Для начала давайте разберемся для чего необходим верующему Рождественский пост?
Ответ —  Рождественский пост установлен для того, чтобы христиане ко дню Рождества  Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом.

«ГОСПОДИ, НАСТАЛ ПОСТ, А ЗАЧЕМ ОН — МНЕ?»

Заповедь поста является первой, что дано первозданному человеку в Эдеме. Человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в повседневной жизни находятся в угнетенном, подавленном состоянии — властвует тело над душой с его потребностями, привычками, удовольствиями. Для того, чтобы дать духу свободу в устремлении к Богу, необходимо «утеснить» свою плоть.

Рождество для верующих — это завершение Ветхого Завета и начало Нового Завета. Это то, чего ожидали ветхозаветные праведники, и еврейский народ, сохранившие веру в истинного Бога. Это событие, изменившее судьбу человеческого рода, начало спасения.

Ветхозаветные верующие опытно усвоили — обильная животная пища и гастрономические удовольствия мешают не только умственной, но и духовной составляющей, расслабляют тело, делают человека невосприимчивым к духовным материям. Плоть начинает властвовать над духом, подавлять духовное, в человеке берет верх животное начало. Для пробуждения духа и обуздания плотских страстей был введен пост — сознательное ограничение себя в еде, напитках и житейских удовольствиях.

НУЖЕН ЛИ БОГУ ПОСТ?

Нет, не нужен. Пост нужен человеку, поэтому каждый христианин сам решает — поститься или нет, при этом не забывает, что в библейские времена верующие соблюдали пост — тем самым через воздержание приносили Богу раскаяние в грехах, и обретали благосклонность Божию.

И ЕЩЕ:

Каждый водитель по опыту знает, что после пробега километража, автомобилю требуется диагностика, в том числе замена масла. Если этого не делать, последствия могут быть плачевными. Внутри мотора появляется коррозия, ухудшается отвод тепла, уменьшается трение, так же плохо удаляется нагар и другие отложения, появляется закаксовка, на внутренних поверхностях мотора образуются маслянистые отложения, которые, в конечном счете, забивают каналы, что и приводит к выходу из строя. Потребуется дорогостоящий капитальный ремонт силового агрегата. Человек — тот же двигатель, более совершенный. Для наведения порядка в организме, требуется время постных дней в году, чтобы сам организм произвел внутреннюю чистку от всего лишнего и зашлакованного. Если этого не делать, тело начинает преждевременно стариться, внутренние органы болеть, сам человек хиреть. Наши бабушки прожили в среднем 100 лет, питались постной едой в годы лихолетья.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Рождественский пост возник на заре христианства. Впервые о нем упоминается в IV ст. в писаниях Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского и Филастрия. Веком позже о нем говорится в трудах святителя Льва I Великого Римского.

Изначально продолжительность Рождественского поста составляла 7 дней. С 1166 года содействием патриарха Луки Хрисоверга продолжительность поста увеличилось до 40 дней. Эту реформу не приняла Армянская апостольская церковь – ее прихожане держат пост с 30 декабря по 5 января.

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы на растительной пище постного времени наши тела прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда».

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МОНАШЕСКОГО ПОСТА ОТ МИРСКОГО

В чинопоследовании монашеского пострига игумен первым делом спрашивает постригаемого: «Что пришел еси…?» И тот отвечает: «Желая жития постнического, честный отче», подтверждая, что первая цель, ради которой монах принимает постриг – жизнь в непрестанном посте. По этой причине монахи не вкушают мясо, заменяя рыбой. Пост такого монаха протекает намного легче поста монаха. В скоромные дни обязательное двухразовое питание, плюс можно пополдничать — попить чайку.

Мирянин обременный семейными узами, работая как загнанная лошадь, обременный кредитами, при этом часто рацион питания такого работяги перековеркан до неузнаваемости. Утром завтрак на бегу, в обед перекусы бутерами, вечером — чем жена покормит. Основа рациона мужчины — мясо, или все то, что из него.

Начало поста для мирянина, словно восхождение на эшафот. Редко в какой семье все верующие, чаще только один. В этом сложность начинания поста такого мирянина, делать усилия над собой, ограничивая желания, когда на кухне готовится скоромная еда. В Пятерках, Магнитах, и других продовольственных отделах магазинов гастрономические полки ломятся от ассортимента, а ты в это время на постном питании. Монашество и рядом не стояло.

