Наше время оскудело на духовных старцев — опытных делателей Иисусовой молитвы. Можно смело утверждать, что среди православных верующих встретить такого старца умного делания крайне затруднительно, можно сказать невозможно. Причиной тому происшедшая октябрьская революция 1917 года, во время которой к власти пришла партия большевиков. Положила начало советской власти, ликвидации капитализма и гонение на православие. К 1917 году в России насчитывалось 54 692 приходских храмов. Было 1025 монастырей. В составе приходского духовенства насчитывалось 51 105 священников и 15 035 диаконов. Во второй половине 1930-х годов на территории страны все монастыри были уничтожены. «В 1928 году закрыто было 534 церкви, а к 1929 – уже 1119 храмов. К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов».

Одновременно шло уничтожение священнослужителей. К 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900 из них.

Хрущевские гонения на Церковь – одна из мрачных страниц в нашей истории. Наступление Хрущева на церковь началось осенью 1958-года. Хрущев запретил колокольный звон, разрешенный Сталиным осенью 1941 года. Продолжилось уничтожение храмов, которые устояли в 1920–1930-е годы, когда в России  и Украине было закрыто множество церквей, остались единицы действующих по всей стране. Храмы не только закрывали, но и разрушали.  После 1961 года был введен учет и контроль всех таинств в церкви, то есть стало необходимо записывать паспортные данные: кто когда венчался, крестился и прочее.

Уцелевшие монахи в основе своей подались в Кавказские горы, где под духовным окормлением Глинских старцев, таких как митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин) и схиархимандрит Андроник (Лукаш), зародилось духовное старчество.

В ГОРАХ КАВКАЗА

В книге «ТАЙНА СПАСЕНИЯ» архимандрит Рафаил (Карелин), как непосредственный участник происходивших событий, описывает следующее: «В так называемой Малой Сванетии, в нескольких десятках километров от города, в районе озера Амткел, в горах, в дремучем лесу, где даже днем стоит полумрак, на Черной речке и на Барганах, жили пустынники. Они строили деревянные домики с несколькими кельями, расчищали лес и на образовавшейся поляне разводили огород (сажали преимущественно кукурузу и картошку); собирали в лесу ветки, распиливали упавшие стволы деревьев, так что топлива хватало для лютой зимы. Собирали ягоды и каштаны. Пищей составляли толченые сухари. Из белого хлеба благодетели пустынников сушили сухари, а затем толкли в ступе. Получалась как бы крупа. Можно было сварить несколько очищенных картофелин, затем бросить горсть толченых сухарей в кипящую воду, налить постного масла – и обед готов! На зиму сушили также шиповник и листья брусники, которые употребляли как чай. Жили пустынники или как скитяне – по три-четыре человека, или как отшельники».

В горах Кавказа, под духовным окормлением Глинских старцев, начала процветать Иисусова молитва, ставшая для отшельников — монахов обязательным ежедневным правилом, включающим в себя повторение восьмисловной Иисусовой молитвы не менее 11 часов в сутки.

Архимандрит Рафаил Карелин с нескрываемой любовью относился к Глинским старцам. Вот что он пишет дальше: «Отец Серафим (Романцев) считал главной целью приезда в Сухуми духовное окормление пустынников. Свой огромный опыт, молитвенный труд и, главное, отцовскую любовь он вложил в это духовное служение. В сопровождении нескольких спутников посещал пустынников, проходя среди зарослей, пересекая речки, поднимаясь и спускаясь по склонам гор, проделывая дорогу в несколько десятков километров. Этот труд совершал семидесятилетний старец. Пустынники приходили к нему в Сухуми по ночам: несмотря на то, что особых притеснений не испытывали, опасаться провокаций, неприятностей и даже высылки старца из города все же приходилось.

Зная многих пустынников, мы были свидетелями того, что те из них, кто находился под молитвенным покровом отца Серафима (Романцева) и слушался как наставника, шли ровным духовным путем. Послушание – это крылья монаха. Пустынники, имевшие духовными отцами опытных старцев, таких, как схиархимандрит Серафим, отличались рассудительностью и мирным устроением духа. А те, которые жили самовольно, начав духовный путь с непосильных подвигов, впадали в тяжелые искушения и теряли приобретенное годами труда.

Отец Серафим (Романцев) являлся опытным делателем Иисусовой молитвы. И послушание считал обязательным для нее условием. Старец научал, если человек упорным трудом стяжет навык к Иисусовой молитве, но не исцелит душу послушанием и не будет отсекать свою волю, то молитва, произносимая по привычке, окажется вовсе не той сокровенной, непрестанной молитвой, о которой писали подвижники, а всего лишь словами, так как гордый ум не может сочетаться с именем Иисуса Христа – этого непостижимого смирения.

