Для многих людей смерть — это что-то вроде сна без сновидений. Типа, закрыл глаза, заснул, и ничего больше там нет, в том потустороннем мире, лишь одна Тьма. Смерть не такая, какой многие себе ее представляют. Всем нам в час смерти придется увидеть и пережить многое, к чему мы не подготовлены.

Молодость не думает о смерти, в зрелом возрасте, начинают задумываться. Лишь старость напоминает о неизбежном. У пожилых людей в глубине души формируется ощущение неизбежного и смутная тревога приближающейся расплаты за содеянное земной жизни.

Каждому из нас, независимо от возраста, по временам приходят в голову беспокойные мысли: «А что, если это не так? А что, если смерть это не конец, и после смерти тела окажусь в совершенно новых условиях, сохранив способность видеть, слышать и чувствовать?» И самое главное: «А что, если наше будущее за порогом смерти в какой-то мере зависит от того, как мы прожили нашу жизнь и какими мы были до того, как перешагнули смертный порог?»

У «КОНЦА ЖИЗНИ» ЕСТЬ ЧЕТКИЕ ПРИЗНАКИ

Человек перед смертью всегда знает, что уходит. Он чувствует это по состоянию своего тела, даже если не говорит об этом вслух. Обычно тихо готовится к уходу, и родные, которые не принимают уход, мешают.

Наталья Савва, медицинский директор хосписа «Дом Фрупполо»:

«У больных существует стадия, которая называется «конец жизни». Она длится у каждого по-разному в пределах нескольких недель, но чаще примерно 72 часа. Состояние умирающего прогрессивно ухудшается каждый день или час, появляются отеки, одышка, ребенок или взрослый все реже мочится, отказывается от еды и воды».

Достоевский в дневнике своем рассказывает о том, что случилось с ним, когда он, приговоренный к смерти, стоял перед казнью, — и смотрел вокруг себя в последний раз. Чудесный воздух, которым он дышал, прекрасен мир открывался его взору, голубое небо, птичий щебет наполнял эту чудесную картину, которая вскоре исчезнет. В голове застряла одна мысль:

Если бы мне даровали жизнь, ни одно мгновение ее я не потерял бы
ЖИЗНЬ ДОСТОЕВСКОМУ БЫЛА ДАРОВАНА, — И СКОЛЬКО ИМ ЕЕ БЫЛО РАСТЕРЯНО!
ТАМ, ЗА ПОРОГОМ СМЕРТИ
«Я знал, что умираю, — рассказывал больной, — а ничего сделать не мог, чтобы сообщить об этом состоянии, так как меня никто не слышал… Я находился вне моего тела — я видел свое тело там, на столе в операционной. Моя душа вышла из тела. Засиял надо мной свет. Сперва он был несколько тусклым, а потом засветил ярким лучом. Я чувствовал от него тепло. Свет покрывал все, но не мешал мне видеть операционную, и докторов, и сестер, и все другое. Сперва я не понимал, что происходит, но потом голос из света спросил меня, готов ли я умереть. Он говорил, подобно человеку, но никого вокруг не было. Спрашивал именно Свет… Теперь Я понимаю, что Он знал, что я еще не готов к смерти. С того момента, когда Свет начал говорить, мне стало легко; я чувствовал себя в полной безопасности и что Он любит меня»
Когда в процессе умирания человек достигает своего критического изнеможения, он видит своего «двойника» — бездыханное тело — лежащим внизу. Эти неожиданные картины производят в вышедшей из тела души человека большой шок, потому что она (душа) впервые в своей жизни видит себя со стороны. Она (душа) обнаруживает в себе земные способности — видеть, слышать, мыслить, чувствовать и т.д. Оказавшись парящим в воздухе, душа человека инстинктивно пытается дать о себе знать: что-то сказать или дотронуться до кого-нибудь. К своему ужасу обнаруживает, что это невозможно: ни голоса никто не слышит, ни прикосновения никто не замечает. При этом обнаруживаются необыкновенные чувства облегчения, умиротворения и радости. Нет больше той части «я», которая страдала, чего-то требовала и все время на что-то жаловалась. Почувствовав такое облегчение душа умершего не желает возвращения в свое тело.
Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных медицинских учреждениях. Поэтому существует различие между рассказами о загробном мире в древней, более традиционной, и в современной литературе. Религиозные книги более старого времени, повествуя о явлении душ умерших, рассказывают о виденном в раю или в аду и о встречах в том мире с ангелами или демонами. Эти повествования можно назвать описаниями «дальнего космоса», поскольку они содержат картины отдаленного от нас духовного мира.
Современные рассказы, записанные врачами-реаниматорами, напротив, описывают преимущественно картины «ближнего космоса» — первые впечатления души, только вышедшей из тела. Они интересны тем, что дополняют первые и дают нам возможность полнее понять, что ожидает каждого из нас. Среднее положение занимает описание К.Икскуля, опубликованное архиепископом Никоном в «Троицких Листках» в 1916 году под названием «Невероятное для многих, но истинное происшествие», которое охватывает оба мира — ближний и дальний (в 1959 году Свято-Троицкий монастырь переиздал это описание отдельной брошюрой).