Начало монашеского поста легче, монах уже постник. Помню, когда служил в армии, ели мы там то, что давали и никто не роптал. Так и в монастыре, монах втягивается в режим питания, с годами еда у него уходит на второй план, тело смиряется, дух обновляется.

Поэтому не монахи не монахи должны наставлять, а те миряне, за плечами которых многолетний опыт постов. Такой мирянин порекомендует вначале неофиту отказаться от малого, допустим от мяса, остальное вкушать. Следующим продолжительным постом ограничить мясные и молочные, рыбу есть все дни поста. Каждым постом в чем то понемногу себя ограничивать и пост постепенно начнет приносить видимую пользу, а не страдания мученика.

НОВЫЙ ГОД

Наверное, каждый, кто хотя бы раз попытался соблюдать дни Рождественского поста в соответствии с церковным Уставом, задумывался: а как быть с новогодними праздниками? Ведь у большинства даже воцерковлённых христиан родные и близкие, для которых Новый год – любимый семейный праздник, отказываться от которого не собираются. Как и от ставших «традиционными» салата оливье, селёдки под шубой, шампанского, абхазских мандаринов и новогодней ёлки. Пусть искусственной, но создающей праздничный уют и тёплую ностальгию по детству с ожиданием подарков от Деда Мороза и Снегурочки.

ИСТОРИЯ

Вплоть до реформ Петра I никаких празднований 1 января не было. И только царь Пётр Алексеевич, одной из своих первых реформ введший гражданское летосчисление не «от Адама», а на западный манер от Рождества Христова, постановил в сей день всем «рядиться, напиваться, горланить песни и гадать». При этом, как замечал царь Пётр, должны было веселиться «рьяно», поелику кто имел «кислую мину», был бит батогами. Православной Церкви это, конечно, не нравилось, но возвысить голос против Царя решались не многие.

После смерти Петра I новогодние празднования перестали быть официальными, но постепенно к началу XX века рождественско-новогодние торжества стали единым целым. Революция 1917 года сломала старые устои. Сначала календарная реформа перекинула Новый год на время Рождественского поста, а с конца 1920-х большевики вовсе отменили празднование как Рождества Христова.

С 1948 года 1 января стало официальным выходным днём. Вернулся и Дед Мороз, который в Российской Империи появился поздно и опять-таки по аналогии с западным Санта-Клаусом (в XIX веке Деда Мороза пытались называть «Святым Николаем», однако эта традиция не прижилась).
Образ Снегурочки как неизменной спутницы Деда Мороза – чисто советский, сталинский. До Нового 1937 года её не было. В январе 1937-го на новогодней ёлке в Московском Доме Союзов эти два сказочных персонажа появились вместе. И с тех пор уже не расставались.

КОНСТИТУЦИЯ – ЗАКОН, ПО НЕМУ МЫ ВСЕ ЖИВЕМ!

Стоит ли верующему человеку отмечать Новый год, который приходится на время Рождественского поста? В храмах каждый год батюшке задается один и тот же вопрос — как быть с питанием в Новогоднюю ночь?

Ответ очевиден — праздник государственный,в первой статье Конституции России закреплено — Россияне живут в демократическом федеративном правовом государстве. Поэтому Новый Год отмечаем, но при этом продолжаем подготовку к Рождеству Христова — «Богу Божие, кесарю кесарево».

За годы воцерковления (более 20 лет) в моей семье выработался механизм накрытия праздничного стола.  За спиной верующего 33 дня Рождественского Поста (с 28 ноября), по моему, некое послабление телесного поста в эту ночь христианину не навредит. Каждый год в восемь вечера собираемся все вместе за столом — зять, дочка, внучки, сваха и поздравляем друг друга с наступающим Новым Годом. В этот вечер делаю себе поблажки — выпью в меру вина, бутерброды с икрой и рыбой, кальмары, не откажусь от рыбы (жареной, вареной, тушеной, селедки, и.т.д.). Ближе к полуночи разъезжаемся по своим домам, чтобы там дождаться боя курантов. В полночь, когда начнут бить куранты, надо у Господа попросить прощение за грехи прошлого года, перекреститься и с окончанием боя курантов, поблагодарить Господа за прошедший год и за наступающий — Слава Боже Тебе за все! — 3 раза, после чего приложиться к спиртному (если есть к тому есть желание). Примерно через полчаса ухожу спать, чтобы с утра успеть на службу.

