Наше время особенное, мы являемся свидетелями того, как мир поглощается тьмой. Своим пришествием в этот мир, Иисус Христос принес нам откровение и показал миру сему его тьму. «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». (Иоан.12:46). Трудно узнать или понять, что такое тьма до тех пор, пока не появится свет. Евангелист Матфей цитирует такие слова: «…народ, сидящий во тьме, увидел свет великий…».
Христос обещает, что, кто последует за Ним, «не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Апостол Павел в 5 гл. послания Ефесянам пишет: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе…».
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы…» (Ин. 3:19).
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели», – пишет апостол Павел к солунянам.
Постоянным предостережением для всех верующих является слово Христово: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34).
Ибо чрезмерное погружение в заботы материальной жизни способствуют развитию плотского разума, который будет всегда в противоборстве с учением и Откровением Божественным.
ГНЕВ БОЖИЙ НА ВТОРОЙ МИР БУДЕТ ЕЩЕ СТРАШНЕЕ, ЧЕМ ПЕРВЫЙ.
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт. 7, 11‒12). Это был гнев Божий, – очистительный потоп.
Почему нам, живущим в ХХI веке, так важно говорить о Всемирном потопе? В Евангелии от Матфея читаем: «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 37‒39).
Вот почему нам надо внимательно изучать все, что было с допотопными людьми. У святого апостола Петра сказано, что первый мир погиб в воде, а второй мир погибнет в огне. Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (см.: 2 Пет. 3, 6‒7).
Книга Бытия объясняет причину потопа тем, что «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11).
ИЗ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Трудно представить масштаб всемирной катастрофы. Упоминания об всемирном потопе сохранились не только на страницах Библии, о нем повествуют древние сказания многих народов, совершенно не связанных с семитской культурой. Так, в обнаруженной и дешифрованной Дж. Смитом в 1872 г. поэме «Шанагбаимуру» («Поэма о том, кто все видел»), которая является частью шумерского Эпоса о Гильгамеше, упоминается человек, переживший всемирный потоп. Его имя – Утнапиштим, в переводе с шумерского – «Он нашел жизнь». У древних индусов был свой, подобный шумерскому, персонаж – Ману, а на санскрите сохранились его знаменитые «Законы». Подобные сведения встречаются у армян, китайцев, австралийских аборигенов, американских индейцев и у других народов.
Самые ранние из известных на сегодняшний момент письменных источников о Великом потопе, это Шумеро-аккадские клинописные таблички, датируемые вторым тысячелетием до н.э., а упоминание потопа встречается как в составе имён собственных, так и в мифологических фрагментах из города Шуруппак, датируемых XXVI в. до н.э. Потоп неоднократно упоминается и в литературных текстах III династии Ура (ок. 2111 г. до н.э. — 2003 г. до н.э.), в гимнах царям.
Свидетельство о потопе и допотопных временах содержится в Шумерском, или Ниппурском, царском списке — в котором перечисляются имена и сроки правления шумерских царей до и после потопа. В конце ХХ века в научный оборот введён ещё один клинописный источник — Табличка Ковчега, написанная между 1900 и 1700 гг. до н.э. на аккадском языке. Лицевая сторона таблички, содержащая руководство по строительству ковчега, сохранилась, так что текст можно прочесть и перевести.
БИБЛИЯ О ПЕРВОМ УБИЙСТВЕ НА ЗЕМЛЕ
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт.4,1). «И еще родила брата его, Авеля» (Быт.4,2). «И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец» (Быт.4,2). «Спустя немного времени Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4,3–4). «И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел» (Быт.4,4–5). «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4,5).
«И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4,6–7). «И сказал Каин Авелю, брату: пойдем в поле. И когда были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт.4,8).
Прп. Нестор-летописец в «Повести временных лет» приводит церковное предание о том, как после этой трагедии тело убиенного Авеля на протяжении тридцати лет находилось перед глазами несчастных родителей: «Плакали Адам и Ева по Авелю 30 лет, и не гнило тело его, и не умели совершить погребение его. Когда же слезы родителей исполнили чашу покаяния, повелением Божиим прилетели два птенца, один из них умер, а другой же ископал ямку, вложил в неё умершего и засыпал сверху землей. Видевшие это Адам и Ева ископали яму, вложили в неё Авеля и, наконец, погребли его с плачем».
«И сказал Господь Бог: за то, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил. И пошел Каин от лица Господня; и поселился на земле Нод, на восток от Едема» (Быт.4,15–16). По свидетельству перевода 70-ти знамение состояло в том, что из груди Каина вырывались стоны, а сам он все время тряс головой и правой рукой, которой убил брата. «Благодаря сему трясению правой руки Каин ни поднести к устам с пищей не мог, ни делать что-либо».
ПОСЛЕДСТВИЯ УБИЙСТВА
Предание рассказывает о том, что братоубийцу Каина преследовали во сне и наяву кошмары: он слышал голос Авеля, спрашивающего: «за что убил?», то в небесах видел грозных ангелов, готовых погубить Каина. Над ним часто гремели молнии с громами, а земля сотрясалась под ногами, не желая носить убийцу. Вот такое страшное проклятие легло на Каина.
Каин удалился от Едема вместе с женой (звали, по преданию, Калмана), родил сына «и построил город; и назвал город по имени сына: Енох» (Быт.4,17).Так началась городская цивилизация. И основателем стал первый убийца, боящийся возмездия.
По свидетельству Иосифа Флавия, Каин насильно сгонял в город других людей. «Владения увеличивал грабежами и насилием и, приглашая сотоварищей к совершению бесстыдств и разбойничью, становится их руководителем и наставником. Изобретением весов и мер, ввел вместо прежней прямоты лукавство и хитрость. Первым поставил на земле разграничительные столбы, построил город и, укрепив стенами, принудил близких жить вместе. Каин родоначальник паспортной системы, торговли и частного землевладения.