 О моменте разлучения души с телом Господь говорит как о «вкушении смерти» (Мф. 16, 28; Мк. 9, 1; Лк. 9, 27), указывая этим на особые, неизвестные для нас переживания в минуты расставания души и тела. Смерть есть великое и страшное таинство.

ЕЩЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ УЧИЛИ: «Memento mori», то есть «ПОМНИ О СМЕРТИ».

Современное общество, при всеобщем достатке, не желает мириться и признавать фактор присутствия смерти — смерть это конец их мечтам, планам, к чему привык человек в течение земной жизни. Молодые полны сил и здоровья, в их понимании смерть это что то далекое и абстрактное. Бежит такой человек по жизни год за годом, в суете проблем не заметив, как умер. Был человек и нет человека. Память о нем остается лишь в сердцах его близких — жены, детей, матери. Остальным (тем же соседям) до него мало дела.

«В маленьких городках или в деревне сохраняется еще традиция хоронить всем миром. Дети присутствуют на похоронах, слышат разговоры взрослых — тот умер, или этот скоро умрет, и воспринимают смерть как естественную вещь, часть вечного круговорота, — говорит юнгианский аналитик Станислав Раевский.

— А в крупном городе смерти будто нет. Здесь не увидишь похоронную процессию во дворе, не услышишь похоронного оркестра, как это было лет 25–30 назад, если кто и умер, приедет катафалк, тихо загрузят и увезут в последний путь, соседи даже не заметят, или не обратят на это внимание.

СТРАХ СМЕРТИ

Чувство страха — естественная реакция человека на опасность. Задумываясь о смерти, люди испытывают сильный страх неминуемости. Смерть одновременно неизбежна и неизвестна, а потому формирует закономерное стремление избегать ее. Не думать о ней, не говорить, не обсуждать с друзьями и близкими, просто не придавать значения — так спокойнее жить, и это ненормально.

Человеку, отрицающему существование Бога, труднее всего преодолеть страх неминуемой смерти. Поэтому страх смерти неверующие люди стараются загнать внутрь себя и не вспоминать о смерти. Причина страха — неизвестность за чертой смерти. Упоминания о похоронах, кладбище, приводят таких людей к приступу паники. Попробуйте поднять эту тему в коллективе — поймете насколько агрессивными становятся люди при слове — смерть.

Великие философы древности, включая Платона и Сократа, верили в бессмертие. Платон учил: «Душа человека бессмертна. Все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни».

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК УЗНАЕТ О СМЕРТЕЛЬНОМ ДИАГНОЗЕ

— Шок от столкновения со смертью лицом к лицу оказывает на людей эффект, называемый «экзистенциальной пощечиной», — говорит Несса Койл, медсестра и один из пионеров паллиативной медицины. — Эмоциональное потрясение от соприкосновения с новой реальностью оказываются острее физических последствий болезни. Вся ваша прежняя жизнь заканчивается. Это все равно, что на полной скорости налететь на каменную стену.