О ГРУБОМ СУЕВЕРИИ, УТРАТЕ ИСТИННОГО ХРИСТИАНСТВА, И ПРИВЕРЖЕННОСТИ К ВНЕШНЕЙ ФОРМЕ РУССКОГО НАРОДА

Письмо твое, Любезнейшая Сестра, от 12-го Ноября я получил, и, хотя писал на прошедшей почте, — пишу и на нынешней, чтоб доставить тебе при твоем лечении и совершенном уединении какое нибудь развлечение…
Непременно кушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими нацио­нальными дебелостями, оцеживающими комара и пожираю­щими верблюда. В России, — потому что христианской; верой занимаются очень поверхностно и грубо, идут к познанию Христа семинарией и академией, которых Хрис­тос не установил, а оставили очищение себя святыми подвигами, которое Христос установил и заповедал, — пребывают вне истинных, живых понятий о вере Христовой. — Какое Христианское образование найдем в России? В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привя­занность ко всему вещественному, к форме, — от чего родились расколы; — недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток в обществе образованном: к нему присоединяется небрежение к форме, странно-соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. — Вы встречаете человека образованного нынешним образовани­ем, заимствованным из развращенной Европы, умеющего расшаркаться, извернуться, быть ловким на бале, в дипло­матическом салоне, имеющего о всех предметах кое-какой, свой, по большей части бестолковый толк; — Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадцатым за стол, — чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, — оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом — две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеве­рие! Где ж вера чистая, святая? — Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом. Вера, святая вера! Вера — око, которым один ум человеческий может усмотреть и зреть Святую Истину!… Шествие ея по пути узкому и прискорбному, ведущему в живот, по пути, почти безлюд­ному, шествуемому весьма немногими. Ведет человека по этому пути Евангелие. — Подробное изучение веры Хри­стианской и всего, ведущего к точному познанию Христова учения содержит в себе разрешение множества недоумений, рожденных неверием и суеверием. Церковная история сохра­нила нам следующее событие времен первых христианства. На острове Кипре был великой Святости Епископ Спиридон Тримифунтский, живший в конце третьяго и начало четвертаго столетия, присутствовавший на первом Никейском Соборе, муж, совершивший великия знамения. В Четьих Минеях есть житие его (см. первыя числа Декабря).
На первой недели Великаго Поста, в пятницу пришел к нему странник Христианин. При Епископе жила дочь его. Епископ говорит дочери: «Нет ли у нас угостить стран­ника?» Дочь ответила: «Отец мой! Ты не вкушаешь ничего в эту неделю, и я стараюсь подражать тебе: поэтому у нас нет никакой пищи приготовленной; а есть от мясоеду остаток свиных мяс». Епископ говорит: «Поставь это мясо на стол и приготовь нам трапезу». Дочь исполнила приказание отца; угодник Божий пригласил к столу своего гостя и сам сел с ним, чтоб кушать. Странник сказал: «Я — христианин, — и не ем мясного в Великий пост». Епископ отвечал ему: «Потому-то что ты Христианин, а не жид, — и должен ты есть: мы воздерживаемся от мяса не потому, чтоб оне были нечисты, или чтоб в этом была какая добродетель, как воздерживаются от них жиды, но чтоб телеса наши не отягчились объядением и пьянством».

— Эта повесть — в одной из драгоценных книг моих, в которых много интерес­нейших и полезнейших событий и преданий первенствующей Христовой Церкви.

Как древние христиане ставили превыше всего Евангель­скую заповедь, а по ней уже чтили и Церковное предание!

Преподобный Кассиан, отец 4-го века, странствуя по Египту, пришел в постный день к некоторому святому пустынножителю. Пустынножитель представил ему трапезу с некоторым отступлением от постного строго устава. — Уходя от старца, св. Кассиан спросил его: «Почему иноки в Египте разрешают пост для посетителей, между тем как иноки Сирии этого не делают?» (Иноки Египетские, а между иноками Египетскими, иноки Скита почитались, — и справедливо, — возвышеннейшими по святости и духов­ному разуму иноками во всем мире). Пустынножитель отвечал: «Пост — мое; когда захочу, могу его иметь; а принимая братьев и отцов, приемлем Христа, Который сказал: «Приемляй вас. Мене приемлет, — и: не могут сыново брачный поститися дондеже с ними Жених. Егда же отыдет Жених, тогда постятся». Вот истинное понятие о учении Христовом!… (свт. Игнатий Брянчанинов)

автор: Виктор Шипилов

Автор публикации

не в сети 4 дня

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 367Регистрация: 30-12-2019