Схиархимандрит Серафим (Романцев) предупреждал о том, что для стяжания Иисусовой молитвы необходима борьба со страстями: в чистом сердце молитва пробуждается сама собой. Древние святые пребывали в постоянной молитве благодаря простоте и незлобию. Старец внушал, что молитва не должна быть оторвана от жизни. Он предостерегал от искусственных приемов вхождения ума в сердце и учил, что Иисусову молитву, особенно вначале, на первых порах, надо произносить вслух самому себе, при этом сосредотачивать внимание на движении губ. Старец говорил, что молитва затем сама найдет место. Он считал полезным соединять Иисусову молитву с дыханием, когда молитва читается про себя.

Сам отец Серафим (Романцев) прошел многолетнюю тяжелую школу монастырского послушания, в последующем учился в «академии смирения» – в тюрьмах, ссылках и лагерях, приобрел опыт пустынножителя в степях Казахстана и горах Кавказа. Поэтому его можно назвать «доктором монашеских наук. Вот что он рекомендует: «Советую приобрести непрестанную молитву Иисусову. Старайся как можно чаще повторять великие святые слова: “Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного”. Имея при этом полное смирение и сокрушение о грехах своих, считая себя ниже и хуже любого человека, и тогда восчувствуешь такую радость на душе, что и описать невозможно».

По мысли другого глинского старца схиархимандрита Илиодора (Головницкого), молитва, как и любой подвиг, должна совершаться по благословению. “Келейное правило, назначенное от духовника или старца, считается выше, чем налагаемое по своеволию, ибо первое ограждено благословением и молитвою того, кто оное определяет, а последнее ничем”.

МИТРОПОЛИТ ЗИНОВИЙ

Еще в 20-е годы, после первого разгрома Глинской пустыни, по Промыслу Божию, в Грузию приехал один из глинских монахов – Зиновий (Мажуга). Он получил рукоположение в иеромонахи в Драндском монастыре, который тогда не был закрыт, затем жил в пустыне за Сухуми, около греческого села Георгиевка.

В 70-х годах этот глинский монах, в то время уже митрополит, Зиновий приехал из Тбилиси на несколько дней в Сухуми. О его приезде стало известно жителям Георгиевки. Некоторые из стариков знали его лично, а другие слышали о нем по рассказам. Они пришли к владыке Зиновию и просили его посетить Георгиевку. Владыка Зиновий согласился. По случаю его приезда в селе устроили праздник. На улицу вынесли столы и скамьи для трапезы. Греки приводили к нему своих детей, чтобы он благословлял их. Владыка Зиновий побывал на том месте, где раньше была его пустынька.

Владыка имел особенное молитвенное усердие к Божией Матери. На вопрос одного иеромонаха о том, что надо делать, чтобы остаться верным Христу и перенести все испытания, если вновь начнутся кровавые гонения на церковь, митрополит ответил: «Молись Божией Матери и как можно чаще читай “Богородице Дево, радуйся”. Кто читает эту молитву, того хранит Пресвятая Богородица. Я был в ссылке с одним епископом. От него требовали, чтобы он подписал бумагу о том, что он участвовал в заговоре против властей; там было указано еще несколько лиц. Его пытали во время допросов, но он выдержал пытки и не предал своих собратьев. Этот епископ рассказывал мне, что он непрестанно читал молитву “Богородице Дево, радуйся”, а по ночам – канон Одигитрии, который знал наизусть. Он говорил, что чувствовал боль, но как бы приглушенно, а затем терял сознание. Наконец, не добившись ничего, его оставили в покое».

После кончины митрополита Зиновия Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Шиолашвили) благословил похоронить его в храме. «Хорошо, что владыка не только духом, но и телом будет пребывать с нами»,– сказал при этом Патриарх.

На гробнице владыки Зиновия всегда лежат цветы как знак благодарной памяти паствы о своем наставнике и отце.

Из святых покойный митрополит особенно любил святителя Николая и советовал во всех скорбях и нуждах обращаться к нему, а если есть возможность, то как можно чаще читать акафист этому великому чудотворцу. Также любил он молиться мученику Иоанну Воину и преподобному Серафиму Саровскому. В последние годы своей жизни он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. О нем, как и о преподобном Серафиме, можно сказать словами тропаря: «От юности Христа возлюбил еси».