Смерть во все века несла отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия. Преждевременной гибели нет. Если присмотреться к обстоятельствам жизни умершего, становится понятно — смерть приходит строго в отведенное ей вовремя. Неверующие люди смерти страшатся. Страх смерти загоняется глубоко в себя, для них смерть — неизвестность. Причина банальна, привязанность к земной жизни, страшит своей неизвестностью, ожидая человека за границей его смерти.

«Велик страх в час смерти, когда душа с ужасом и скорбью разлучается с телом, потому что в этот час душе предстанут дела ее, добрые и злые, сделанные ею днем и ночью. Ангелы поспешат исторгнуть ее, а душа, видя свои дела, боится выйти из тела. Душа грешника со страхом разлучается с телом, с трепетом идет предстоять бессмертному Судилищу. Принуждаемая же выйти из тела, глядя на дела свои, говорит со страхом: «Дайте мне хоть один час сроку…» Дела же ее, собравшись вместе, отвечают душе: «Ты нас сделала, с тобой мы и пойдем к Богу». (Преподобный Ефрем Сирин)

Мама работала восемнадцать лет в сельской больнице санитаркой. За эти годы безошибочно научилась определять кто в эту ночь умрет, указывая на больном признаки по которым этот человек отойдет в вечность. Ошибок не было, смерть над умирающими стоит у изголовья, очертания лица человека заостряются, отечность и наличие пятен на ногах, руках. Первые признаки смерти – это изменение слуха, зрения и нормального ощущения происходящего вокруг.

Сам умирающий это понимает, и не желает умирать. И это закономерно, за нежеланием говорить о смерти, скрывается нежелание думать о смерти, поэтому умирающий не готов к тем последствиям вечной участи, которые последуют вслед смерти.

Несмотря на очевидность того, что умрем, живем словно бессмертные. Неверующие пожилые люди отодвигают мгновение смерти как можно дальше от себя. Они боятся этой темы, их пугает приближающееся неизвестность. Малейший сбой в организме вызывает панику, они не готовы к смерти, обходя эту тему в течение своей жизни. Умирать никому не хочется, хочется жить вечно, только смерть неизбежна и к ней надо готовиться в течение всей жизни.

ПРИЗНАКИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ СМЕРТИ

Перед приближающейся смертью, наблюдается феномен со зрачками. Глазное давление спадает и можно при нажатии увидеть как деформируется зрачок по типу кошачьего. Естественные признаки перед смертью больного – это нарушение терморегуляции и агония. Начинают сильно холодеть конечности. Организм пытается бороться за жизнь и старается поддержать работоспособность основных органов, тем самым обделяя конечности. Они могут бледнеть и становиться даже синюшными с венозными пятнами.Многие видят признаки наступающей смерти и в том, как пропадает нормальная реакция больного на окружающий мир. Он может становиться агрессивным, нервным или наоборот – очень пассивным.

Американский психолог Элизабет Кюблер-Росс выделяет пять стадий принятия смерти.

1. Отрицание. Человек не может поверить, что эта беда действительно с ним случилось. Но отрицание необходимо, оно помогает уменьшить чувство горя. Иначе оно способно раздавить даже самого сильного.

2. Гнев. Больной возмущен работой врачей, его раздражают здоровые люди. Гнев может распространяться на друзей, членов семьи… Найти виноватого, найти причину — это всегда отчасти помогает уменьшить боль.

3. Торг. Мы пытаемся заключить сделку с судьбой. Например: если я выздоровею, то остаток жизни буду помогать другим людям.

4. Депрессия. Потеря интереса к жизни это адекватная реакция на такие дурные вести. Мы пересматриваем свою жизнь, спрашиваем себя: стоит ли продолжать? Зачем?

Ожидание смерти мучительно, начинаешь осознавать, что стоишь на пороге того что не изведано и тебе предстоит сделать этот шаг либо по своей воле либо нет.

В ТАКИЕ МИНУТЫ НА ГРАНИЦЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ОТЧЕТЛИВА ВИДНА ГРАНЬ МЕЖДУ ВЕРУЮЩИМ И НЕВЕРУЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ

В последние часы перед смертью, у умирающего открываются духовные очи, которые вводят его в тот самый МИР ДУХОВ, который он отвергал всей сознательной жизнью своей — БОГА НЕТ. Кто присутствовал при смерти близкого человека, становился невольным свидетелем общения умирающего со своими ранее умершими родственниками, которые являются к нему за несколько часов до его смерти.

