о суде: «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17: 31); «Се идет Господь со тьмами Святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах» (Иуд. 14: 15); апостол Павел многократно свидетельствует о всеобщем, окончательном суде, и, наконец, о том же пишет Иоанн Богослов (Откр. 20: 11-15)

СУД НАД ХРИСТИАНАМИ

Суд над христианами произведет Сам Иисус Христос; судимы будут верующие по своим делам, а потому дела наши нас осудят или оправдают. Последователей Своих, Иисус Христос называет Своими братьями, как близких Ему по духу, по расположению и по страданиям: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 50).

Рай представит на место суда своих небожителей – праведные души, а ад своих мертвецов – души грешников, и последует соединение душ с их телами. Потом произнесется роковой приговор праведным и грешным, и получит каждый полное свое воздаяние по делам земной жизни.

«Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»(Мф. 19: 28). Здесь престолы апостольские не означают их тронов, но прежде всего славу и честь, которыми они будут почтены преимущественно перед всеми, когда станут вместе с Господом царствовать и участвовать в славе. Судить всех будет Мессия, которому одному дал Бог весь суд (Ин 5: 22); но Господь говорит, что и апостолы будут судить – в том смысле, в каком и все верующие, участники славы и господства Мессии, будут и соучастниками в суде над миром, о чем потом писал и апостол Павел: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор.6: 2)

Об этом признании Иисусом Христом Своих верных рабов братьями свидетельствует и апостол Павел: «Ибо и освящающий, и освещаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим» (Евр. 2: 11, 12). Все, сделанное нами для ближних, Господь относит к Себе и награждает как бы за сделанное Ему Самому: «Мне сотворите», или: «Принимающий вас, принимает Меня»…

К христианам-грешникам, стоящим по левую сторону, Господь скажет: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25: 41), — за то, что вы не имели живой веры и деятельной любви. Спаситель в речи, обращенной к праведным и к осужденным, ничего уже не говорит о вере, потому что вера здесь показывается делами. Следовательно, дела веры одних оправдывают, а других осуждают. Дела любви и милосердия оправдывают стоящих по правую сторону суда, а отсутствие этих дел осуждает на вечный огонь стоящих по левую сторону.

Верующие спасенные будут явным обличением для неверующих, будут уликою, судом и осуждением за неверие их. «Они (т.е. ученики Христовы) будут вам (неверующим иудеям) судьями».

СУД БОЖИЙ — НЕ СУДЫ ЛЮДСКИЕ

Прообраз Страшного Суда есть и на земле: наша земная судебная система, пусть и коррупционная, несовершенная, основанная исключительно на земных законах, где глава суда — судья, имеющий власть над чужими судьбами, независимый в принятии решений, подчиняющийся высшим законодательным актам, и есть лишь примитивный пример того правосудия, которое ожидает человечество в Судный день.

ВЕТХОЗАВЕТНОЕ УПОМИНАНИЕ СТРАШНОГО СУДА

У Екклесиаста читаем: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего… только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).

Пророк Иоиль также упоминает «день Господень», имея в виду пришествие Бога с Судом над человечеством: «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил.2:31).

В Книге Даниила Бог также предстает как Верховный Судья, Председатель над судьями: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями… тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10).

Книга Еноха  — один из наиболее значимых апокрифов Ветхого Завета. На данную книгу ссылается апостол Иуда в своём послании. Енох – ветхозаветный патриарх допотопных времен, прадед Ноя. Почитается как основатель письменности. Он был первым человеком, которого Бог взял на Небо. Согласно пророчествам, он вернется на Землю во времена антихриста.

ВИДЕНИЕ ЕНОХА

«И вот нашел на меня сон, и напало на меня видение; и я видел видение Суда, которое я должен был возвестить сынам неба и сделать им порицание. <…> И видение мне явилось таким образом: вот тучи звали меня в видении и облако звало меня; движение звезд и молний гнало и влекло меня; и ветры в видении дали мне крылья и гнали меня. Они вознесли меня на небо, и я приблизился к одной стене, которая была устроена из кристалловых камней и окружена огненным пламенем; и она стала устрашать меня. И я вошел в огненное пламя и приблизился к великому дому, который был устроен из кристаловых камней; стены этого дома были подобны наборному полу из кристалловых камней, и почвою его был кристалл. Его крыша была подобна пути звезд и молний с огненными херувимами между нею и водным небом. Пылающий огонь окружал стены дома, и дверь его горела огнем. И я вступил в тот дом, который был горяч как огонь и холоден как лед; не было в нем ни веселия, ни жизни — страх покрыл меня, и трепет объял меня. И так как я был потрясен и трепетал, то упал на свое лицо; и я видел в видении. И вот там был другой дом, больший, нежели тот; все врата его стояли предо мной отворенными, и он был выстроен из огненного пламени. И во всем было так преизобильно: во славе, в великолепии и величии, что я не могу дать описания вам его величия и его славы. Почвою же дома был огонь, а поверх его была молния и путь звезд, и даже его крышею был пылающий огонь. И я взглянул и увидел в нем возвышенный престол; его вид был как иней, и вокруг него было как бы блистающее солнце и херувимские голоса. И из-под великого престола выходили реки пылающего огня, так что нельзя было смотреть на него. И Тот, Кто велик во славе, сидел на нем; одежда Его была блестящее, чем само солнце, и более чистого снега. Ни ангел не мог вступить сюда, ни смертный созерцать вид лица самого Славного и Величественного. Пламень пылающего огня был вокруг Него, и великий огонь находился пред Ним, и никто не мог к Нему приблизиться из тех, которые находились около Него: тьмы тем были пред Ним, но Он не нуждался в святом совете. И святые, которые были вблизи Его, не удалялись ни днем, ни ночью и никогда не отходили от Него».