АРХИМАНДРИТ РАФАИЛ (КАРЕЛИН)

У сего дивного батюшки были серьезные духовные наставники, большинство из них причислены к лику святых — митрополит Зиновий (Мажуга), схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Парфений (Апциаури), преподобный Гавриил (Ургебадзе), преподобноисповедник Серафим (Романцев).

В период 1958 — 1973 гг. архимандрит Рафаил служил в Сухумо-Абхазской епархии, где произошли главные события его внутренней духовной жизни, о которых он писал в своих воспоминаниях в книге «На пути из времени в вечность». В сухумский период будущий архимандрит встретил первого духовного отца — глинского старца архимандрита Серафима (Романцева) (в 2010 году канонизированного), прославившегося особой духовной опытностью, чуткостью к людям и настоящей евангельской любовью. Серафим прославился также тем, что после закрытия Глинской пустыни в 1961 году, где служил 12 лет, в Киргизии жил в непрестанной молитве и сидением ему служил простой камень. Близко знаком отец Рафаил был также с митрополитом Тетрицкаройским Зиновием (Мажугой), канонизированным в 2010 году, известным любовью к Иисусовой молитве и сумевшим сочетать бурную административную деятельность с постоянной молитвой.

Из-за катаральной болезни горла архимандрит Рафаил не мог продолжать священническое служение в храме и для лечения возвратился в Тбилиси.

С 1975 по 1995гг. он преподавал в Тбилисской Духовной Семинарии, а затем в Духовной Академии славянский язык, аскетику, основное богословие и историю религий.

Архимандрит Рафаил (Карелин) монах с 1954 года (в 23 года), является опытным делателем Иисусовой молитвы, молится с 1955 года. Многие годы батюшка мистик молитвенного делания, сподобившийся высшего духовного языка общения с Богом — созерцания. Данная молитва (созерцания) открывается душе тогда, когда Иисусова молитва становится песней сердца. Если не очищенный от мирских образов и помыслов ум захочет понять ее сокровенный смысл, то он будет бродить вокруг крепостной стены, не зная, как проникнуть, будет стоять на берегу стремительно несущейся реки, где нет ни брода, ни моста.

Созерцательная молитва это сад, где цветут и благоухают дивные цветы, но этот сад заперт и опечатан. Войти в него может только тот, кто вошел в глубины сердца своего. Только в Иисусовой молитве начинают звучать струны сердца. Только через молитву становится невидимое видимым, а сокровенное — близким и родным, становится песней сердца.

Созерцательную молитву не может передать человеческий язык; слова оказываются не в состоянии вместить ее пламя, они как бы расплавляются и тают от него. Здесь раскрываются яркие и в то же время прозрачные образы, как будто мы стоим над черной бездной, где бурлит стремительный поток: мы слышим шум его волн, доносящийся до нас издалека, но струи их не видим.

В свои 90 лет батюшка Рафаил продолжает писать книги, на вырученные деньги строит православный храм. Кто близко знаком с ним, подтвердит мои слова — такой величины духовного старца, как архимандрит Рафаил ( Карелин) в современном православном мире ныне больше нет.

Вот адрес его официального сайта — http://karelin-r.ru/

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В возрождающихся монастырях и храмах РПЦ МП с 2000 года налаживались строевые службы, монастырские послушания, были живы духовные старцы, отсутствовал только интерес к возрождению внутреннего молитвенного делания. По этой причине в современных монастырях утрачено УМНОЕ ДЕЛАНИЕ. Живое руководство было в монашестве, в опытных тружениках «умного делания». Но само монашество оскудело изнутри, оскудело «умным деланием». К сожалению там остались одни старички, не познавшие в молитвенной практике внутренного перерождения Духом Святым.

Сегодня мы наблюдаем повсеместное умаление и оставление практики Иисусовой молитвы во всех прослойках православного РПЦ МП. Это страшно.

Однажды к старцу архимандриту Иоанну Крестьянкину пришла группа паломников, обеспокоенная тем, что трудно стало находить духовных отцов. Безусловно всем хотелось иметь рядом такого старца, как отец Иоанн. Батюшка понимал это и отвечал им так:

Сейчас нет старцев, а есть опытные старички!

Тех старцев, которых вы ищите, нынче нет.

И знаете ли, почему отобрал Господь у мира такую великую помощь и утешение?

А где послушники-то? Нет послушников! Одни только совопросники остались!

Аминь!

Автор публикации

не в сети 23 часа

Виктор Шипилов

Комментарии: 0Публикации: 366Регистрация: 30-12-2019

Добавить комментарий