У нас на улице умерло за последние годы несколько соседей. Первым похоронили полковника запаса, обеспеченного человека. Рак охватил метастазами весь его организм. Со слов его жены, к умирающему соседу вначале пришел родственник, умерший 40 лет назад. Вслед умершие родственники. На смену им явились бесы, при виде которых умирающий пришел в неописуемый ужас. После общения с ними, сосед точно знал, что уезжает под землю формирующимся эшелоном. Всю сознательную жизнь являлся убежденным атеистом, отвергал существование Бога — умер ночью. В семь утра, выходя из дома на работу, обратился к умершему соседу с такими словами: «Павел, ты убедился теперь в том, что Бог существует?» После этих слов (к моему удивлению) сразу же из глаз обильно потекли слезы».

ПРАВЕДНЫЕ РАДУЮТСЯ СМЕРТИ КАК ПЕРЕХОДУ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ

Вторая соседка пожилая бабушка всю жизнь являлась верующим человеком.За несколько часов до смерти у нее открылись духовные очи, стала свидетелем ангелов и бесов. В последние минуты перед надвигающейся вечностью, повернулась к иконам и беззвучно молилась — страха перед надвигающейся смертью у нее не было, лишь долгожданное ожидание самой смерти. Со словами молитвы на устах отошла в вечность. В гробу лежал не умерший, а спящий человек. Это явное различие между грешником и верующим умершим.

Умер в прошлом году еще один сосед, отвергающий веру православную, высмеивающий священников, рассказывая небылицы о них. Жил обеспеченно, много пил, умер за рулем автомобиля – инфаркт. Когда приехал катафалк, команда из похоронной службы задала хозяевам вопрос – почему у покойника не видно в руках креста, будет ли отпевать священник? Близкие родственники растерялись, ситуацию замяли, накрыли крышкой, загрузили в катафалк и увезли. Участь данного покойника в вечности будет ужасна — «Смерть грешников люта не по причине тяжести телесных болей, ее сопровождающих, но по причине ея внезапности, неожиданности, по тому переходу от земного благоденствия к страшным, невообразимым вечным мукам, который вслед за смертию ожидает нераскаянного грешника»(свт. Игнатий Брянчанинов)


МОЯ МАМА УМИРАЛА ОТ РАКА

Рак — весьма тяжелое заболевание. Последняя или четвертая стадия рака характеризуется необратимым процессом, когда патологические элементы начинают быстро распространяться по организму, атакуя здоровые ткани и органы. Каждую ночь у мамы начинались дикие боли — вспоминать об этом страшно. Наступил последний земной день жизни моей мамы. Часа в два дня она вдруг (при закрытых глазах) стала радостно с кем то общаться. Не понимая что происходит, стал настойчиво звать маму, однако она на мои слова не реагировала. Потом у нее начались ужасные боли. Приехавший врач сказал — готовьтесь, смерть у изголовья. Ближе к вечеру мама стала умирать на моих глазах. Боль отступила, дыхание медленно начало угасало, грудь замедляла амплитуды движения, наконец наступил момент когда мама ушла в вечность.

СМЕРТЬ ГРЕШНИКОВ

Как живем, так и умираем. Человек, потративший  жизнь на поиски материальных благ и удовольствий, ни разу не подумавший ни о Боге, ни о собственной душе, счастья в жизни так и не находит. Уход такого человека, озлобленного на окружающих, труден, поэтому и умирает в отчаянии и страхе, цепляясь за жизнь.

Перед умирающим человеком в день кончины, открываются духовные очи. Это та завеса, спадающая с духовных очей, когда умирающий видит тот духовный мир, что незрим для живущих. Праведные, уходящие с мирным духом, видят светлое… иногда, при умирании праведников появляется свет, благоухающий аромат, воспринимаемый присутствующими…

А что видит человек, живший в свое удовольствие, преступавший духовные законы и изгнавший из жизни своей Бога? Кто его там будет ждать кроме духов злобы, с которыми еще при жизни вошел в невидимое, но тесное содружество? Они ждут исхода души, чтобы взять то, что принадлежит — заберут душу и ввергнут в надлежащее место.