Книга пророка Даниила (II век до н. э) (Дан. 12:2–13): «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда. <…> А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней».

НОВОЗАВЕТНОЕ

Евангелию от Матфея (Мф. 25:31–33): «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую».

Апокалипсис Иоанна Богослова (Откр. 20:11–21:4): «И я увидел великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежали земля и небо, и места не было им. Я увидел мертвых, великих и малых, стоящих перед престолом. И книги были раскрыты, и другая книга была раскрыта, которая есть книга жизни. И были судимы мертвые согласно написанному в книгах по делам своим. И отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, бывших в них, и они судимы были каждый по делам своим. И смерть, и ад были брошены в озеро огненное. Это смерть вторая. Если кто не был найден записанным в книге жизни, он был брошен в озеро огненное. И я увидел небо новое и землю новую, ибо прежнее небо и прежняя земля ушли, и моря уже нет. И я увидел город святой, Новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный словно невеста, украшенная для мужа своего. И я услышал голос великий, от престола говорящий: вот скиния Божия с людьми, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народами, и сам Бог будет с ними и отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни скорби, ни крика, ни боли уже не будет, потому что прежнее ушло».

ПОЧЕМУ СТРАШНЫЙ СУД НАЗЫВАЕТСЯ СТРАШНЫМ?

Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным (Иоил.2:31).

Страшный суд после смерти называется так не от того, что Бог предстанет перед людьми в ужасающем обличии, он, наоборот, будет окружен блеском своей славы и величия, что у многих вызовет страх. Название «страшный» связано с тем, что в этот день грешники будут трепетать из-за того, что все их грехи будут обнародованы и за них придется отвечать.

Страшный Суд — событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до Страшного суда?

После того, как в теле прекращаются биологические процессы, духовная составляющая человеческой природы — бессмертная душа — отделяется от него и покидает земной мир. Над ней совершается частный суд — она предстает перед Богом и держит перед Ним ответ. В результате души переходят в состояние «ожидания» — либо вечного блаженства, либо вечных мук.

Это говорит о том, что к живущим на земле человекам умершие родственники не приходят — потому что находятся в состоянии «ожидания», откуда доступ к живым невозможен. Это лишний раз нам напоминает Евангельская притча О богатом и Лазаре: «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк.16:19-31).

КОГДА ПРОИЗОЙДЕТ СТРАШНЫЙ СУД?

Страшный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа (при этом мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся (1Кор.15:51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф.25:31-46, 2Кор.5:10), словам (Мф.12:36) и помышлениям.

КОНЕЦ ВЕКА — МИРА

После суда последует конец мира, кончина века. Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: «Жатва есть кончина века, а жнецы – суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сожигают; так будет при кончине века сего» (Мк. 13: 39-40). Не следует понимать под этим словом – конец – уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится – как не уничтожится человек, изменяясь и превращаясь из состояния тленного в нетленное, из смертного в бессмертное.

С изменением человека последует новое устроение мира, соответственно наступающему новому порядку в царстве Христовом. Изменение мира будет произведено огнем, по свидетельству слова Божия. Так, апостол Петр говорит: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, рушатся. земля и все дела на ней растают» (2 Пет. 3: 7, 10, 12).

Вот свидетельства слова Божьего о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира писал так: «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их» (Пс. 101: 26-27).

ЧТО БУДЕТ С ТЕЛОМ ПОСЛЕ СУДА?

Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком — как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. После суда тело постигнет та же участь, что и душу — праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.

ВЕЧНОЕ ВОЗДАЯНИЕ

Господь Иисус Христос сказал о всеобщем воскресении: «…наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». (Ин.  5, 28-29)

Св. Иоанн Дамаскин пишет: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (Точное изложение православной веры).

Апостол Павел о суде над невидимой, тайной душевной деятельностью пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда каждому будет позвала от Бога» (1 Кор. 4:5). Итак, на суде каждый человек отдаст строгий и полнейший отчет за всю свою деятельность, как за внутреннюю, духовную (Мф. 12: 36), так и за видимую, внешнюю, т.е. за все слова и дела воздаст Господь каждому (Рим 2: 6; 2 Кор. 5: 10).

«СЕ, ГРЯДУ СКОРО»

«…Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. » (Откр. 22:11-13).

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

Автор публикации

не в сети 5 дней

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 358Регистрация: 30-12-2019