ТРЕТИЙ СЫН У АДАМА И ЕВЫ
Когда Адаму исполнилось 230 лет, у него родился третий сын, Сиф. «И познал Адам Еву, и родила сына, и нарекла имя «Сиф» (Быт. 4, 25). По преданию, «когда Сифу исполнилось 40 лет, восхищен ангелом на высоту и научен знанию тайн Божиих. Будучи наставляемый ангелом в течение сорока дней, Сиф, желая передать потомкам те знания, которые открыты на небесах, первым изобрел искусство письменности.
Кроме создания письменности, св. Сиф основал еще астрономию, и математику, которая недаром называется божественной наукой или царицей наук. Ведь это искусство принесено Сифом с неба, из ангельского мира, который связан с миром Божественных идей, лежащих в основе математических законов.
«У Сифа родился сын, и нарек имя Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4, 26).
Так впервые на земле началось общественное служение Создателю. До этого и Адам, и Авель, и Сиф молились и совершали жертвоприношения в одиночестве. Люди, участвовавшие в совместной молитве и жертвах, естественным образом стали особым обществом, Первой церковью, и получили название «ягвистов» или «сынов Божиих».
Адам вкусил смерть, так и не пережив тысячи лет. По свидетельству св. Иринея Лионского , скончался в пятницу, в тот же день, в который и согрешил. И в тот же день и час Христос искупил Адама на другом Дереве. Адама оплакивало все человечество, и погребли тело недалеко от Хеврона, на том месте, где после Потопа вырос Мамврийский дуб.
Ной, входя в ковчег, взял с собой мощи Адама и жены Евы (как об этом пишет св. Иаков Едесский, учитель св. Ефрема). И после Потопа разделил между тремя сыновьями. Череп достался Симу, который, повинуясь откровению, погреб возле будущего Иерусалима и насыпал над ним холм, названный «Лобным местом», или, по-еврейски, Голгофой.
Спустя тысячелетия на этом холме распят Христос. Скала во время землетрясения треснула, и Кровь Христова омыла череп первочеловека, чья душа снова введена в рай.
Спустя десять лет после мужа умерла и Ева. Ее мощи, вместе с костями тела Адама покоятся в двойной пещере Хеврона, которую впоследствии купил Авраам.
ПЕРВАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
После смерти Адама и Сифа, началось смешение ягвистов с потомками Каина. Первым шагом к этому стало схождение сифитов с райской горы к поселениям сынов убийцы.
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что те красивы, и брали себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6: 1–3)
Кто такие сыны Божии и дочери человеческие, и почему эти браки не угодны Богу, такие союзы названы «пренебрежением Духом Божиим»?
Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются “народом Божиим”. Дочери человеческие, которых увидели сыны Божии, – дочери Каиновы; красота их и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: брали себе в жены, какую кто избрал, – показывают, что когда брали себе в жены, тогда были высокомерны с ними, совершая выбор. Бедный превозносился перед богатою, старый перед юною, безобразный надмевался перед красивой».
Поскольку сыны Сифовы брали себе в супружество дочерей Каиновых и пренебрегали своими брошенными женами, последние начали пренебрегать хранением чистоты и стыдливости, соблюдаемых ради мужей. Произошла «сексуальная революция», из-за которой вскоре погибнет первый допотопный мир.
Злые духи, по свидетельству св. Иринея, «научили жен силам корней и трав, красильному искусству и румянам. А также волшебным средствам для возбуждения ненависти, любви, пылкой страсти и любовных обольщений, магическим повязкам, фокусничеству и идолослужению». На земле возникла цивилизация разврата — основой которой стала магическая власть над стихиями, сопряженная с необузданным блудом, уничтожающее силы человека.
По свидетельству мидрашей, обитатели земли «погрязли в разврате». Женщины ходили, открыв тело и подкрасив глаза, а мужчины осквернялись всевозможными видами разврата — открыто и на улице, вступая в связь даже с матерями и дочерьми. «Поколение потопа не было стерто с лица земли до тех пор, пока не стали составлять брачные договоры между мужчинами и между людьми и скотом». Разврат приобрел силу закона, — раскаяние стало невозможным.
ИСПОЛИНЫ
Из-за чудовищных преступлений начала изменяться сама природа, и люди стали рождать безобразных гигантов. «В то время на земле жили исполины, с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, стали рождать их: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 4).
Святитель Василий Великий пишет так: «Человека делает дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела, хотя это истребляет болезнь, истощает время. И не разумеет человек, что “всякая плоть – трава, а красота – как цвет полевой” (Ис. 40: 6). Таковы эти исполины… Таким образом, сила порождает высокомерие».
По свидетельству Соломона, исполины отличались гордыней (Прем.14,6) и, как добавляет сын Сирахов, «в надежде на силу, сделались отступниками» (Сир.16,8). Об них пророк Варух говорит такими словами: «Там изначально жили славные исполины, великие, искусные в войне. Но не их избрал Бог и не им открыл путь премудрости; и погибли оттого, что не умели мудрости, погибли от неразумия» (Вар.3,26–28).
Народ извратился. Так и сказано: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что мысли и помышления на зло во всякое время». Люди стали жить, пренебрегая Духом Божиим, жить по своему хотению, воспринимать свободу как вседозволенность.
Люди не ограничивались повторением преступлений, но с каждым годом изобретали новые и новые злодейства. «И раскаялся Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и воскорбел в сердце. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю: ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6,6–7).
Аминь!
Памяти священника Даниила (Сысоева) посвящается!