РАССКАЗЫ ОЧЕВИДЦЕВ:

«Бабушка умирала от рака желудка в больнице, находясь в бессознательном состоянии. Мама ездила в больницу каждый день и плакала рядом. В последний раз увидела маму живой в момент, когда та очнулась и ясным голосом сказала: «Люба, не плачь, за мной уже пришли». И снова впала в забытье. Ночью бабушка умерла.

«Много лет работаю в больнице врачом-реаниматологом. Однажды поступила девушка в тяжелом состоянии. У нее многочисленные травмы головы, таза, рук и так далее. В полубреду потянув меня за рукав, широко открыла глаза, будто увидела ужасное. Все, что успел услышать, прежде чем сердце остановилось, было: «Помогите, они меня мучают».

«Когда бабушка умирала, рядом с кроватью находилась мама. Однажды слышала их разговор, в котором бабушка постоянно задавала один и тот же вопрос маме: «Почему они здесь?». Меня не на шутку это перепугало, но как после объяснила мама, это своеобразный переход из мира живых в мир мертвых».

У постели умирающего Александра Осипова, скандально отрекшегося от веры преподавателя Ленинградской Духовной Академии, дежурила секретарша, которая записывала его последние распоряжения, слова, вела дневник болезни. 4 октября 1967 года, за 3 недели до его смерти, она записала в Дневнике: «Невозможно смотреть на это издевательство смерти, нет слов записывать медленное угасание страстного борца, оратора, человека, вынесшего столько ударов жизни и не согнувшегося под ними. И вот единственной силе удается потеха над этим несгибающимся, неподдающимся Человеком. Как он боялся этого состояния! Он называл его – «идиотия». «Не хочу быть идиотиком!». Рассказывает бредово о галлюцинациях «страшных» и «обыкновенных». Говорит: «Я был там…».

Где там, задаемся вопросом, если Осипов ни в какое там не верил?..

Вольтер всю жизнь боролся с религией, с Богом. Однако последняя ночь его жизни была ужасной. Он умолял врача: «Заклинаю вас, помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на шесть месяцев, если же нет, то я пойду в ад и вы последуете туда же». Он хотел пригласить священника, но его свободомыслящие друзья не позволили это сделать. Вольтер умирая кричал: «Я покинут Богом и людьми. Я пойду в ад. О, Христос! О, Иисус Христос».
В ответ на предложение отречься от диавола Вольтер ответил: «Теперь не время наживать себе новых врагов».
Сестра милосердия, француженка, провела несколько часов при смертном одре Вольтера. Позднее ее пригласили помочь англичанину, который также был при смерти. Она сразу же спросила: «А этот англичанин – христианин?»
«О, да! – ответили ей, – он христианин, живет во страхе Божьем, но почему вы спрашиваете об этом?
Она ответила: «Сударь, я служила медсестрой у смертного одра Вольтера, и я вам говорю, что за все богатства Европы я не хочу видеть другого умирающего безбожника. Это было нечто ужасное».
Очевидно, что смерть Вольтера гораздо красноречивее, чем его жизнь, свидетельствует о существовании Бога.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Святитель Игнатий Брянчанинов оставил грозное предупреждение: «Смерть грешников люта не по причине тяжести телесных болей сопровождающих, но по причине ея внезапности, неожиданности, по тому переходу от земнаго благоденствия к страшным, невообразимым вечным мукам, который вслед за смертию ожидает не раскаяннаго грешника. Удивительно, как мир обольщает и ослепляет человеков. Не требующая доказательств истина, что все умрем. Но редкие из человеков являют из жизни своей знание этой истины; большая часть ведут себя так, как бы им никогда не умирать».

«Молодость – это приготовление к старости, жизнь – это приготовление к смерти»

Аминь! (автор: Виктор Шипилов)

 

Автор публикации

не в сети 10 часов

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 359Регистрация: 30-12-2019

Добавить комментарий